назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [ 40 ] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]


40

венному органу устанавливался лимит кредитования, т. е. предельная сумма кредитования; но представлении хозорганами договоров, заключаемых на основе их финансовых планов, банк открывал хозорганам кредит; по мере выполнения хозорганами заключенных ими договоров банк производил отпуск средств, т, е, предоставлял фактически кредит. Это означало, что Государственный банк имел право кредитовать хозорганы в пределах кредитного лимита лишь в размерах действительных потребностей, подтвержденных представленными банку договорами, и только в соответствии с ходом выполнения договоров.

Следовательно, кредитование должно было осуществляться пе «под план», а в меру выполнения плана. Госбанку категорически запрещалось покрывать за счет своих средств убытки хозорганизаций. Предпочтительной формой расчетов была признана акцептная. Банку предоставлялось право применять к хозорганам, нарушающим требования договорной, платежной и кредитной дисциплины, меры кредитного воздействия (кредитные санкции): прекращать выдачу сумм со счетов неаккуратных хозорганов, продавать в принудительном порядке принадлежащие им товары и другие материальные ценности.

ЦК ВКП(б) в директивном письме от 12 апреля 1931 г. всем партийным организациям и руководителям хозяйственных, финансовых и банковских органов «О поправках к кредитной реформе и о кампании но заключению договоров» подчеркнул исключительное хозяйственно-политическое значение постановле-, ния СПК СССР от 20 марта и указал на мероприятия, которые должны быть проведены в период подготовки перехода на новую систему кредитования, т. е. до 1 мая 1931 г. В центре всей подготовительной работы предлагалось поставить вопрос о хозяйственных договорах.

Ликвидация обезлички собственных и заемных оборотных средств была осуществлена на основе постановления Совета труда и обороны (СТО) от 23 июля 1931 г. «Об оборотных средствах государственных объединений, трестов и других хозяйственных ; организаций». Каждая государственная хозяйственная организа- ция наделялась собственными оборотными средствами, достаточ-j ными для обеспечения минимальных запасов сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, незавершенного производства и готовых изделий и товаров, а также вложений в расходы будущих лет. Эти минимальные запасы, необходимые для нормальной деятель-J ности предприятия, выражались в днях и получили название! нормативов.

Для доведения размеров собственных оборотных средств государственных предприятий до уровня норматива в 1931 г. была проведена конверсия задолженности хозяйственных органов Рос-; банку, а именно часть зтой задолженности с государственны] хозорганизаций списывалась и зачислялась в их собственные обо ротные средства. Сумма конверсии (более 6 млрд. руб.) был«

оформлена в виде специального долгосрочного займа, погашаемого в течение нескольких лет за счет средств государственного бюджета. Полностью зтот долг был возмещен Государственному банку в 1938 г. Дальнейшее пополнение собственных оборотных средств государственных хозяйственных организаций должно было производиться за счет собственных накоплений, а в недостающей сумме -за счет бюджетных безвозвратных ассигнований.

О влиянии конверсии свидетельствуют следующие данные. В 1929 г. в оборотных средствах промышленности ВСНХ собственные ее средства составляли 51,3%, кредитная задолженность банкам - 25,4, кредитная задолженность по выданным векселям - 19%. В 1932 г. в тяжелой промышленности на долю собственных оборотных средств (с учетом конверсии) приходилось 81,3%, на долю кредитной задолженности Госбанку - 18,77о.

Потребность предприятия в собственных оборотных средствах устанавливалась при утверждении промфинплана предприятия. Постановление предусматривало возможность временного, на срок не более одного месяца, перераспределения собственных оборотных средств внутри объединений лишь в тех случаях, когда по каким-либо причинам предприятие не может полностью использовать свои оборотные средства, но вместе с тем они ему необходимы и могут быть использованы но истечении некоторого времени. Для стимулирования лучшего использования оборотных средств сверхплановые накопления и средства, высвобожденные путем сверхпланового ускорения их оборачиваемости, оставались в распоряжении предприятий.

В целях действительного обеспечения прав хозоргапа распоряжаться своими собственными оборотными средствами единый контокоррент был ликвидирован. Каждое хозрасчетное предприятие, имеющее самостоятельный баланс и собственные оборотные средства, должно иметь в Госбанке свой расчетный счет, на который зачисляются все (и собственные, и заемные) оборотные средства предприятия или хозоргана. Право распоряжения этим счетом принадлежит только предприятию или хозоргану - владельцу счета. Госбанк может списывать средства со счета без согласия хозоргана или предпрпягня лишь в ограниченных, установленных законом случаях. Кроме расчетного счета хозорган или предприятие имеет ссудный счет, на котором отражается движение его задолженности Госбанку,

Наделение предприятий собственными оборотными средствами на определенные нужды в пределах минимальных потребностей повлекло за собой уточнение объектов банковского кредитования. Потребности, покрываемые собственными оборотными средствами, не могли служить объектами банковского кредитования. С другой стороны, потребности предприятий и хозяйственных органов и средствах, превышающих установленный минимум их собственных оборотных средств, должны покрываться банковским кредитом. В постановлении СТО от 23 июля 1931 г. указывалось:



«Государственный банк предоставляет краткосрочный кредит государственным преднрнятням дншь на потребности, связанные с финансированием ценностей в пути, с авансированием сезонных процессов производства, с накоплением сезонных запасов сырья, топлива, производственных и вспомогательных материалов, с временным повышением вложений в незавершенное производство, с сезонным накоплением готовых изделий и товаров, а также на другие временные нужды, вытекающие из хода производства и обращения товаров» **.

Таким образом, банковский кредит должен был предоставляться лишь на временные нужды предприятий, причем в каждом случае на строго и точно установленные нужды. Отсюда вытекают и основные принципы кредитования: срочность, возвратность, целевой характер и обеспеченность кредита. Каждая ссуда, предоставляемая Госбанком, должна иметь определенное целевое назначение и выдаваться лишь в том случае, если предприятие или хозорган гарантируют использование ссуды на установленную при ее выдаче цель. Каждая ссуда может быть, далее, выдана лишь на определенный, точно установленный срок. Соблюдение второго принципа требует обеспечения безусловного возвращения полученной ссуды по истечении ее срока. Для обеспечения же возвратности ссуды устанавливается четвертый принцип - обеспеченность кредита товарно-материальными ценностями. Банку предоставлялось право снисызать с расчетного счета хозоргана средства на погашение просроченных ссуд.

Ликвидировав недостатки и просчеты в практике проведения кредитной реформы, Коммунистическая партия и Советское правительство добивались совершенствования работы Государственного банка, В мае 1932 г., заслушав доклад об итогах перехода к новым формам кредитования и расчетов. Совнарком СССР отметил, что Госбанк организационно не перестроил своего аппарата применительно к новым задачам кредитной и расчетной работы и особенностям отдельных отраслей хозяйства. Госбанку было предложено построить свой аппарат по отраслевому принципу (отраслевые управления и отделы), принять меры к защите интересов поставщиков при акцептной форме расчетов, расширяя од- i повременно применение аккредитива и особого счета, форсировать организацию внутрисистемного и межотраслевых расчетов применительно к особенностям отдельных отраслей народного хозяйства.

Среди мероприятий, направленных иа дифференциацию форм : кредитования, важнейшими были введение в 1932 г. нового порядка кредитования совхозов (с учетом особенностей кругооборота средств в сельском хозяйстве) и перестройка в 1933 г. систе- мы кредитования товарооборота.

" Директивы КПСС и Советского правительства по хозя&ствеииым во-1 просам, т. 2, М., Господитиадат, 1957, с. 314

Кредитная реформа имела крупное значение для всего социалистического строительства. В результате реформы обеспечивалась непосредственная связь кредита с процессами производства и обращения товаров, что составляет одну из важнейших особенностей советского кредита. Создалась система кредатования и расчетов, соответствующая сущности советского кредита, его роли в хозяйственной жизни страны, позволяющая плодотворно использовать Кредит и банковские учреждения дли борьбы за выполнение народнохозяйственных планов, для укрепления хозяйственного расчета, усиления заинтересованности предприятий и хозорганизаций в результатах своей деятельности, для контроля рублем.

В большой степени усилилась роль Государственного банка СССР как кредитного, расчетного и кассового органа страны. Число учреждений Госбанка выросло с 601 на 1 октября 1929 г, до 2198 на 1 января 1933 г., кредитные вложения Госбанка в народное хозяйство - с 4,1 млрд. до 10,5 млрд. руб., остатки средств на счетах в Госбанке - с 1,7 млрд. до 8,7 млрд. руб. Обороты Госбанка по всем операциям за 1932 г. превысили 1 трлн. руб., кассовые обороты (но приходу) составили около 43 млрд. руб. (в ценах соответствующих лет).

Кредитная реформа вместе с тем усилила возможности контроля рублем со стороны финансовых органов, их ответственность за состояние и правильное использование собственных оборотных средств предприятий и хозорганизаций.

Одним из важнейших результатов кредитиой реформы явилось облегчение условий для планирования денежного обращения. Реформа позволила перейти к составлению кассовых планов «в целях улучшения учета денежной массы и укрепления планового начала в регулировании денежного обращения» В кассовых планах, представляемых хозяйственными органами и учреждениями в Госбанк одновременно с их квартальными финансовыми и кредитными планами, учитывались все ожидаемые поступления наличных денег и фактическая потребность в наличных деньгах для выплаты заработной платы, на заготовки и для других нужд. Тем самым Госбанк получал возможность учесть н взять под свой контроль все каналы обращения наличных денег, точнее согласовывать поступления наличных денег в кассы Госбанка и выпуск денег в обращение, усилить контроль за соблюдением правил развития безналичных расчетов, препятствовать оседанию денег в кассах предприятий, учреждений и хозяйственных организаций.

•* Нз постановления СНК СССР от 2 января 1931 г. («Девеясное обращение и кредитная система Союза ССР аа 20 лет». Сборник важнейших sa-коиод&тельЕЫх материалов за 1917-1937 гг. М,, Госфиниздат, 1939, с. 267).



4. Развитве креднтной снстемы и создание свециальных банков долгосрочных вложений

Проведение кредитной реформы было неразрывно связано с перестройкой всей кредитной снстемы. Основвая линия такой перестройки заключалась в разграничении функций краткосрочно кредитования и капитальных вложений с отраслевой специализацией банков долгосрочных вложений.

Сосредоточение функций краткосрочного кредитования в Государственном банке СССР особенно отразилось на кооперативных и местных коммунальных банках. До креднтной реформы в этих банках краткосрочные кредитные операции занимали большой удельшсй вес. Во Всекобанке в 1929 г. они составили 206 млн. руб., а долгосрочные - 72 млн. руб., в коммунальных банках на 1 апреля 1929 г.- соответственно 310 млн. и 598 млн. руб. Изъятие нз ведения этих банков краткосрочных операций привело к ликвидации всех филиалов Всекобанка и Украинбанка и почти половины филиалов коммунальных банков.

В печати обсуждался вопрос о нецелесообразности сохранения трех самостоятельных банков - БДК, Цекомбанка и Всекобанка. Слияние БДК и Цекомбанка мотивировалось тем, что в их работе имеется параллелизм, препятствующий правильному планированию кредита и проведению финансового контроля над капитальными вложениями. Отмечалось, что организации, осуществляющие строительство, оказывались вынужденными обращаться за средствами к обоим учреждениям. Ликвидация Всекобанка обосновывалась незначительным масштабом его работы после кредитной реформы и однотипностью объектов, финансируемых Всекобанком и (по линии Наркомторга) Банком долгосрочного кредитования (БДК).

Успехи в области коллективизации крестьянских хозяйств потребовали коренных изменений в системе сельскохозяйственного кредита. ЦК ВКП(б) в июне 1929 г. указал на необходимость и пути совершенствования организационной структуры и методов работы сельскохозяйственной кооперации применительно к задачам производственного кооперирования и коллективизации крестьянских хозяйств, максимального вовлечения в Кооперативное строительство средств самого крестьянского населения. В частности, для усиления и углубления производственной работы специальных (по основным отраслям производства) систем сель скохозяйственнои кооперации признано было необходимым сосредоточить в их ведении все основные функции, в том числе производственное кредитование. «...Сельскохозяйственные кредитные товарищества,- указывалось в постановлении,- должны превращаться в специальные организации с кредитными функциями... Кредитование крестьянских хозяйств должно производиться системой сельскохозяйственного кредита, как правило, через низовую сеть соответствующих производственных систем

сельскохозяйственной кооперации», ответственных перед кредитными товариществами за направление кредитов но назначению и по своевременному их погашению

Основываясь иа этих указаниях, ЦИК и СНК СССР постановлением от 30 января 1930 г. «О кредитной реформе» признали необходимым передать систему сельскохозяйственного кредита сельскохозяйственной кооперации. Центральный сельскохозяйственный банк был передан в ведение Всесоюзного совета сельскохозяйственной кооперации и реорганпзован во Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк; все республиканские, краевые и областные сельскохозяйственные банки были превращены в филиалы Всесоюзного сельскохозяйственного коопе-ративпо-колхозпого банка, непосредственно ему подчиненные; банковские звенья ниже краевых и областных, а также сельскохозяйственные кредитные союзы ликвидированы; сельскохозяйственные кредитные товарищества укрупнены и переведены на чисто кредитную работу с прекращением их производственной, сбытовой, снабженческой и торговой деятельности.

Проведенная реорганизация положила конец многозвенности системы сельскохозяйственного кредита и проистекавшей отсюда несогласованности в ее работе. До организации имелось 6 республиканских банков, 45 обществ сельскохозяйственного кредита и 105 их филиалов, 35 кредитных союзов и 9648 кредитных товариществ. После организации осталось 48 филиалов кооперативно-колхозного банка и 2932 кредитных товарищества.

Сельскохозяйственные кредитные товарищества должны былп объединять в качестве своих членов колхозы, первичные сельскохозяйственные производственные объединения и их районные союзы, другие кооперативные организации, комитеты крестьянской взаимопомощи и единоличные бедняцкие и середняцкие крестьянские хозяйства. На кредитные товарищества возлагался контроль за финансовым состоянием заемщиков, правильным использованием ссуд по назначению и пр. На них же возложены были функции низового расчетного центра по обслуживанию оборота между городом и деревней.

В условиях громадного роста вложений в сельское хозяйство, осуществляемых по линии МТС, совхозов н колхозов, кредитные товарищества оказались, однако, не в силах обеспечить твердый контроль. Они не могли справиться с задачами обслуживания крупных социалистических сельскохозяйственных предприятий. Задача мобилизации свободных ресурсов колхозов, в том числе их денежных неделимых фондов, могла быть с успехом решена государственными кредитными учреждениями, являющимися вместе с тем орудием государственного руководства и контроля. Поэтому еще в 1930 г. все депо сельскохозяйственного кредита

Директивы КПСС и Советского црааительства по хозяйственным вопросам, т. 2, с. 87.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [ 40 ] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]