назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [ 18 ] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]


18

до трех урожаевНа олерацйн по сельскохозяйственному грак-тороснабжению с расп(яжвния ЦСХБанка выделялись бюджетные асеигвования.

Придавая особенно большое значение производственным кредитам, партия и правительство вместе с тем всячески содействовали сбытовым операциям бедняцких и маломощных крестьянских хозяйств. 25 июля i925 г. «в целях оказания поддержки беднейшим слоям крестьянства, обычно продающим хле5б в осенние ме-сшщ и вновь покупающим его в иовом календарном году для собственного потребления»*, СТО предложил ЦСХБанку финансировать маломсяцные хозяйства под залог хлеба. По разработанному ЦСХВанком плану в течение августа - декабря 1925 г. намечалось принять в залог 40 млн. пудов хлеба.

Чтобы сделать кредит наиболее доступным крестьянству, в ноябре 1925 г. были снижены процентные ставки: по долгосрочным ссудам - с 7 до 6, по краткосрочным - с 12 до 10.

Во всей своей деятельности система сельскохозяйственного кредита оказывала преимущественную помощь деревенской бедноте и кооперации. По мере улучшения финансового положения государства размеры этой помощи возрастали. По указанию пленума ЦК РКП(б) в апреле 1925 г." из государственного бюджета на 1924/25 г. ассигновалось не менее 3 млн. руб. для предоставления льготного кредита бедняцким хозяйствам и бесплатного проведения землеустроительных работ. В октябре 1925 г. пленум ЦК РКП (б) предложил «усилить внимание к вовлечению бедноты, разработав дополнительные меры по облегчению доступа бедняков в сельскохозяйственную и-кредитную кооперацию (помощь государства при внесении паев и т. п.) и по увеличению материальной помощи беднейшим слоям деревни путем расширения сельхозкредита (удлинение сроков кредитования для бедноты, организация при сельхозтовариществах предприятий, обслуживающих, главным образом, бедноту, как, например, прокатных пунктов н т. п.)»

Для увеличения кредитов бедняцким хозяйствам и использования pecj-pcOB системы сельскохозяйственного креднта на общих основаниях в Центральном сельскохозяйственном банке в 1925 г. был создан постоянный фонд для кредитования бедноты и колхозов на особо льготных началах (более длительные сроки, наиболее благоприятные условия обеспечения и т. п.). Чтобы всемерно содействовать коллективизации маломощных и середняцких хозяйств, пленум признал необходимым усилить кредитную помощь

»« Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства Союза Советских Социалистических Республик (далее -03), 1925,

№ 52, ст. 396. » СЗ, J« 50, ст. 379.

КПСС в резолюциях..,, т. 3, с, 159-171. " Там же, с. 232-233.

колхозам, особенно в приобретении сельскохозяйственных машин (в частности, тракторов).

По данным Центрального сельхозбанка, в 1924/25 г. средний размер ссуд единоличникам равнялся 42 руб., колхозам - 726 руб. В среднем на одного работника единоличные хозяйства получили кредитов в сумме 37 руб., колхозы - 122 руб., на одну десятину посева - соответственно 19 и 33 руб.* Задолженность системе сельскохозяйственного кредита по производственному кредитованию распределялась следующим образом (на 1 октября) *:

1925 г.

1ЭЗв г.

млп. руб.

млн.

руб.

Обобществленные хозяйства

(колхозы, производствеввые

26,4

35,6

кооперативы, совхозы)

Единоличные крестьянские

73,6

64,4

хозяйства

Итого

Такое направление средств в целом соответствовало задачам, поставленным партией и правительством перед системой сельскохозяйственного кредита,- содействовать укреплению бедняцко-середияцких хозяйств, их кооперированию, росту производитель ности труда, усилению хозяйственной самостоятельности бедноты по отношению к кулачеству.

6. Перестройка

государственного социального обеспечения и (фгаввзация государственного страхования

Установившийся в период военного коммунизма порядок оказания помощи хозяйствам, пострадавшим от стихийных бедствий и несчастных .случаев, не соответствовал новой обстановке и новым задачам хозяйственного строительства. Необходимо было создать и усилить заинтересованность самих крестьян в расширении посевов, повышении урожайности,, увеличении поголовья скота и т. п. Распространение государственного социального обеспечения на все трудовые хозяйства и все случаи утраты ими в той или иной степени своих производительных сил препятствовало росту такой заинтересованности. Состояние ресурсов государства также требовало ограничения сферы социального обеспечения. IX Всероссийский съезд Советов в декабре 1921 г. в постановлении «По вопросам новой экономической политики и промышленности» указал: «Вопросы страхования рабочих, социального обеспечения, медицинской помощи и т. п. должны быть специально пересмот-

Дьяченко в. и. Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства, ч. 1, с, 407. " Там же.



рены в связи с теми условиями, которые создает новая зкономи-ческая политика»

Государство в состоянии было взять на свой бюджет социальное обеспечение инвалидов войны и военной службы, нетрудоспособных членов нх семей и семей погибших военнослужащих, инвалидов от рождения, а также выдавать пенсии некоторым категориям работников за особые заслуги перед Родиной (персональные) и за честную и беспрерывную трудовую деятельность (за выслугу лет). Социальное обеспечение остального населения должно было осуществляться из других источников и на иных основаниях. Ограничивая сферу государственного социального обеспечения, партия и правительство восстанавливали государственное страхование, организовывали крестьянскую взаимопомощь.

Социальное обеспечение рабочих и служащих (лиц наемного труда) было заменено государственным социальным страхованием, восстановленным в ноябре 1921 г. Страхование распространялось на все виды временной и постоянной утраты трудоспособности, на случай безработицы и случай смерти. Уплата страховых взносов возлагалась на предприятия, учреждения и организации «без права обложения страхуемых». Размеры страховых взносов устанавливались в процентах к выплачиваемой заработной плате и зависели от количества занятых на предприятии, в учреждении или хозяйстве лиц и от условий работы (вредность производства). Бьшо установлено распределение средств социального страхования на четыре фонда: а) по временной нетрудоспособности и дополнительным видам помощи; б) по инвалидности; в) по безработице; г) лечебный фонд. Это разграничение создавало большие неудобства; одни фонды оказывались дефицитными, в других насчитывались крупные остатки средств. Специализация фондов была отменена в 1924 г.

Крупнейшее значение для развития социального страхования имели снятие органов социального страхования со всех видов государственного снабжения с переводом их нй самоокупаемость и передача дела социального страхования из ведения Народного комиссариата социального обеспечения в ведение Народного комиссариата труда. Этими мероприятиями, проведенными в 1922 г., стимулировалось полное и своевременное взимание страховых взносов, их более экономное и эффективное использование, более тесная связь социального страхования с мероприятиями по организации труда и быта рабочих и служащих.

В 1925/26 г. доходы бюджета государственного социального страхования составили 765 млн. руб., расходы - 670 млн., из них 189 млн, руб. пошло на пособия по временной нетрудоспособности, 48 млн.- по безработице, 75 млн,- на дополнительные виды пособий (на кормление ребенка и пр.), 110 млн, - на пенсии,

Директивы КПСС и Советского правительства до хозяйственным вопросам, т. 1, с. 297,

175 млн.- на медицинскую помощь застрахованным и членам их семейств, 28 млн. руб,- на профилактические мероприятия. Государственным социальным страхованием было охвачено около 8,2 млн. человек". Оно стало важным фактором подъема благосостояния трудящихся.

Социальное обеспечение лиц, работавших не по найму (крестьян, ремесленников, кустарей, лиц свободных профессий), проводилось на началах взаимности. Важнейшей ее формой были крестьянские комитеты общественной взаимопомощи - крестко-мы, созданные при сельских Советах и волостных исиолнитель-ных комитетах в середине 1921 г. На них возлагалась организация взаимопомощи при неурожаях, пожарах и других стихийных и социальных бедствиях путем самообложения, распределения предоставляемых для этой цели государственных средств и организации общественной трудовой помощи.

Создание кресткомов не могло устранить потребности крестьянства в организации государственного страхования. Их средства являлись недостаточными для возмещения всем хозяйствам ущерба, причиненного стихийными бедствиями, образовывались независимо от учета возможности такого ущерба и предназначались не только для его возмещения. Главная цель кресткомов состояла в оказании всесторонней помощи семьям красноармейцев, бедноте и маломощным хозяйствам.

Организация государственного имущественного страхования диктовалась интересами всего народного хозяйства. Крестьянство нуждалось в помощи для возмещения ущерба, причиняемого стихийными бедствиями и несчастными случаями. Особо остро стоял вопрос о предприятиях и имуществах, переданных в аренду частным лицам: государство должно было возложить иа этих лиц полную ответственность за сохранность арендуемых имуществ, обязать посредством особых взносов участвовать в образовании фонда возмещения потерь от стихийных бедствий.

Кроме оказания помощи населению в случае стихийных бедствий организация государственного страхования преследовала и другие, не менее важные цели: усилить планомерное государственное воздействие на деятельность частных хозяйств и мобилизовать денежные ресурсы населения на социалистическое строительство. Образование за счет средств населения государственного страхового фонда и рациональное его использование содействуют сокращению потерь, причиняемых стихийными бедствиями и несчастными случаями, уменьшают бюджетные затраты и повышают Доходы бюджета за счет остатков ресурсов этого фонда.

Начало развитию государственного имущественного страхования после перехода к нэпу было положено декретом СНК* «О го-

* Дьяченко В. ff. Советские финансы в первой

стического Государства, ч. 1, с. 290. " СУ, 1921, № 69, ст. 554,

развития социали-



сударственном имущественном страховании» от 6 октября 1921 г. Во всех сельских и городских местностях организовывалось государственное имущественное страхование частных и коллективных хозяйств от наиболее разрушительных стихийных бедствий - пожаров, надежа скота, градобития сельскохозяйственных культур, аварий иа сухопутном и водном транспорте. Учрежденное в составе Наркомата финансов СССР Главное управление Госстраха должно было, по мере организации добровольного имущественного страхования и укрепления страхового аппарата, вводить по согласованию с губисполкомами обязательное страхование. Кооперативным организациям предоставлялось право взамен обязательного страхования организовать взаимное страхование собственных имуществ под контролем и надзором Главного управления Госстраха.

В июле 1922 г. Госстраху было предоставлено право ввести личное страхование - страхование жизни и от несчастных случаев, угрожающих жизни и здоровью людей. Фактически оно стало проводиться с середины 1923/24 г. (после завершения денежной реформы) ив основном распространялось среди служащих (62% всех застрахованных в 1926/27 г.) и рабочих (37,5%).

Одновременно с расширением сферы деятельности Госстраха в июле 1922 г. он был переведен на хозяйственный расчет, что усилило его имущественную и организационно-оперативную самостоятельность. Из государственного бюджета на образование резервного и основного фондов Госстраха были выделены средства, которыми ограничивалась ответственность государства по операциям Госстраха. В 1925/26 г. сумма средств, отпущенных бюджетом Госстраху, составляла 7,5 млн. руб., из них 5 млн. руб. были направлены в основной и 2,5 млн. руб. в специальный резервный фонды.

Советское государство проявляло большую осторожность при введении обязательных форм страхования, тщательно учитывало интересы трудящихся. Так, в соответствии с решениями XIП партийной конференции было установлено, что обязательное страхование посевов и скота может вводиться только с согласия уезд-пых съездов Советов или пленумов уездных исполкомов Лишь после того, как почти все уезды высказались за обязательность зтого вида страхования, оно было введено повсеместно.

Первенствующее зпачение в деятельности Госстраха имело обязательное страхование имущества от огня, посевов от градобития и животных (крупного рогатого скота, лошадей) от падежа. Эти виды страхования проводились в окладной (нормативной) форме. Такая форма организации обязательного страхования позволяет шире использовать его для планирования народного хозяйства, упростить страховую работу связанную с обслуживанием миллионов хозяйств, более четко проводить классовую политику

КПСС в резошоциях..., т. 2, с. 529. 114

в страховом деле. Страховая обеспеченность бедноты по сравнению с другими грухшами крестьянства оказывалась выше, так как у бедноты стоимость застрахованных объектов была ниже, а гори-мость строений и гибель скота ~ выше средних, исходя из которых устанавливались единые нормы страхового обеспечения и страховые тарифы.

Обязательный характер страхования вообще позволял снизить страховые тарифы: но страхованию от огня - с 1,26% в 1923/ /24 г. до 0,77% в 1925/26 г., по страхованию посевов - с 2,08 до 1,15 %, крупного рогатого скота - с 5,33 до 3%, лошадей - с Э,5 до 6%, За счет особых надбавок к тарифам для зажиточных хозяйств маломощные хозяйства получали, кроме того, скидки, а беднота вовсе освобождалась от страховых взносов. В 1925/ 26 г. от платежей было освобождено по страхованию от огия и страхованию посевов 15% общего числа застрахованных хозяйств, по страхованию крупного рогатого скота - 10, по страхованию лошадей - 7,5%. В городах также беднейшее население освобождалось от страховых взносов (в пределах 5% начисленных сумм но каждому виду страхования), а рабочим, служащим, семьям красноармейцев, пенсионерам и т. п. предоставлялись скидки в размере от 5 до 20%.

Снижая тарифы и одновременно из года в год повышая размеры страхового обеспечения, государство сводило рентабельность страховых операций к минимуму. Из 173,6 млн. руб., собранных за пять Лет (1921/22-1925/26 гг.) по обязательному окладному страхованию выплачено 108,9 млн. руб. страхового возмещения, 41,5 млн. руб. ушло на общие расходы н возмещение курсовых потерь, 9,3 млн. руб.- иа сложение льгот, 9,7 млн. руб. отчислено на меры превенции и репрессии. Страхование посевов от града и животных от падежа было убыточным.

Кроме обязательного окладного страхования проводились: обязательное страхование принадлежащего государству имущества, переданного в пользование частным лицам н организациям на правах аренды или в иной форме, а также имущества, служившего обеспечением банковских ссуд и варрантных (складочных и залоговых) свидетельств; добровольное транспортное страхование, страхование от огня, страхование посевов от градобития и иных бедствий и сельскохозяйственных животных от надежа; гарантийное страхование (имело целью покрыть убытки, причиненные хозяйственным организациям небрежными или преступными действиями нх работников, которым поручена охрана и обслуживание денежных и материальных ценностей); добровольное страхование имущества государственных учреждений н предприятий, не подлежащего обязательному страхованию, и некоторые другие виды страхования.

Прибыли Госстраха СССР распределялись следующим образом: но окладному страхованию 50% направлялось в резервный запасный фонд и на меры нревепцнн и репрессии, по остальным

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [ 18 ] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]