назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [ 35 ] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]


35

19Йв/27г. 192V28r. leaft/iftr. 1929/36 f.

Вародное хозяйство

В тон чвсле Пе

56,3

64,9

75,0

72,4

86,0

87.в

«1,7

89,5

26.0

26.3

43,0

52,3

92,0

93,9

633 .

74,7

J5.7

14,1

19,2

71,4

1003 W03 1003

1003

100,0

1003

1003

тяжелая проиышлевяость

електрвфнвацдя Сельское хозяйство Транспорт в связь Торговля н ваготовкя

СоЦкадьЕО-культуряые веро-ярнятия

В тон числе Просвещение

Иа них

, наука подготовка кадров Охрана труда и социальное обеспеяение Оборона страны

Расходы по государственным 100,0 займам

Обеспечивая полвостью фнвавсовые потребности железнодорожного, водного и воздушного травспорта, внешнеЁ торговли, обороны, СОЮЗНЫЕ бюджет явился главным орудием церераспре-делення средств на нужды социалистической индустриализации страны. Повышалась его роль в финансировании подготовки кадров и развития советской науки.

Направляя огромные средства на хозяйственное и культурное строительство в национальных республиках через союзный бюджет. Советское государство вместе с тем расширяло и укрепляло их собственную финансовую базу.

Значительное усиление доходов республиканских бюджетов на основе Положения о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик 1924 г. не могло обеспечить бездефицитность и достаточную устойчивость доходов бюджетов всех союзных республик, расходы которых быстро росли вместе с расширением хозяйственного и культурного строительства. В мае 1925 г, III съезд Советов поручил ЦИК СССР произвести устойчивое закрепление за союзными республиками доходных источников, достаточных для твердого осуществления расходных статей бюджетов союзных республик на основах их бездефицитности. В 1925 и 1926 гг. был проведен ряд мер в зтом направлении, нашедших свое отражение в новом (1927 г.) Положении о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик.

Согласно этому Положению бюджеты союзных республик должны балансироваться без дефицита путем покрытия расходов за счет своих доходных источников. В зтих целях за союзными

республиками закреплялся ряд источников доходов, в том числе 99% поступлений от сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов, доходы от предприятий республиканского значения, лесной доход, доходы от реализации государственных имуществ и др. Поступления от гербового сбора, налога на обращение ценностей и от реализации общесоюзных государственных займов были превращены в регулирующие (балансирующие) статьи: размеры отчислений от этих поступлений в бюджеты союзных республик должны были ежегодно устанавливаться общесоюзным законодательством. С 1928/29 г. в связи со слиянием налога на обращение ценвостен и промыслового налога регулирующей статьей стал промысловый налог.

Дифференциация отчислений от общесоюзных доходов в республиканские бюджеты позволяла увеличивать последние не только в меру развития хозяйства данной республики, но и за счет средств, перераспределяемых Между республиками с помощью союзного бюджета. Это имело важное значение в деле подтягивания экономики и культуры ранее экономически отсталых республик до уровня передовых.

Основная цель нового Положения о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик заключалась в таком обеспечении бездефицитности республиканских бюджетов, при котором не только не снижалась бы, но, наоборот, всемерно усиливалась бы заинтересованность республик в развитии доходной части их бюджетов, в сбалансировании бюджетов без привлечения дотации из союзного бюджета. Однако полностью задачу эту решить не удалось. Положение исходило из принципа формального равенства бв>джетов союзных республик (одинаковый процент отчислений от государственных доходов), тогда как на деле экономическое ноложенве республик было далеко не одинаковым. Достижению бездефицитности республиканских бюджетов препятствовали также проводившиеся мероприятия по усилению доходной базы местных бюджетов.

В результате сохранилась необходимость в дотациях, особенно в связи с ростом расходов республиканских бюджетов на финансирование народного хозяйства. Абсолютные размеры дотаций и удельный вес их в обеспечении расходов отдельных республик показывают приведенные на стр. 214 данные,

В бюджете Таджикской республики, преобразованной в союзную республику в декабре 1929 г., дотации ив союзного бюджета (33,7 млн, руб.) покрывали в 1929/30 г. 76,6% расходов.

Сессия ЦИК СССР еще в.декабре 1928 г. предложила пересмотреть и внести на рассмотрение следующей сессии Положение о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, обеспечив необходимые изменения в области распределения доходов между бюджетами. Выполнение этого решения задержалось и было осуществлено лишь в 1930-1931 гг. в связи с палоговой реформой.



Дотацва вз с«юзвого бюджета, ыяв. руб. В ток чвсле FoccBUciMd СФСР VKpamcKoft ССР Белорусской ССР Закавказской СФСР Туркневской ССР Узбекской ССР % к расходам Общхй свод бюджетов союзных республик, .руб.

Российская СФСР Украиисакая ССР Белорусская ССР Закавказская СФСР Туркменская ССР Узбекская ССР

83,9

50,0

94,4

98,9

178,6

37,9

29,3

41.7

10,7

10.1

24,7

20,0

23,6

29.7

14,5

51,0

18,7

20,4

18.5

69,5

49,2

53,9

46.2

Приведенные ниже данные показывают удельный вес республиканских бюджетов в расходах сводного бюджета СССР (в %).

Народное хоаяйство

В том. числе Промышхеииость Из них тяжелая промышленность злектрифивадия легкая промышхеаность Сельское хозяйство Торговля н заготовки

С(»щяльно-кулыуриые мероприятия

В том числе Просвевевхе Из них ваука

подготовка кадров

Здравоохраяеиие

Охрана труда и социальное обёсиечеиие

Шв/гТг. 1927/28 г. 1928/29 г. 1929/30 г.

17,3

14,6

13,7

17,7

16,5

20,4

19,7

13,7

14.0

59,1

92,9

54,4

39.8

24,1

22,9

22,9

54,4

43,4

75,4

77.1

59,7

52,0

Участвуя в финансировании промышленности (преимущественно легкой), алектрификацни, сельского хозяйства и виутреи-ней торговли, республиканские бюджеты полностью обеспечивали потребности финансирования лесного хозяйства и кооперативной

торговли. В области социально-культурных мероприятий роль республиканских бюджетов была особенно велика по расходам на подготовку кадров высшей и средней квалификации.

С конца 1928 г. было устранено параллельное существование в автономных республиках двух бюджетов - реснублюеанского государственного и республиканского местного бюджета; при этом усиливались доходы государственных бюджетов АССР. Это соответствовало директиве XV съезда партии - «уделить особое внимание вопросам подъема экономики и культуры отсталых национальных окраин и отсталых районов, исходя из необходимости постепенной ликвндагщи их экономической и культурной отсталости, соответственно предусматривая более быстрый темп развития их экономики и культуры» Автономные республики получили право самостоятельно утверждать свой бюджет. В 1929 г. практика формирования бюджетов автономных республик в РСФСР была распространена на всю страну.

Принципам демократического централизма и национальной политики партии были подчинены мероприятия также и в области организации местных бюджетов. Развитие и укрепление местных бюджетов, особенно районных (волостных) и сельских, соответствовало задачам упрочения союза рабочего класса с крестьянством. Удельный вес низовых бюджетов в составе местных бюджетов продолжал неуклонно повышаться. Так, в общем своде местных бюджетов доля районных и сельских бюджетов поднялась в 1929/30 г. до 28%, доля городских и поселковых бюджетов - до 40,5%.

В апреле 1926 г. сессия ЦИК СССР утверяила новое Положение о местных финансах. В нем отмечалось, что местные финансы составляют часть единой системы финансов Союза ССР и состоят в непосредственном ведении местных Советов и исполнительных комитетов. Вместе с тем Положение ограничивалось лишь общими указаниями и нормами, возлагая разработку более детальных норм на союзные республики. В частности, законодательству союзных республик было предоставлено право установления обязательных минимальных перечней Доходов и расходов, подлежащих включению в местные бюджеты, а также определять формы финансирования местных бюджетов из республиканских Тем самым осуществлялась дальнейшая децентрализация местного бюджета, что позволяло наиболее полно учесть особенности местных условий в различных областях и районах Советского Союза.

Установленная впеменным положением о местных финансах 1924 г. система субвенций Далеко не во всех случаях оказалась поиемлемой формой финансовой помощи местным бюджетам и не во всех районах страны. В частности, не везде можно было обес-

" КПСС в резолюциях.... т. 4, с. А5. " СЗ, 1926, J* 31, ст. 198, 199.



п«чить лредполагавпшесясубвенционной снстеиой встречные (долевые) вложения из средств местных бюджетов. Поэтому Положение 1926 г. отказалось от определения каких-либо обязательных форм финансирования местных бюджетов, но дополнило их укаванием на фонды регулирования. Было разрешено образовать фонды регулнровшия общереспубликанского и местного значения, сыгравнше в дальнейшем крупную роль в бездефшщт-НОИ сведении каждого отдельного звена в системе местных бюджетов.

Для обеспечения местным бюджетам большей устойчивости были также увеличены отчисления в местный бюджет от сельскохозяйственного налога (с 41,5 до 66,6%), промыслового налога (с 45 до 50%) и внесены уточнения в перечень расходов, возлагаемых на местные бюджеты.

Развитие местных бюджетов имело существенное значение для дополнительной к государственному бюджету мобилизации ресурсов, что подтверждают приведенные ниже данные.

Общая сумма расходов местных бюджетов, млн. руб. Из ВЕХ но1фыва»сь местными нсючникамн до-кодов

поступлениями из государственного &оджета п надбавками к государст-вшиым доходам

в том числе отчислениями от государственных налогов

государственных невалого-вых доходов государствесгаых ваймов % к сумме расходов Меолвые дохода Постушювия яз государст-вевного бюджета в иад-баиви к госдоходам В том числе отчисления

1926/27 р. 1927/28 г. 1928/29 Г. 1929/30 г. 1683,0 19403 2304,6 3234,3

11483 12843 10643 16443

534,7

656,3

12403

16893

348,6

417,7

922,1

11403

1073

1343

1793

279,1

68,3

66,2

46,2

31,7

52.2

27.1

.ВД,1

46,3

Снижение удельного веса местных источников доходов объясняется переводом в основном на рельсы местных бюджетов таких источников государственных доходов, как сельскохозяйственный и промысловый налоги, лесное хозяйство, а также введением отчислений в местные бюджеты от поступлений по займам, реализуемым в порядке предварительной подписки с рассрочкой оплаты облигаций. По абсолютным же размерам местные доходы нз года в год росли,

1927/28 г. 1625/29 г. m9/Se г. 1937,7 23273 32763

Направление средств местных бюджетов и роль этих бюджетов в отдельных видах расходов показывают приведенные ниже данные.

1936/37 г.

Общая сукна расходов мест- 16623 ных бюджетов, мля. руб. В том чшвже

Народное хозяйство

Социально-культурные ме-

ронркятия

Управление % к соответствующим расходам по сводному бюджету СССР

Народное хозяйство В ЮМ числе -Коммунальное и жилищное хозяйство

Дорояаюе хозяйство и автотранспорт

Связь

Социажьво-куяьтурные меро-пржятия

в том числе

-Просвещение

Шкоды

Подготовка кадров (Детские сады, пяшцадкв и дома

Наува

Здровоохравенве Физкультура

Охрана трупа в соцваль-вое обеснечвше

463,0

5603

658.0

1016,9

659,3

8243

10653

14323

2803

265,1

284,1

382.4

22,2

14.9

60,6

57,7

48,4

36,4

40.7

55.5

88,7

20,4

37,1

44,6

64,3

71,4

76,7

Местные бюджеты участвовали в финансировании связи, дорожного хозяйства и автомобильного транспорта, играли крупную роль в финансировании коммунального и жилищного хозяйства, В области социально-культурных мероприятий на них возлагались полностью бюджетные затраты на содержание детских садов, площадок и домов, основная доля затрат на школы, подготовку массовых кадров, на физическую культуру, болыпая доля расходов на содержание учреждений здравоохранения.

Рост удельного веса финансирования народного хозяйства и культуры при снижении удельного веса расходов иа управление - характерная черта изменения структуры расходов как государственного, так и местных бюджетов за тот период. Удельный вес расходов иа управлепие в государственном и местных бюджетах снизился с 12,6% в 1925/26 г. до 4,6% в 1929/30 г.,

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [ 35 ] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]