назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [ 44 ] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]


44

страхователей. Убытки были возмещены в сумме 8,6 млн. py6.i в том числе на 392 тыс. руб. нз средств госбюджета и на 8,2 млн. руб. за счет сбора премии от страхователей. Следовательно, из переданных госбюджетом Госстраху в октябре - декабре 1930 г. 31 млн. руб. Госстрах использовал по назначению лшпь немногим более 1%. По-видимому, некоторые предприятия и хозяйственные организации попросту не прибегали к услугам Госстраха, а возмещали ущерб, причиненный стихийными бедствиями или несчастными случаями, из своих средств в порядке текущего ремонта.

При напряженности ресурсов, которая испытывалась тогда в связи с финансированием развернутой программы капитальных работ, передача средств из госбюджета без гарантии быстрого rf эффективного их использования была нецелесообразной. К тому же в случае крупных убытков, причиненных стихийными бедствиями, возмещение их могло производиться не иначе как в порядке планового строительства, по единому плану капитальных работ на обпщх основаниях.

В силу указанных причин уже в начале 1931 г. обязательное страхование имущества, принадлежащего государственным предприятиям и учреждениям, отменялось. Убытки от стихийных бедствий и несчастных случаев, причиненные 1осударственным предприятиям районного и сельского значенЕЕя, коммунальным предприятиям, социально-культурным учреждениям, состоящим на местном бюджете, н кооперативным организациям, было предложено возмещать из бюджетных средств, предусматривая в расходной части бюджетов необходимые для этого суммы. Страховые организации потребительской кооперации были ликвидированы. Страхование имущества, принадлежащего жилищно-строительной и жилищно-арендной кооперации, профессиональным и другим общественным организациям, а также страхование государственного имущества, сданного в аренду, сохранялось со взиманием страховых платежей от страхователей.

Собственные оборотные средства государственных предприятий и хозяйственных организаций должны были обеспечивать лишь минимальные, неснижающиеся потребности кругооборота средств. На потребности, ие обеспечиваемые собственными оборотными средствами, предприятиям и хозяйственным организациям предоставлялся прямой, целевой банковский кредит на основе безусловной возвратности в установленные сроки. Перераспределение средств в порядке взаимного коммерческого кредитования предприятиями и хозоргапизациями друг друга было запрещено. Возможности образования взаимной задолженности были строго ограничены и сводились в основном к авансовым платежам по степени готовности в тех случаях, когда необходимость

Финансовые отчеты Госстраха за 1929/30 г, и за особый квартал 1930 г., с. 48-49.

таких платежей вытекала из характера хозяйственных операций (расчеты со строительными организациями, оплата по частям заказов на производство сложного оборудования и пр.) и когда они допущены законом. Вознцкиовение дебиторско-кредиторской задолженности стало рассматриваться как прямое нарушение платежной дисциплины и как показатель прорыва в ходе выполнения планов. Партия и правительство обязали финансовые органы и банки вести систематическую борьбу с незаконной дебиторско-кредиторской задолженностью и неоднократно принимали меры к ее ликвидации.

На первых этапах нэпа государственные предприятия и хозорганизаций имели право покупать и продавать эа свой счет облигации не только «гарантийных» 8%-ных, но и других займов, помещая в них часть своих временно свободных средств. Это создавало им возможность путем продажи облигаций покрывать финансовые прорывы, что противоречило новым условиям и требованиям хозяйственной деятельности. Поэтому еще в конце 1929 г. кредитным учреждениям было запрещено продавать хозяйственным органам и покупать у них облигации займов. В марте 1931 г. Совнарком предложил всем государственным предприятиям и учреждениям и кооперативным союзам обменять в Госбанке на облигации 8%-ного займа 1928 г. все принадлежащие им облигации выигрышных займов и воспретил им приобретать в дальнейшем такие облигации.

Налоговая реформа внесла большие изменения в состав себестоимости продукции и издержек обращения и создала новую систему распределения денежных накоплений социалистических предприятий.

В коммерческой себестоимости и торговых накидках произошли изменения за счет платежей, унифицированных в налоге с оборотаСоответственно увеличились размеры денежных накоплений (разница между выручкой от реализации продукции по установленным ценам без налога с оборота и себестоимостью продукции). Тем самым изменилась структура розничной цены.

Табл. 5 дает представление об изменениях, которые происхо-дЕЕЛИ в результате реформы в структуре отпускной цены (вало-

" Общими даш всех предприятий платежами, которые включались в фабрично-заводскую себестоимость, были страховые платежи, гербовый, оценочный, судебные, нотаряальиые, мастные сборы, в каменноугольной промышленности, кроме того, аренда за недра и погектарная плата, в нефтяной ~ попудная или потонная плата, основная и дополнительная рента, в стекольной - сбор с котлов, в винокуренной, крахмало-паточ-вой, пивоваренной, спичечной промышленности - сбор с котлов и рент -ные платежи. Лесная промышленность вносила крупные суммы иопен-ной платы и т. п. По многим отраслям проиышлепности производились отчисления в фонд содействия рабочему изобретательству и специальные отчисления по распоряжениям ВСНХ. Коммерческая себестоимость включала в себя промысловый налог, акцизы и другие платежи,



Таблица S

1.Валовая выручка

В тон числе уннфшщроваявые платежи юваропроводящеД сети

2.Полная комнерческая себеотоииость

В том числе

а)фабричио-ааводсная себестоимость

б)накладные и торговые расходы без налогов и сборов

в)неуавфицированЕЫе платежа

г)платежи, унифицированные в едином налоге с оборота

Ь, Валовая прибыль (1-2)

4.Расходы и платежи иа валовой прибыла

5.Чистая прибыль (3-4)

6.Платежи иг чистой прибыл»

В том числе

а)неуиифицироваявые

б)унифицированные в едином отчислении от прибылей

7.Часть чистой нрибьши, оставляемая в распоряжении ховорганов (5-6)

вой выручки) в машиностроении и нефтяной, а также в текстильной нромБшшенности

Денежные накопления в болыпей степени стали концентрироваться в промышленности, а внутри нее - преимущественно в отраслях, производящих предметы личного потребления (легкая и пищевая промышленность). Это явилось результатом унификации в налоге с оборота платежей, которые ранее вносились торгующими и заготовительными организациями за счет торговой накидки (с соответствующим повышением отпускных цен про-мьпплеиности) и страховых платежей.

Составлена по материалам сектора государственных доходов Наркомфина СССР,

По данным сектора государственных доходов НКФ СССР, унифицированные в налоге с оборотов и Перемещенные в промышленность платеяш

ШФ>яная вромшплевяосгь

Текстильная вромышленность

Ыашквостроеняй

фактическая

поме реформы

фактическая

после реформы

фактическая

после реформы

%к итогу

мля. руО.

нлн.

РУО.

итогу

фак(я-

чвскому

тровнк»

мли, руб.

% « итогу

мли. руб.

итогу

фактическому уровню

мли. руб.

It к итогу

млн. руб.

итогу

фактическому уровню

3453

1003

4203 753

1003 173

121,7

18233

1003

19023 78,7

1003

1043

451.1 1-

1003

4523 13

1003 03

100.3

233Д

308,4

132,1

15M,e

85,7

16423

1(ЙЗ

416.6

92.3

418,1

92,4

100.4

J543

44,8

1543

1003

1363,7

1363,7

71.7

1003

3833

3833

1003

10,3

1003

20,3

1003

1003

1003

1р03

1003

17.1

134,2

226,7

172,6

251.3

1453

13.7

1123

1113

3!4 ИЗ

1113 123

263 33

1003 333

2593 673

14,3 3.7

2593 34,9

13,7 13

100,0 51,6

343 163

7,7 3.7

343 13

73 0,4

100,9 ИЗ

73,9 65,7

21,4 193

993 893

23,6 213

1343 135,4

1«2,3 1703

103 9.4

2253 202.0

113 103

117,0 1183

183 163

4.0 33

323 293

73 63

181.1 183,1

- 563

23 163

83 80,1

2,1 19,1

1003 1413

201,2 150,7

1.1 8.3

203 1813

1,1 93

1003 120,4

23 13,0

0,6 2,9

23 26,4

03 5.&

1003 2013

124,3

21,4

1073

1653

Начало концентрации денежных накоплений в некоторых отраслях промышленности, производящих товары личного потребления, было положено еще в первый период нэпа посредством установления акцизов и соответствующего повышения цен. Следует подчеркнуть, что и тогда проводилась в жизнь директива Коммунистической партии, обязывавшая компенсировать акцизы соответствующим увеличением фондов заработной платы, В дальнейшем были снижены или полностью отменены акцизы по товарам, относящимся к предметам первой необходимости, и одновременно повышены цены на алкогольные напитки, табачные изде-

носледующих звеньев продвижения нромыошенпых товаров к потребителям составляли от 0,4% (машиностроение) до 483% (нефтяная iroo-мышденность) к фабрично-заводской себестоимости, или от 03 до 17,8% к обороту,



ЛИЯ, продукцию парфюмерной промышленности и некоторые другие такого же рода товары. Общая линия партии и Советского правителытва состояла в систематическом снижении оптовых (отпускных) и розничных цен.

При проведении налоговой реформы в 1930 г. относительно более высокие ставки налога с оборота по ряду товаров личного потребления были установлены потому, что они включали в себя прежние акцизы и унифицированные платежи товаропроводящей системы. Следовательно, уровень денежных накоплений уже тогда в отраслях группы «Б» был более высоким, чем в отраслях группы «А*. Это полностью соответствовало и установкам первого пятилетнего плана, намечавшего такое соотношение динамики себестоимости и цен, при котором рентабельность отраслей группы *Б» должна была повышаться в большей степени, чем но группе «А». При,задании снизить себестоимость продукции по группе «А» на 38% и по группе «Б» на 32% отпускные цены предполагалось снизить по группе «А» на 30%, а по группе «В»-на 19,5%.

Общая динамика себестоимости и отпускных цен по пятилетнему плану намечалась в следующем виде (в % к 1927/28 г.): себестоимость в 1928/29 г.-93,0, в 1929/30 г.-86,5, в 1930/ /31 г.-80,8, в 1931/32 г.-75,3, в 1932/33 г.-70,0%; цены за те же годы - соответственно 98,6; 94,6; 90,4; 85,9; 81,0.

Из 12,7 млрд. руб. промышленной прибыли за пятилетие разрыв между динамикой себестоимости и цен должен был составить 6,2 млрд. руб., или 50%.

Задания пятилетнего плана по снижению себестоимости продукции выполнены не были главным образом потому, что увеличение фондов заработной платы опережало рост производительцо-* сти труда.

Фактическая себестоимость изменялась следующим образом (в % к 1927/28 г):

1932 г.

1928/29 г. 19S0 г. Ш г. (первое

полугодие)

По всей промышленностк В том числе по группе «А» по группе «Б»

94,7 88,3 953

93,4 953

85,7 933 913 963

99,6

96,1 1023

Чтобы ие снижать темпов хозяйственного и культурного строительства, оказалось необходимым повысить цены. Первоначально цены повышались на некоторые товары личного потребления, тем более что задания по снижению себестоимости в отраслях группы «Б» выполнялись в меньшей степени, чем в отраслях группы «А». Что касается цен на средства производства, то их снижению или но крайней мере сохранению на неизменном уровне придавалось большое значение как фактору снижения себестоимости

продукции во всех отраслях народного хозяйства. Повышение этих цен проводилось лишь в том случае, когда производство становилось планово-убыточным.

При переходе в конце 1931 г. к потоварным ставкам налога с оборота почти по всем отраслям группы *А» ставки были понижены, а по убыточным ее отраслям установлены на минимальном уровне (1-2%). По ряду же отраслей группы «Б» ставки налога с оборота были значительно повышены по сравнению с установленными в 1930 г. (пивоваренная промышленность - с 29,9 до 75%, кондитерская - с 29,9 до 45,6%, швейная - с 15,8 до 43,7%, шелковая - с 26,2 до 34,9%, маргариновая - с 19,3 до 23,9%, трикотажная - с 26,2 до 29,6%) с соответствующим повышением отпускных цен. Разрыв в уровнях цен на средства производства и предметы потребления увеличился также в связи с введением торговли по повышенным (коммерческим) ценам и бюджетных наценок.

Приведенные ниже данные показывают динамику цен за годы первой пятилетки (в % к 1927/28 г.).

1938/29 Г. 1930 г. 1931 г.

1932 г. (первое яолу-годяе)

Оптовш целы цроыБпшсеоио-сгн ВСЙХ В той числе

до группе «А»

по группе «В» Оптовые цены проыышлевяо-оти Наркоысиаба (пищевая) Ровничные цены государственной и кооперативной торговли

99,5

98,5 100,2 1043

104,3

98,9

109,0

1203

96,8

103,4

1383

1813

115,9

12S3

173,3

108,7

1373

176,6

Концентрация денежных накоплений в некоторых отраслях промышленности, обусловленная системой цен, предопределила основные формы денежных накоплений. В отраслях с относительно высоким уровнем денежных накоплений последние должны подразделяться на две части. Одна из них непосредственно (по мере оплаты продукции) перечислялась в государственный бюджет в форме налога с оборота, который в значительной своей части состоял из прибавочного продукта, созданного в других отраслях производства, и являлась одной из первичных форм распределения национального дохода. Другая часть денежных накоплений составляла прибыль предприятия, из Которой образовывались установленные премиальные и культурно-бытовые фонды (в дальнейшем они были объединены в фонд директора предприятия), выделялись суммы на пополнение собственных оборотных средств предприятия и на капитальные вложения (раздельно), а излишек (но не менее 10%) передавался в государственный бюджет в порядке отчислений.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [ 44 ] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]