Карен Джанетто, Энн Уилер
Управление знаниями
руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями
ДОБРАЯ КНИГА
МОСКВА 2005
Внынешней информационной экономике такие активы компании, как знания, имеют особую ценность. Довести свою замечательную продукцию ДО рынка быстрее, с меньшими затратами и более эффективно, чем ваши конкуренты, вы можете, только обладая экспертными знаниями в области процессов проектирования, производства, маркетинга и сбыта. От того, знает ли компания, как работать лучше и быстрее других, иногда даже зависит ее будущее. Поэтому неудивительно, что все большее число компаний начинает относить такие знания к своим нематериальным активам, а многие из них оценивают их выше, чем материальные активы вообще и финансовые в частности.
Сегодня, когда знания стали таким стратегически важным видом активов, мало кто сомневается, что будущее любой компании напрямую зависит от ее способности извлекать, создавать, хранить и распространять знания. Разработка процедур, обеспечивающих выявление, передачу, пополнение знаний и обмен знаниями, становится одним из основных направлений деятельности управляющих компаниями.
Этот процесс систематического активного управления всей массой имеющихся в компании знани11 и их использования называется управлением знаниями. И совершенно очевидно, что программе управления знаниями суждено стать одной из самых популярных среди компаний всего мира.
Наш многолетний опыт работы в этой области показал, что проекты по управлению знаниями терпят неудачу, главным образом, из-за слишком большого внимания К техно-чогии и недостаточного учета на различных этапах проекта (шшнирования, подготовка, реализация) человеческого, нлн культурного, фактора. Между тем главное в управлении знаниями - это не компьютерные сети, а люди.
Большинство из имеющихся сегодня работ по управлению знаниями либо крайне академичны, либо ограничиваются анализом конкретного проекта и содержат слишком мало таких практических советов и указаний, которыми могли бы воспользоваться компании любого размера и любой отраслевой принадлежности. Именно поэтому в прошлом при реализации программ управления знаниями многое делалось но наитию или методом проб и ошибок.
Конечно, вы всегда можете обратиться к экснерту-консультанту, но ои начнет ограбатьнать свои деньги не раньпте, чем нспратнт массу времени то.;н>ко на то, чтобы разобраться в сг1)агегнях, ку.чьтуре, факторах роста и целях Bameii комнапии.
Руководство "Инструментар1н"1 управления знаниями" было naHHcajH) нами для того, чтобы ответить на ваши вопросы, отнюдь не настаивая, впрочем, на своем мнении и никак не ограничивая ваш выбор.
Мы надеемся, что книга поможет вам:
•понять, что такое управление знаниями;
•лучше выполнить свои функции руководителя проекта управления знаниями;
•решить более широкие организационные проблемы;
•изучить возможность введения управления знаниями в вашей компании;
•разработать план введения управления знаниями в вашей компании.
Это руководство позволит определить, какие преобразования необходимо осуществить в компании, чтобы она могла лучше использовать свой интеллектуальный капитал и чтобы в ней появились процессы, инфраструктура и организационные процедуры, которые позволили бы ее сотрудникам создать и использовать свою корпоративную базу знаний.
В части первой объясняется, что такое управление знаниями, и какое значение оно имеет для компании.
В части второй этот процесс рассматривается более подробно и даны практические указания но управлению знаниями,
В части третьей вы найдете вопросники, а также планы специальных совещаний и семинаров, которыми вы можете воспользоваться, внедряя у себя систему управления знаниями.