назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [ 47 ] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]


47

нде вх аадолженностя по всем (сверх землеустройства) кредитам.

Крупное значение в решении задач экономической политики партии и Советской власти в период борьбы за коллективизацию имела перестройка сельскохозяйственного налога и сельского окладного страхования. Проведенные в этой области мероприятия, содействуя развитию колхозного движения, вместе с тем дополняли меры общеэкономического порядка (запрещение найма рабочей силы, аренды земли и др.), направленные на ликвидацию последнего эксплуататорского класса в стране - кулачества.

1929/80 г. был последним годом, когда обложение колхозов производилось иа тех же основаниях, что и единоличных середняцких хозяйств, с предоставлением лшш. специальных льгот и преимуществ, в частности скидок с начисленных окладов налога. Такое положение, соответствовавшее старым условиям, когда коллективные хозяйства были отдельными островками среди моря единоличных крестьянских хозяйств, было совершенно неприемлемо в новых условиях, когда коллективизация охватывала целые районы и области. Необходимо было провести более четкое разграничение обложения колхозов от обложения единоличных крестьянских хозяйств.

Начало такому разграничению было положено в 1930 г. Хотя доходы колхозов, подлежащие обложению сельскохозяйственным налогом, в основном исчислялись еще нормативно (по нормам доходности), но вместо прогрессивных ставок сельхозналога с последующей системой скидок для колхозов была установлена пропорциональная ставка. С колхозов, хорошо наладивших учет и отчетность, налог стал всчвсляться и взиматься не с норматив--по определенного дохода, а с фактической суммы валового дохода. Пропорциональное обложение стимулировало заинтересованность колхозов в росте доходов и делало систему обложения колхозов максимально простой.

Большие изменения во взимании сельскохозяйственного налс га с колхозов были осуществлены в 1931 г.: был Завершен переход к обложению колхозов по сумме их валового Дохода на основании отчетаоистя; установлена Пониженная ставка налога -т 3% для сельскохозяйственных артелей; от обложения nwe-стью освобождены колхозное животноводство й цдмоводстар, а также корма,; передаваемые колхозом кодкбэятеам, чтодоз было содейсгаовать росту Поголовья колхозного стада; полностью освобождена от обложения выручка от колхозной торговли; крупные льготы предоставлены колхозам в отношении технических Культур-

Особо нужно отметить скидку до 10% (в/1932 г. она была повышена до 25%) за выполнение производственных заданий по севу, обработке и уборке и за правильную постановку учета и отчетности. Эта, скидка призвана была стимулировать лучшую организацию колхозного хозяйства как планового социалиствче-

ского хозяйства. Благодаря всем этим льготам и скидкам фактический размер налога с колхозов составлял не 3%, а примерно 1,5% валового дохода колхозов.

Одновременно усилилось обложение кулацких хозяйств. В 1930 г. обложению налогом в индивидуальном порядке подлежали все фактически имеющиеся кулацкие хояйства, а не в пределах установленного процента от общего числа крестьявских хозяйств, как это было равее. Дяя кулаков была введева особая шкала ставок, намного увеличенных по сравнению со ставками налога, взимаемого с трудовых единоличных хозяйств. По этой ншале изъятие составляло от 20% (при годовом доходе в 500 руб.) до 70% (с дохода, превышающего 6000 руб. в год). С 1931 г. было запрещено распространение на кулацкие хозяйства каких бы то ни было льгот, в том числе и за агротехнические мероприятия.

В итоге произведенной перестройки сельскохозяйственного налога усилилась дифференциация обложения отдельных категорий плательщиков, как это видно из следующих данных о размере налога в среднем па один двор (в руб.): колхозы в 1929/30 г.- 10,7, в 1932 г.-9,8, единоличные трудовые хозяйства - 18,1 и 26,9, кулацкие хозяйства - 172,4 и 313,7.

В 1932 г. дополнительно к сельскохозяйственному налогу был введен единовременный налог с единоличных крестьянских хозяйств, повторенный затем в 1934 г. Задача налога заключалась в Том, чтобы усилить обложение неземледельческих и нетрудовых (в частности, рыночных) доходов единоличных хозяйств; Ставки налога различались в зависимости от мощности хозяйства.- Единоличные трудовые хозяйства, облагавшиеся сельхозналогом по твердым ставкам, платили от 15 до 20 руб. (в 1934 г. от 15 до 125 руб.) с хозяйства, остальные трудовые крестьянские хозяйства-в размере от 100 до 175% оклада сельхозналога. С кулацких хозяйств единовременный налог взимался в размере 200% оклада сельхозналога. Районным исполнительным комитетам предоставлялось право частично освобождать от налога хозяйства, аккуратно выполняющие обязательства перед государством; и повышать ставки налога (вплоть до удвоения) с хозяйств, злостно не выполняющих обязательства.

Выше уже упоминались введенные в 1931 г. сборы ва нужды яшлищного и гультурно-бытового строительства. В деревне плательщиками кудьтжилсбора были все населеиве и все хозяйстч ва, кроме колхозов. Следовательно, сбор уплачивался также и колхозниками, не имевшими доходов от необобществленной части хозяйства. С колхозников культжилсбор взимался по твердым ставкам (от 15 до 80 руб. на двор), с единоличных трудовых хозийств -в размере от 75 до 175% оклада сельхозналога. Для кулацких хозяйств размер культжилсбора определялся в сумме 200% оклада сельхозналога.

Динамика бюджетных платежей но налогам на селе показана на стр. 286 (в млн. руб.),



Осовый

1929/30 г.

1030 т.

1931 г.

1932 г.

Сельскохоаяйственвый

405,6

1703

4573

4593

налог

В той числе

с колхозов

15,4

1213

с васеления

1543

3803

3373

Куаьтжялсбор

244,7

398.9

ВдивовренеинБЙ налог

166,1

с единоличных кресть-

янских хозяйств

Итого

405,6

170,2

702,6

1024,0

Самообложение

58,1

3623

4853

Введение двух новых платежей (культжилсбора и единовре-иеиного налога с единоличных крестьянских хозяйств) обеспечило прирост поступлений от сельскохозяйственного населения, особенно в 1932 г. В подавляющей своей части прирост поступлений происходил за счет усиления обложения единоличных крестьянских хозяйств, и особенно кулачества. С ликвидацией кулачества как класса и завершением коллективизации налоговые поступления от сельскохозяйственного населения стали снижаться.

Таким образом, в перибд борьбы за коллективизацию сельского хозяйства налоги были шнроко использованы в качестве одного из серьезных орудий помощи колхозному крестьянству и экспроприации кулачества в связи с его ликвидацией на основе сплошной коллективизация.

В таком же направлении происходили перестройка и нсполь-зсФйние обязательного окладного страхования, снова ставшего основным видом имущественного страхования после того, как было отменено страхование имущества государственных предприятий и учреждений.

В процессе подготовки налоговой реформы 1930 г. Наркомат РКИ предлагал реформировать страхование имущества, принадлежащего частным лицам, и личное страхование на следующих основаниях: ликвидировать гарантийное страхование; сохранить лишь один вид личного страхования - иа случай смерти или инвалидности, возложив обязанности по его распространению иа комиссии содействия государственному кредиту и сберегательному делу (комсоды), а прием и выдачу страховых сумм - на сберегательные кассы; прекратить добровольное сверхокладное страхование. В таком случае деятельность страхового аппарата ограничивалась проведением обязательного страхования имущества колхозов и частши хозяйств, добровольного страхования домашнего имущества и страхования экспортно-импортных грузов. Проект НК РКИ исходил из того, что не требуется сохранение

специального хозрасчетного страхового учреждения, а возможно всю работу организовать внутри общего финансового аппарата

Первое из перечисленных мероприятий было вполне целесообразно. Гарантийное страхование, возлагая ответственность за растраты и хищения, за убытки, причиненные бесхозяйственностью или небрежными действиями и упущениями рабочих и служащих, на Госстрах, ослабляло внимание хозяйственников к вопросам надлежащей организации кассового и складского хозяйства. В июле 1930 г. гарантийное страхование было ликвидировано.

Другие предложения, содержащиеся в проекте НК РКИ, себя не оправдали, так как не учитывали перспектив дальнейшего хозяйственного развития. В этом отношении интересно отметить, что необходимость ликвидации добровольного сверхокладного страхования мотивиров1лась тем, что этим страхованием пользуются лишь зажиточные слон крестьянства и кулачество.

В 1930 г. предложение НК РКИ о ликвидации особого хозрасчетного страхового аппарата принято не было, так как было решено возмещать убытки по обязательному страхованию имущества госпредприятий и учреждений через Госстрах. С ликвидацией обязательного страхования имущества госпредприятий и учреждений это возражение отпало. Вся работа по страховым операциям была передана финансовым органам, реснубликаяскне правления и краевые (областные) конторы Госстраха были ликвидированы. За правлением Госстраха СССР сохранялись операции цо иностранному страхованию, составление сводного годового отчета но страховому делу.

Такому решению вопроса способствовала проведенная в июне 1930 г. передача функций по государственному страхованию в сельских местностях из районных органов Госстраха в райисполкомы. Республикам было предоставлено право сохранить районные органы Госстраха там, где аппарат райисполкомов не был подготовлен к выполнению страховых функций, но не более чем на один год. Так как до этого страхование имуществ колхозов, проводившееся Коопстрахом, было уже сосредоточено в Госстрахе, то передача государственного страхования в сельских местностях в райисполкомы означала полную ликвидацию в районах специального страхового аппарата. Апиарат этот был восстановлен в 1933 г.

Сплошная коллективизация и ликвидация на этой основе кулачества как- класса требовали соответствующей перестройки страхования.

До 1931 г. применялись единые для всех хозяйств страховые тарифы, а льготы бедняцким хозяйствам выражались либо в форме скидок, либо в полной бесплатности для них окладного страхования. С 1 октября 1931 г. были введены следующие диффе-

** " финансовой системы. Материалы к XVI съезду ВК1Т(б),



ренцированные ставки страховых платежей в зависимости от пояса местности (в % к страховой сумме):

Страхование строений посевов

крупного рогатого скота лошадей, верблюдов, ослов каракулевых овец

Для колхозов

035-1,60 1,00-1,80 3,00-3,30 5,00-530 5,00

Дяя трудовых еднно-ляяяых хоаяйств

035-2,40 1,20-2,40 3,70-4,70 6,20 и 8,20 6,00

Для кулацких хозяйств

1,10-4,80 2,40-430 7,40-9,40 12,40 и 16,40 12,00

Дифференциация ставок была дополнена установлением различий между колхозниками, трудовыми единоличниками и кулацкими хозяйствами в отношении круга объектов, охватываемых страховым обеспечением, а также нормы обеспечения и порядка возмещения убытков. Было введено страхование инвентаря, семенных запасов, мелкого скота, принадлежащих колхозам. Страховое обеспечение устанавливалось для колхозов в размере полной стоимости застрахованного имущества (по страховой оценке), для единоличных хозяйств - в размере от 50 до 100% страховой оценки. Выплата страхового вознаграждения кулацким хозяйствам в районах сплошной коллективизации была прекращена. Сон>зным республикам было предоставлено право новьшхать или понижать нормы страхового обеспечения, установленные союзным законодательством. Маломощные колхозы и бедняцкие хозяйства от страховых платежей освобождались; их имущество страховалось бесплатно.

10. Развитое бюджетной системы

и бюджетного планирования. Реорганизащя финансового контроля

Период борьбы за коллективизацию сельского хозяйства характеризовался дальнейшим усилением роли и значения бюджетной системы СССР в распределении национального дохода, в хозяйственном и культурном строительстве страны. Этому содействовала перестройка форм и методов бюджетной аккумуляции средств, о которой было сказано выше, а также преобразования в самой бюджетной системе в теснейшей связи с успешным развертыванием индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства.

Повышение культурных и материально-бытовых запросов со стороны быстро растущего населения городов и перестраивающего на новый лад свою жизнь колхозного крестьянства, проведение всеобщего обучения, усиление руководства хозяйственным строи-,

тельством в колхозах - все это требовало улучшения работы сельских Советов, укрепления их финансовой базы.

Особенно возрастала роль сельских Советов. Они становились подлинными центрами хозяйственной, политической, культурной жизни деревин.

В постановлении ЦИК СССР от 25 января 1930 г. «О новых задачах Советов в связи е широко развернзгвшейся коллективизацией деревни» указывалось, что «сельские Советы, особенно в районах сплошной коллективизации, должны иметь свой бюджет. Сельские Советы должны руководить всеми культурно-просветительными и социально-бытовыми учреждениями, а также благоустройством села, направляя всю эту работу по пути социалистического воспитания масс и коренной перестройки всего быта»

С февраля 1930 г. предусматривалось образование самостоятельных бюджетов во всех сельских Советах, определялся перечень расходов и источников доходов сельских бюджетов, обеспечивающих обслуживание административных, хозяйственно-общественных и культурных нужд местного значения. Сельские бюджеты становятся серьезным орудием хозяйственного руководства.

Осуществление задач, связанных с развернутым социалистическим наступлением, требовало максимального приближения ни-]30вых органов Советской власти к массам, расширения их прав и обязанностей, установлення их непосредственной связи с органами государственной власти и государственного управления союзных и автономшлх республик и с краевыми (областными) исполнительными комитетами. В июле 1930 г. постановлением ЦИК и СНК СССР о ликвидации округов завершается районирование страны. Материальные средства, культурные силы и источники доходов ликвидируемых округов были переданы районным исполнительным комитетам. В результате район становился узловым пунктом, в котором практически осуществлялась политика партии на селе; его финансовая база укреплялась. «Основные положения о районных съездах Советов н районных исполнительных комитетах», утвержденные ЦИК и СНК СССР 13 октября 1930 г., расширили бюджетные права райисполкомов, определили круг доходов и расходов районных бюджетов.

Все это содействовало развитию местных бюджетов, укреплению их доходной базы.

Налоговая реформа, унифицировавшая платежи предприятий и организаций обобществленного хозяйства и перестроившая систему бюджетных доходов, вызвала коренные изменения в распределении доходов между общесоюзным, республиканским и местными бюджетами. Это видно из данных табл. 6 (по проекту

" Бюджетное законодательство Союза ССР за 20 лет. Сборник важнейших законодательных материалов за 1917-1937 гг., с, 350. М,, Госфин-издат, 1938.

Ю В. П. Дьяяеяко

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [ 47 ] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]