назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [ 13 ] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]


13

сударственных учреждений, во вторую - кооперативных организаций и лишь в последнюю очередь - частных организаций и лиц.

Одобрив эту реорганизацию промышленности, XI Всероссийская конференция РКП (б) в резолюции «Очередные задачи партии в связи с восстановлением хозяйства» и IX Всероссийский съезд Советов в постановлении по вопросам новой экономической политики в промышленности указали, что необходамо дальней шее и решительное сокращение советских учреждений и снятие с государственного снабжения предприятий, существование которых не может быть обеспечено наличными ресурсами государства

Снятие предприятий с государственного снабжения означало, что завершение перевода промышленности на хозрасчет закончено. Вести хозяйство преднриятий, сообразуясь с затратами и достигнутыми результатами, нести ответственность за выполнение плана, качество продукции и сохранность имущества - зти требования относились ко всей промышленности. Преда1рия-тия же, снятые с государственного снабжения, обязаны были, кроме того, выполнять производственные планы на собственные средства, без постоянной номохци со стороны государства, овладевать формами и методами коммерческой деятельности, быть доходными, давать не только общехозяйственную, не и коммерческую выгоду, приносить прибыль.

Важнейшая роль в развитии социалистической промышленности на началах хозяйственного расчета принадлежит директивам XII съезда партии, изложенным в резолюции «О промышленности». Съезд сформулировал положения, характеризующие сущность и значение хозяйственного расчета как орудия планового руководства социалистическими предприятиями, подробно изложил очередные задачи развития промышленности на основах хозрасчета.

Денатурализация хозяйства, необходимость овладения стоимостными рычагами хозяйственного руководства и правильного, осуществляемого в интересах социализма, их использования в огромной степени повысили роль финансов. Восстановление и налаживание работы советской системы финансов и кредита стало первоочередной и насущнейшей задачей, решению которой Коммунистическая партия и Советская власть придавали исклю-тштельно большое значение.

«Можно предполагать,-писал М, И, Калинин в декабре 192i г. в статье «Вопросы IX съезда Советов»,- что большое внимание съездом будет уделено финансовым вопросам, в настоящий момент приобретающим все большее и большее аначение. Трудно еще представить, во что выльется по этим вопросам работа

* КПСС в резолюцвЕЯх,.., т. 2, с. 304; Съезды Советов в декуыевтах. 1917- 1936, т. I. Съезды Советов РСФСР и автономных республик РСФСР, Сб. документов, 1917-1922, М,, Госюризда*, 1959, с. 186.

съезда: одно несомненно, что органы финансового ведомства из простых распределителей денежных знаков превращаются в органы, имеющие большое политическое значение»

XI съезд партии обсудил и принял специальное постановление о финансовой политике, в Котором была указана роль денег, финансов и кредита в хозяйственной жизни страны, определены основы и пути организация советской финансово-кредитной системы, дана подробная программа мероприятий по использованию финансов я кредита в строительстве социализма.

В приветствии Всероссийскому съезду финансовых работников в 1922 г. В. И. Ленин писал: «Задача укрепления советских финансов является одной из труднейших, но она стоит теперь в нервом ряду и без ее решения невозможно сделать значительных шагов вперед ни в деле ограждения независимости Советской России от меяедународного капитала, ни в деле хозяйственного и культурного развития страны»

2. Задачи финансовой политика после перехода к н9пу и условия их осуществления

Основные задачи финансовой политики Советского государства в переходный период от капитализма к социализму определялись разработанной В. И. Левиным научно обоснованной программой, которая предусматривала социалистическую индустриализатрю страны, социалистическое кооперирование сельского хозяйства, проведение культурной революции, преодоление унаследованного от старого строя экономического и культурного неравенства на-сяющих страну национальностей. Осуществление этой программы было условием обеспечения самостоятельности, зкоиомиЧе-ской независимости и непоколебимой обороноспособности страны в условиях враждебного капиталистического окружения,

Внейшей задачей первого периода нэпа было создание ряда предпосылок для социалистической индустриализации страны. Такими предпосылками явились: восстановленне хозяйства, разрушенного первой мировой войной и иностранной военной ивтервенцией, с концентрацией внимания и сил на восстановлении крупной промышленности; упрочение основы Советской власти - экономической смычки между городом и деревней при усилении руководящей роли рабочего класса; развитие кооперации в разных ее видах и формах; ограничение и вытеснение капиталистических элементов, пытавшихся вклиниться во взаимоотношения мея;ду промышленностью и сельским хозяйством и использовать в этих целях острую нехватку товаров.

Приняв решение о переходе к нэпу, X съезд партии поручил Центральному Комитету «пересмотреть в основе всю нашу

" Калинин М. И. Статьи и речи 1919-1935 гг. Партиздат, 1936, с. 62, " Ленцн В, И. Цодн. собр, соч., т. 45, с. 238.



финансовую политику и систему тарифов» Развернутая программа мероириятвй финансовой политики была дана в решениях XI съезда партии.

Центральная задача финансовой политики в первые годы язпа состояла в укреплении советской валюты. «В новых условиях,- указывал XI съезд партии,- обеспечение Советским государством потребностей как государственного администрирования, так и государственного хозяйствовавия, лишь частично и во все более суживающемся масштабе происходит в форме непосредственного натурального снабжения (или непосредственной передвижки материальных ценностей) и все более происходит через посредство рынка, т. е. через посредство денег» Лишь иа основе ликвидации натуральных отношений можно было обеспечить развитие н укрепление товарной смычки между городом и деревней и всего хозяйства на путях нэпа. Чтобы ликвидировать натуральйые отношения, требовалось наладить надежное н устойчивое снабжение государственной промышленности, армии и учреждений посредством денег, через механизм денежного обращения. Предпосылкой же к этому являлись стабилизация цен, прекращение обесценения денежных знаков.

На IV конгрессе Коминтерна В. И. Ленин говорил: «Что действительно важно, это - вопрос о стабилизации рубля. Над этим вопросом мы работаем, работают лучшие" наши силы, и зтой задаче мы придаем решающее значение. Удастся нам на продолжительный срок, а впоследствии навсегда стабилизировать рубль - значит, мы вмграли... Тогда мы сможем наше хозяйство -поставить на твердую почву и на твердой почве дальше развивать» Только на основе твердой советской валюты можно было развернуть использование стоимостных рычагов планового хозяйственного руководства, внедрять хозяйственный расчет, укреплять и развивать торговую смычку между городом и деревней, совершенствовать и плодотворно использовать финансовые отношения в хозяйстве страны.

Переход к нэпу оказал благоприятное влияние на денежное обращение уже со второй половины 1921 г. Хотя государственный бюджет оставался еще дефицитным (что вызвало огромную эмиссию денежных знаков), темпы обесценения денег замедли лись, реальная ценность денежной массы в обращении стала возрастать, в отдельные периоды покупательная сила денежных знаков временно даже стабилизировалась. Если первая временная стабилизация Чиголь - сентябрь 1921 г.) была обусловлена лишь сезонным расширением товарооборота, то вторая (май - август 1922 г.) несомненно была уже связана также н с успехами в

КПСС в резолюциях..., т. 2, с. 258.

» Директивы КПСС и Советского правительства по хоэяйствепныы вопросам, т. 1, с, 324.

Ленин В. Я, Поле. собр. соч., т. 45, с 283.

финансовом строительстве, так как в это время наблюдался не только рост товарооборота, но и снижение темпов эмиссии. Хотя превышение расходов бюджета над его доходами срывало временные стабилизации, все же они являлись бесспорным доказательством правяльностн и успешности развертывающейся борьбы за твердую советскую валюту..

Немаловажное значение как показатель улучшения состояния денежного обращения имел успех деноминаций, проведенных в 1922 г. для упрощения денежных расчетов. На 1 октября 1922 г. реальная ценность максимальной купюры старого денежного знака в 1(Ю ООО руб. составляла около одной довоенной копейки. Это означало, что даже при самых мелких операциях приходилось иметь дело с пачками денежных знаков.

Выпуск новых денежных знаков с повышенной в 1 млн. раз ценностью не умалял необходимости в значеввя создания твердой валюты. Из-за бюджетного дефицита новые денежные знаки эмиттировались в чрезмерно больших количествах и поэтому обесценивались. Чтобы удовлетворить потребности хозяйственного оборота в более надежном инструменте учета, в практику было введено перечисление денежных сумм и операций на довоенные или золотые рубли. В хозяйственном обороте для разных целей применялись также и другие измерители цен: товарные рубли (по общему индексу товарных цен), «индексный рубль» (по динамике цен набора продуктов, входящих в состав бюджета рабочих семей), «хлебный рубль» (по индексу цен на хлеб) и др. На частном рынке широкое применение получил «вольный курс золотого рубля» (рыночная цена десятирублевой золотой монеты дореволюционной чеканки). Облегчая в некоторой степени калькуляцию себестоимости н издержек обращения, такие условные измерители не могли полностью удовлетворить потребностей хозяйственного оборота в устойчивой единице денежного учета.

Решение краеугольной задачи финансовой политики первых лет нэпа - стабилизация рубля - упиралось в развитие товарооборота, ликвидацию бюджетного дефицита, накопление необходимых валютных и товарных фондов для обеспечення устойчивости денег. Экономические условия, в которых находилась страна в 1921 -1922 гг., не давали возможности для немедленного проведения денежной реформы. В бюджете имелся еще крупный дефицит. В 1921 г. страну постиг большой неурожай. Товарооборот был недостаточно развит, что было связано с натурализацией крестьянского хозяйства, отсутствием навыков торговой работы у государственных и кооперативных организаций, недостатком товаров в руках государства.

Отсюда вытекали очередные задачи экономической и финансовой политики, намеченные XI съездом партии: увеличение размера товарооборота путем роста внутренней государственной, кооперативной и частной торговли и повышения товарности крестьянского хозяйства; расширение внешней торговли; сокра-



щеяве, а аатем и полвая ликвидация бюджетного дефицита. Для борьбы с бюджетным дефицитом необходимо было сократить расходы государственного бюджета, провести строжайший режим экономии в расходовании бюджетных средств, укрепить финансовую дисцинлнну во всех учреждениях и хозяйственных организациях, упорядочить все бюджетное хозяйство, увеличить доходы от государственных иредприятий и имуществ путем внедрения и укрепления хозяйственного расчета, расширения системы платности товаров и услуг, подъема производительности труда, снижения накладных расходов; усилить налоговые поступления, неуклонно осуществлять переход от натуральных налогов к денежным; развить кредитные операции. Все эти мероприятия должны были уменьшить, а впоследствии и полностью устранить потребность в использовании эмиссии денег как источника доходов бюджета.

Несмотря на огромные затруднения в области финансов, выражавшиеся в резком обесценении рубля, партия и Советская власть решительно отвергли капитулянтские предложения о привлечении иностранного капитала к осуществлению денежной реформы, ибо это означало бы подчинение нашего хозяйственного развития мировым капиталистическим хищникам. XI съезд партии указал, что эмиссионное право не может быть ни при каких условиях предоставлено иностранным банкам.

Строительство финансово-кредитной системы и решение задачи стабилизации рубля осуществлялись в исключительно трудных условиях послевоенной разрухи.

Потерпев поражение в антисоветской вооруженвой интервенции, империалисты пытались задушить Советскую власть экономически. Они организовали эконометескую и финансовую блокаду нашей страны, пытались имюльзовать неурожай и голод в Поволжье для того, чтобы заставить Советское правительство признать долги царского правительства, денационализировать предприятия, принадлежавшие до революции иностранным капиталистам, и возместить все потери, которые были причинены иностранному капиталу революционными мероприятиями. Попытки использовать концессии для привлечения иностранного капитала и получить внешние кредиты для ускорения процессов восстановления народного хозяйства не увенчались успехом; условия, которые капиталистические страны пытались диктовать Советскому Союзу, были несовместимы с обеспечением экономической самостоятельности страны и упрочением завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции. Приходилось ориентироваться только на внутренние ресурсы, которые были весьма ограниченными.

«Наше положение,-разъяснял В. И. Ленин в «Письме к V Всероссийскому съезду профсоюзов»,- особенно трудно, ни-тому что нет средств для восстановления основного капитала, машин, орудий, зданий и т. п., а ведь именно эта нромышлен-

яость, так называемая «тяжелая индустрия», есть основная база социализма. В капиталистических государствах обычно восстанавливают этот основной капитал посредством займов. Нам не хотт-дать займа, пока мы не восстановим собственности капиталистов и помещиков, а мы этого сделать не можем и не сделаем. Остается необыкновенно трудный и долгий путь: скапливать понемногу сбережения, увеличивать налоги, чтобы постепенно восстанавливать разрушенные железные дороги, машины, здания и прочее»

Необходимы были героические усилия советского народа, чтобы в зтих условиях в невиданно короткие сроки восстановить разрушенное народное хозяйство, отстоять и укрепить финансово-экономическую самостоятельность страны, создать твердую советскую валюту и твердый, бездефицитный государственный бюджет. Здесь со всей очевидностью выявились преимущества советской системы хозяйства и советских финансов.

Трудности усиливались тем, что враждебные элементы, проникшие в партию, всячески сопротивлялись проведению нэпа, установлению правильных экономических взаниоотиошений между рабочим классом и крестьянством. Одни из них впадали в панику перед возможностью некоторого оживления капиталистических элементов, другие требовали сдачи частному капиталу (как внутреннему, так и иностранному) ряда решающих командных высот Советской власти в народном хозяйстве, уплаты аи-нулнрованных долгов царского правительства, ликвидации монополии внешней торговли, строительства промышленности путем эксплуатации крестьянского хозяйства.

Социалистическое обобществление средств производства и обращения и новые, присущие только социалистическому государству функции требовали создания новой финансово-кредитной системы, принципиально отличающейся от системы финансов буржуазного государства и кредитной системы капиталистических стран. Формы организации и методы финансовой деятельности, выработанные капиталистическим способом производства, нельзя применять в условиях социалистического государства без их коренного преобразования. Однако принципиальяые особенности системы советских финансов и кредита выявлялись лишь в самом процессе социалистического строительства. Отсутствие опыта по созданию социалистической системы финансов и кредита, привлечение к этому делу старых специалистов, зараженных буржуазными взглядами и предрассудками и пытавшихся извратить суть экономической политики Советского государства и сорвать решение стоящих задач, явились причинами того, что в первое времн воспроизводились формы и методы, выработанные практикой капиталистических стран без достаточно критического к ним отношения. Это обусловило своеобразие советской системы фи-

Ленин В. И. Полн. собр, соч., т. 45, с 209,

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [ 13 ] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]