назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [ 27 ] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]


27

щнх работников учреждения и предприятий за явные бесхозяй-ствепяооть, бюрократизм и волокиту.

К XV съезду ВКП (б) ЦКК - РКИ провел значительную работу по сокращению и упрощению государственного аппарата. Путем ликвидадии параллелизма в работе отдельных ведомств и учреждений было упразднено много лишних подразделений, сокращено количество разного рода представительств, филиалов и пр. Общее сокращение численности работников центрального управленческого аппарата составило: по Наркомату финансов - 36,3%, по Наркомату путей сообщения - 40, ВСНХ ~ 31, Нар-комторгу СССР - 23,5, Наркомпросу РСФСР - 23,5, по Нарком-зему РСФСР - 19,1%

Заслушав доклад Г. К. Орджоникидзе о работе ЦКК - РКИ, ХУ съезд партии отметил успехи в проведении режима экономии, упрощении аппарата, сокращении непроизводительных расходов и т. д. Вместе с тем съезд указал на необходимость продолжать работу над удешевлением и упрощением административного, торгового, промышленного и кооперативного аппарата, неуклонно бороться за режим экономии. Большое внимание вопросам режима экономии, борьбе с излишествами в производстве и торговле, удешевлению и упрощению государственного аппарата было уделено также XVI партийной конференцией. Сокращению в упрощению управленческого аппарата содействовало проведенное партией и правительством районирование страны.

В результате принятых мер общий штатный ковтввгент по управленческому аппарату сократился с 162177 единиц в 1926/27 г. до 117 434 единиц в 1929/30 г. (на 27,5%), в том числе по центральному аппарату - с 29 776 до 23 309 единиц, местному - со 132 401 до 94 125 единиц. При этом визовой аппарат, непосредственно связанный с населением, укрепился. В 1926/27 г. один работник сельсовета обслуживал в среднем 1000 человек, один работник районных Советов - 2000 человек, а в 1929/30 г.- соответственно 850 и 1500 человек. Расходы на общее управление в государственном бюджете в 1929/30 г. оставались на уровне 1925/26 г., а их удельный вес во всех бюджетных расходах намного снизился.

Осуществлению режима экономии в области управленческих расходов содействовало государственное нормирование заработной платы. Проведенное вначале в виде опыта в Москве государственное нормирование заработной платы с конца 1926 г. было распространено иа бюджетные учреждения, рзсположеввые в других местностях. Одновременно Совнарком СССР обязал ВСНХ, Наркомфин и Наркомторг СССР разработать вопрос о структуре и штатах подведомственных им органов, действующих на началах хозрасчета (включая Госбанк и другие башш), и при-

* Орджоникивве Г. К. Избранные статья н речи 1911-1937 гг. М., Iocuo-литнздат, 1939, с 231

знал необходимым с 1926/27 г. провести в этих органах (вначале в Москве) систему оплаты труда служащих но коллективным договорам в соответствии с окладами, установленными государственным нормированием для государственных бюджетных учреяугений.

Усиление борьбы за строжайший режшя экономии является важнейшим моментом, характеризующим работу финансовой системы в период социалистической индустриализации страны. Финансовые органы посредством контроля рублем, организованной проверкой выполнения планов должны были противодействовать незаконному расходованию средств, стимулировать наиболее экономное и эффективное использование ресурсов.

Первоначально главной задачей финансового контроля, организованного в октябре 1923 г. в форме финансово-контрольного управления НКФ СССР, было внедрение отчетной, бюджетной и кассовой дисциплины посредством сплошной последующей документальной проверки отчетности учреждений. В 1926/27 г. сплошная документальная последующая ревизия отменяется, так как она не давала нужного результата и вместе с тем была чрезмерно дорогостоящим мероприятием.

Финансово-контрольное управление было реорганизовано в Госфинконтроль, органам которого было предложено перейти к фактическим ревизиям операций с проверкой выборочным методом подлинных документов и с обследованием наличных денежных и материальных ценностей. Такая реорганизация усилила самостоятельность контрольных органов и расширнла их права в борьбе со всякого рода нарушениями интересов государства.

Успехи партии и Советского государства в борьбе за режим экономии и увеличение внутрихозяйственных накоплений нашли свое реальное отражение в росте производительности труда, снижения себестоимости и увеличении прибылей, в росте поступлений от обобществленного хозяйства в государственном бюджете СССР.

Рост внутринромышленных накоплений в форме прибылей и амортизационных отчислений характеризуется следующими данными (в млн. руб.)

1925/26 Т. 1926/2t Т. 1927/28 г. 1928/29 г.

Прибыль за вычетом убытков 647 642 800 1140 В том числе

црцбыль предприямй, - 179 208 355 производящих стедства вровзводства (группа «А»)

% к общей сумме прибыли ~ 27,5 26,0 31,5 промышленности

Амормзация365 398 423 470

" Материалы к докладу В, В. Куйбышева на XVI съезде ВКП (б). М,, Госиздат, 1930, с. 132-133, 144.



За 3 года прибыль промышленности (за вычетом убытков) возросла почти в i,8 раза. Особенно нужно отметить не только абсолютное, но и относительное увеличение накоплений тяжелой промышленности, которая становилась важным источником средств для социалистической индустриализации страны.

Сильно возросли неналоговые поступления в бюджет от государственного хозяйства, что видно из приведенных ниже данных (в млн. руб.).

1925/28 г. 1826/27 г. 1927/28 г. 1938/29 г. 1929/30 г.

Неналоговые поступ- 1237 1625 ления в бюджет от государственного хозяйства

В том числе от промышленности 140 279 внутренней и37 44

внешней торговли {без таможенных доходов)

транспорта и229 299

связи (без эксплуатационных затрат)

коммунального и 276 326 жилищного хозяйства

лесов и недр238 268

кредитных уч- 4768

реждений (отчисления от прибылей)

специального то- --

варного фонда Средства государст- 670 927 венного социального страхов алия

2018 2569 4898

345 39

310 86

1052

390 34

379 109

1221

1019 65

1391

570 116

299 1418

Итого неналоговые доходы сводного бюджета, включая средства соцстраха

1907

2552

Э070

3790

6316

Доходы от транспорта и связи указаны наиболее полно как разница между валовой выручкой и эксплуатационными затратами. Что же касается промышленности и торговли, то неналоговые поступления от них почти полностью сводятся только к отчислениям от прибылей. Часть прибыли (10%) изымалась в бюджет в форме подоходного налога. Кроме того, государственные промышленные и торговые предприятия и организации были плательщиками ряда других налогов и сборов, суммы которых калькулировались в себестоимости продукции и издержках обращения,

Действовавшая до налоговой реформы 1930 г. бюджетная классификация затрудняет выяснение влияния роста доходов государственного хозяйства на динамику доходов сводного (государственного и местных) бюджета СССР. По мере усиления планового начала, особенно в области ценообразования, деление бюджетных поступлений на налоговые и неналоговые утрачивало свое значение. Налоговые платежи предприятий в организаций государственного хозяйства все более приобретали характер отчислений в общегосударственный фонд ресурсов, размеры которых планомерно согласовывались с уровнем денежных накоплений в государственном хозяйстве и с потребностями предприятий и организаций этого хозяйства в затратах за счет накоплений. Взимание налоговых платежей (кроме подоходного налога) не из прибыли предприятий и хозорганизаций, а в качестве одного из слагаемых себестоимости вуалировало тот факт, что источником этих платежей, как и отчислений от прибылей, являлись денежные накопления, в основном выражающие стоимость прибавочного продукта, создаваемого в государственном хозяйстве.

Суммарная характеристика поступлений в сводный (государственный и местные) бюджеты от социалистических предприятий и организаций приводится ниже (в млн. руб.).

1927/28 г. 1938/29 г. 1929/30 г.

Неналоговые поступления (без средств ссщстраха) Средства государственного социального страхования Подоходный налог с пред-ирияти й и организащсй обобществленного хозяйства

Налоговые платежи, в дальнейшем уиифшдарованные 8 налоге с оборота В том числе акцизы

промысловый налог

2018

2 569

4898

1052

1221

1418

2 277

2 883

4680

1479 553

1789 886

2 629 1797

Всего

5445 6 835 11470

За 1925/26-1929/30 гг. при общем росте неналоговых доходов сводного бюджета (без средств государственного социального страхования) в 3,9 раза отчисления от прибылей государственных промышленных и торговых предприятий и кредитных учреждений увеличились в 6,5 раза, поступления от транспорта и связи (без сумм, направленных на эксплуатационные затраты) - в 6,1 раза. Платежи предприятий и организаций обобществленного хозяйства по подоходному и промысловому налогам за это время возросли в 11,2 раза (с 202 млн. руб. в 1925/26 г.



до 2271 млн. руб. в 1929/30 г.). Все это характеризовало укрепление связи бюджета центрального звена финансовой системы с социалистическими предприятиями и хозяйственными организациями.

4 Формы и методы финансирования соцналистичесв)ой индустриализации. Организация Банка долгосрочного кредитования

Указав на рост накоплений промышленности как на крупный источник средств для расширения ее основных фондов, ХУ партийная конференция вместе с тем подчеркнула, что, «как бы ни возрастало внутрипромышлеинре накопление, его, во всяком случае на протяжении ближайшего периода, не может быть достаточно для обеспечения необходимого темпа развития индустрии» Только после того, как вновь создаваемые предприятия тяжелой индустрни, пройдя период освоения, сами стали давать накопления, появилась возможность базировать на внутринромышленных накоплениях не только дальнейшее развитие индустриализации, но и оказание государственной финансовой помощи крестьянству, вступившему на путь коллективизации. В начальный же период темпы индустриализации в большей степени зависели от дополнительных средетв, которые мояшо было направить в промышленное строительство через финзнсово-кредит-ную систему. Эта система широко использовалась для перераспределения самого внутрипромышленного накопления в пользу тяжелой индустрии. Одним из главных орудий перераспределения«нацнонального дохода был государственный бюджет.

Осуществление плана социалистической индустриализации (Лраны требовало из года в год возрастающих капитальных вложений, что видно из приведенных ниже данных (в млн. руб.)

1925/26 г. 1928/27 г. 1928 Г. 1929 г.

Всего капитальных 2255 ЗШ 4119 5360 вложений в социалистическое хоаябсхво В той числе промышленность 941 1390 1748 2453

сельское хозяй- 123 172 355 785 ство

тралспорт и550 729 972 1231

связь

жилищное и ком- 409 495 667 803

мунахьное хозяйство

" КПСС в резолюциях..., т. 3, с, 366.

" Народное хозяйство СССР. Статистический справочник. М,- Л„ 1932, Ооц-экгиз, с. XXX-XXXI.

Соотношение размеров капитальных вложений в промышленность и износа ее основных фондов характеризовалось следующими данными

1926/26 Г. 1926/27 Г. 1927/28 г. 1928/29 Г.

Износ основных

фондов, млн. руб.

1840

Капитальные вло-

1098

1367

жения, млн. руб.

% к И8Н0СУ

Социалистическая индустриализация страны требовала направления средств прежде всего в тяжелую цидустрню. Удельный вес вложений в производство средств производства во всей сумме капитальных вложений в промышленность вырос с 65,7% в 1925/26 г. до 73,2% в 1928/29 г. и 84,6% в 1929/30 г."

В процентах к собственным финансовым ресурсам промышленности (прибыль и амортизация) капитальные вложения в промышленность составили * но группе «А» в 1925/26 г. 125, в 1926/27 г.-186, в 1927/28 г.-ИЗ, в 1928/29 г.-179, в 1929/30 г.- 362; по группе «Б» - соответственно 47, 57, 52, 45,51.

Из года в год менялась также структура капитальных затрат. Удельный вес капитального ремонта снизился с 19,4% в 1925/26 г. до 9,3% в 1928/29 г., расширения и реконструкции - с 55,1 до 49,6%, а удельный вес нового строительства (включая жилищное) поднялся с 25,4% в 1925/26 г. до 41,1% в 1928/29 г.

Рост капитальных вложений усилил значение правильного направления и использования, средств. Проверка капитального строительства, проведенная в 1926/27 г., показала, что здесь дело не всегда обстояло благополучно. Капитальные работы нередко производились без надлежащего разрешения в плановом порядке и без предварительно разработанных утвержденных технических проектов; не было необходимого согласования сроков вьшолне-ния строительных работ и поставки оборудования; многие предприятия закупали строительные материалы в размерах, превышающих их потребность по утвержденному для них плану.

В июне 1928 г. ЦИК а СНК СССР приняли развернутое постановление «О мерах к упорядочению капитального строительства промышленности и электростроительства». В целях повышения эффективности капитального строительства Госплану СССР было предложено при составлении перспективного плана исхо-

« Контрольные ци1 Госплана СССР,

ы народного хозяйства СССР на 1929/30 г. М., изд. Л с. 446-447.

По материалам отчетов об исполнении государственного бюджета СССР. «Плановое хозяйство», 1932, J* 5, с. 103.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [ 27 ] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]