назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [ 25 ] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]


25

редвяка, чрезмерную денежную эмвссвю, что означало бы ухудшение материального положения крестьянских масс, лишение нроиьшшеНности возможностей быстрого развития, подрыв союза рабочего класса и крестьянства. Предложение троцкистско-зи-новьевской оппозиции изъять оборотные средства из обращения и передать их промышленности цш «сверхиидустриализацни» на деле привело бы к усилению частного капитала в товарном обращении.

Правые оппортунисты предлагали сократить строительство тяжелой индустрия, ориентироваться лишь на некоторое развитие легкой промышленности, тем самым толкали на путь превращения СССР в аграрный придаток к индустриально развитым капиталистическим странам. Совместно с остатками разбитого троц-кистско-зиновьевского блока они пытались ослабить монополию внешней торговли, предлагали сократить ввоз средств производства для строительства тяжелой индустрии, расширить взамен зтого ввоз предметов личного потребления. Вызванные отсталостью сельского хозяйства и сопротивлением кулачества хлебные затруднения они объясняли якобы непосильными темпами индустриализации, взяли под свою защиту кулака, требовали перехода к заготовкам на основе растуших хлебных цен, противились строительству совхозов и колхозов, увеличению помощи им со стороны Советского государства. Требуя сокращения капитальных вложений в тяжелую промышленность, они пытались пугать «нависшей угрозой инфляции».

Подрывная деятельность троцкистов и правых оппортунистов была особенно вредной и Опасной потому, что в СССР впервые в мире решалась задача социалистической индустриализации страны в условиях весьма напряженной международной обстановки. Разгром троцкистов и правых оппортунистов, осуществленный Коммунистической партией, явился одним из самых важных условий успешного развития народного хозяйства страны на путях к социализму.

В Политическом отчете Центрального Комитета XVI съезду ВКП(б) приведены данные о вложениях в государственную промышленность за 1926/27-1929/30 гг. в сопоставлении с проектировками троцкистов, изложенными в докладной записке «Особого совещания но восстановлению основного капитала» (ОСВОК), относящейся к 1925/26 гг. (в млн. руб. соответствующих лет)

1В36/27 г. 1927/28 г. 1928/29 г. j 929/30-г.

Проектировка

осврк

Фактические вложения

1543

1065

1490

1304

1320

1819

1060

4775

* XVI съезд ВКП(б). Стенографический отчет. М., Партиздат ЦК ВКП(б), 1935, с. 99.

Троцкистская проектировка, отвергнутая партией, устанавливая непосильные для страны масштабы вложений в первые годы («сверхиидустрвализация»), предусматривала затем их неуклонное из года в год снижение. В противоположность этой глубоко враждебной социализму проектировке Коммунистическая партия, соизмеряя масштабы вложений с реальными возможностями, обеспечила ежегодное их нарастание.

Полностью и всесторонне учитывая величайшие трудности, стоящие на путях социалистической индустриализации страны, Коммунистическая партия разъясняла их временный характер и мобилизовала народные массы на их преодоление. В противоположность капиталистической индустриализации, которая ведет к обострению внутренних противоречий капитализма, социалистическая индустриализация подготовляла условия для коренного улучшения материального и культурного уровня жизни всех тру-дянрЕхся, всего советского народа.

Национализация земли, аннулирование дореволюционных кабальных займов, социалистическое об)обществлевие промышлеиио-сти и транспорта, монополия внешней торговли, организованная государственная и кооперативная торговля, сосредоточенная в руках Советского г-осударства кредитная система, твердый государственный бюджет с его рычагами цланомерной мсилизации и планомерного распределения и перераспределения доходов и накоплений- все это определяло возможности обеспечить соцйалит стическую индустриализацию необходимыми финансовыми ресурсами. Задача заключалась в том, чтобы возможности превратить в действительные накопления и правильно использовать накапливаемые средства. Для этого необходимо было усилить борьбу против распыления накоплений, против утечки части их в руки ча-стногэ капитала, проводить строжайший режим экономии.

Индустриализация страны требовала высоких темпов роста основных фондов страны, в первую очередь основных фондов социалистической промышленности, В резолюции XV партийной конференции указывалось, что темп расширения основных фондов (основного капитала) «будет зависеть: а) от размеров накопления обобществленной премьппленности; б) использования через государственный бюджет доходов других отраслей народного хозяйства; в) использования сбережений населения путем вовлечения их в Кооперацию, в сберегательные кассы, внутренние государственные займы, кредитную систему и т. п.»

Главная задача финансовой политики Советского государства состояла в том, чтобы мобилизовать максимум средств на расширение основных фондов социалистической промышленности, на финансирование социалистической индустриализации страны и наиболее правильно, рационально использовать эти средства. Для этого необходимо было:



1.Стимулировать рост накоплений промышленности н торговли на основе повышения их технического уровня, роста производительности труда, снижения себестоимости, издержек обращения и цен, ускорения оборачиваемости оборотных средств, дальнейшего внедрения и укрепления хозяйственного расчета.

2.На основе роста накоплений в отраслях народного хозяйства и лучшего использования государственных имуществ и угодий увеличивать доходы государственного бюджета.

3.Совершенствовать бюджетные и кредитные методы концентрации накоплений и сбережений для финансирования социалистической индустриализации страны.

4.Усилить налоговое обложение капиталистических элементов.

5.Правильно организовать финансироваиие и кредитование социалистической промышленности и других отраслей народного хозяйства, усилить борьбу за режим экономии и устранение всякого рода излишеств в расходовании государственных средств.

6.Всемерно содействовать созданию и дальнейшему повышению активности внешнего торгового баланса страны, являющейся необходимым условием сохранения твердой валюты.

Решая эти задачи, финансовая система должна была всемерно содействовать укреплению союза рабочего класса и трудового крестьянства, смычки между городом и деревней, подготовке и проведению социалистической реконструкции сельского хозяйства на базе коллективизации и -внедрения современной техники, по-вышенню материального и культурного уровня жизни трудящихся города и деревни. Это требовало: оказания помощи крестьянским хозяйствам по линии сельскохозяйственного кредита, местного бюджета, облегчения налогового обложения середняцких хозяйств, более полного освобождения от налогов деревенской бедногы; роста вложений на финансирование совхозов, расширение всесторонней помощи сельскохозяйственной кооперации; увеличения ассигнований на финансирование социально-культурных мероприятий и жилищно-коммунального строительства.

Посредством межсекториального, межотраслевого и территориального перераспределения денежных ресурсов и проведения контроля рублем финансовая и кредитная система призваны были содействовать осуществлению таких пропорций в распределении национального дохода и всего совокупного! общественного продукта, которые диктовались задачами социалистической индустриализации страны.

В проведении всех мероприятий финансово-кредитная система Советского государства должна была всемерно содействовать усилению роли и значения социалистических элементов народного хозяйства, ограничению и вытеснению капиталистических элементов, обеспечению независимости экономики страны в обстановке капиталистического окружения.

Все это настоятельно требовало перестройки форм и методов финансовой и кредитной работы.

Широкое применение коммерческого кредита как во взаимоотношениях с кооперативными и частными предприятиями, так и во внутренних взаимоотношениях предприятий и организаций государственного производственного сектора; множественность банков с параллельными функциями и операциями; множественность платежей в бюджет предприятий и организаций социалистического сектора, многократность обложения (в каждом звене прохождения товаров от производства к потребителю) и отсутствие четкого разграничения платежей предприятий и организаций социалистического сектора от платежей частных хозяйств; попытки использовать формы государственного кредита для организации денежных накоплений социалистических предприятий н для капитальных вложений, базироваться на рыночной форме займов в целях привлечения средств населения, в том числе и частнокапиталистических накоплений; частичное введение золота в обращение (золотые червонцы) и проведение так называемой «золотой интервенции» в качестве мер обеспечення устойчивости советской валюты - все это характеризует финансово-кредитную систему, формы и методы ее деятельности на первом этапе нэпа.

Благодаря руководству Коммунистической партин, опирающейся на заинтересованность и активнейшее участие широких масс трудящиеся в борьбе против капиталистических элементов, за социалистическое развитие народного хозяйства, формы и методы финансово-кредитной деятельности, заимствованные из опыта капиталистических стран и приспособляемые к условиям создаваемой принципиально новой, социалистической системы хозяйства, сыграли свою положительную роль. Однако жизнь показывала вместе с тем, что такие формы и методы иногда противоречили требованиям социалистической организации экономики и финансов, которая в максимальной степени содействовала бы прямому планированЕШ, развитию этого решающего преимущества социалистической снстемы хозяйства. Противоречие это стало особенно заметным после того, как были созданы предпосылки для более широкого наступления на капиталистические элементы города и деревни, когда страна вступила в период осуществления плана социалистической индустриализации.

В 1927-1929 гг. проводится ряд мероприятий, направленных на организационную перестройку финансово-кредитной системы, форм и методов ее деятел1лости. Свое завершение эта перестройка получила в 1930-1932 гг., т. е. уже в следующий период развития советской социалистической экономики.



2. Deilttili пятилетий плав рааввтия , ашрвдоого хозяйства СССР его финансовая орогравша

Огромное организующее значение в борьбе »а нроведение социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства имел первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

Социалистическое переустройство народного хозяйства СССР на базе современной передовой техники, требующее огромных и из года в год растущих капитальных вложений, выдвинуло в качестве актуальной задачи разработку перспективных планов.

Первая пятилетняя проектировка Госплана - на 1926/27- 1930/31 гг,- была неудовлетворительной по своему внутреннему содержанию. Достаточно указать, что она ориентировалась на потухающие из года в год темпы народнохозяйственного развития. Такая позиция авторов проектировки основывалась на том, что темны Хозяйственного развития после восстановления якобы неизбежно Должны снижаться до уровня, предуказанного опытом индустрналгьного развития капиталистических стран. Однако Даже эта проектировка встретила со стороны буржуазных экономистов резкие обвинения в том, что она завышена, не учитывает реальных возможностей.

Одним из приемов борьбы против социалистической индуст-риаливации страны было извращение постановки и решенЕся проблемы эффективности капитальных вложений. Выдвигалось, например, утверждение, что основным критерием должно быть удовлетворение потребностей в предметах широкого потребления, с определения которых и нужно начинать разработку плана и получение максимального финансового результата. Поэтому средства следует вкладывать туда, где они наиболее быстро «обернутся», дадут наибольшее «приращение» в наиболее короткий срок. В свете этого критерия преимущество должно быть оказано сельскому хозяйству перед промышленностью и легкой промышленности по сравнению с тяжелой,

Такая установка н-была противопоставлена правыми отшор-тунистами генералънс линшт партии на всемерное усиление вложений в тяжелую индустрию, где оборачиваемость средств ниже, чем в легкой промышленности иди сельском хозяйстве. Поскольку вопрос об источниках я темпах социалистической индустриали-зацин страны теснейшим образом связан с распределением национального дохода, бурясуазные экономисты добивались мзмеце-ния распределения национального дохода в пользу катшталисти-ческих элементов города и деревни под видом «ваботы» о наиболее быстром развитии производительных сил страны. Для развития народного хозяйства, заявляли они, необходимо накопление; последнее же «псдрывается» такого рода мерами, как налоговое обложение, ограничение найма рабочей силы, государст-

венное социальное страхование и т. д. Для повышения теина накопления они считали необходимым усиление дифференциации доходов.

Развертывание рыночной стихии «обосновывалось» также и тем, что в товарно-денежном хозяйстве необходимо «рыночное равновесие», сохранение которого должно быть центральной проблемой хозяйственного плана. «Доказывалось» преимущество кредитного метода аккумуляции средств на нуясды индустриализации но сравнению с бюджетным методом, так как кредитный метод стимулирует индивидуальные накопления, бюджетный же ослабляет стимул к труду, следовательно, ослабляет накопления и шансы на индустриализацию. Соответственно этому предлагалось еще более снизить перспективные нроектнровки.

Опыт наглядно показал неудовлетворительность пятилетней проектировки Госплана, но совершенно в другом направлении. По госплановской проектировке доходы государственного бюджета должны были составить в 1927/28 г. 5424 млн. руб., в 1928/29 Г.-5884 млн,, в 1929/30-6329 млн. и в 1930/31 г.-6812 млн. руб.* Фактически же уже в 1927/28 г. доходы госбюджета выросли До 6545 млн. руб., т, е. превысили уровень, запроектированный иа 1929/30 г,, а в 1928/29 г. они составили 8294 млн. руб., что намного превысило уровень носледнего года первой госплановской пятилетней проектировки.

Директивы по составлению первого пятилетнего плана дал XV съезд партии. Это был переход к новому, более вь1Сокому этапу народнохозяйственного планирования, свидетельствующий-о серьезном укреплении планового начала.

XV съезд партии в соответствии с политиной социалистической индустриализации страны потребовал в первую очередь усилить производство средств производства с наиболее быстрыми темпами развития тех отраслей тяжелой промышленности, «которые подымают в кратчайший срок экономическую мощь и оборо-поспособность СССР, служат гарантией возможности развития в случае экономической блокады, ослабляют зависимость от капиталистического мира и содействуют преобразованию сельского хозяйства на базе более высокой техники и коллективизации Хозяйства».

Пятилетний плав был разработан в двух вариантах «оптимальном» и «минимальном», Втггрой вариант усиленно отстаивали правые оппортунисты. XV? пагттйная конференция в апреле 1929 г, отвергла «минимальный» вариант и утвердила в качестве обязательного при всех условиях «оптимальный» вариант*.

Боголепов М. Финансовые перспективы пятилетия 1926/27-1930/31 гг.- «Плановое хозяйство», 1927, Jfi 3, с, 147. Нарионфииовская нятихетияя проектщ>овка была еще более заиижевпой. Она предусматривала увеличение госбюджета в 1990/31 г- До 6394 млн. руб.

КПСС в резолюциях и рсшениих съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 4. М., Госполитиздат, 1970, е, 38.

♦Там же, с, аоа

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [ 25 ] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]