назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [ 61 ] [62] [63]


61

Мейси обращает наше внимание на то, что природные системы Земли, чтобы сохранить себя, используют обратное питание, так же, как это делает термостат. Но, как она считает, человеку мешает использовать обратное питание экономическая система с ограниченным образом мыслей. «Для человека естественно беспокоиться о состоянии окружающего мира, - говорит она. - Мы являемся неотъемлемыми частями этого мира, подобно клеткам в составе тела. Если тело получило травму, клетки ощущают это... Однако наша культура вынуждает нас рассматривать боль и переживания как нечто ненормальное. Успешный человек, как можно заключить из рекламы и предвыборных калшаний, так и светится оптимизмом... "Будьте коммуникабельны", "Улыбайтесь", "Если вы не можете сказать ничего приятного, лучше совсем ничего не говорите"».

Но пока мы не признаем, что наша окружающая среда и, во многих аспектах, наша культура поражены болезнью, как мы сможем предпринять правильные действия для их лечения? «Проблема заключается не в нашей боли о состоянии мира, а в том, что мы эту боль подавляем, - заключает она. - Наши попытки спрятаться от нее, не заметить ее мешают проявлению здоровой и действенной реакции». Подобным образом, наше добровольное отстранение от участия в политической и общественной жизни уменьшает нашу общую силу как граждан. Если мы всегда говорим «я», а не «мы», это значит, что мы в значительной степени отдалились друг от друга и почти побеждены.

Мы проживаем свои жизни под наркозом бредовых убеждений, таких, как «Земля принадлежит нам» или «Чем быстрее, тем лучше». (По поводу последнего утверждения Махатма Ганди заметил: «Скорость не имеет значения, если ты двигаешься в неверном направлении».) Старая реклама печенья олицетворяет наше зараженное синдромом потреблятства мировоззрение: «Съешьте все, что хотите, мы сделаем еще». Но Мейси и многие другие представляют новые способы смотреть на мир, которые укрепляют нашу иммунную систему против «конвейерного» образа мыслей. Под пышностью и блеском они стремятся разглядеть земную, по-настоящему богатую действительность. Вместо разглядывания витрин и блуждания в Интернете с целью купить жизнь, они убеждают нас с большим чувством прожить ее.

НОВАЯ МЕЧТА

Бетси Тэйлор, директор Центра новой американской мечты уверенно оперирует словом «мы». У нее хватает смелости, чтобы видеть тот вред, который исходит от нас, и активно ему противодействовать. «Наш дом - в огне, - убежденно говорит она, - и в доме - дети». (Подобно многим своим коллегам, она считает, что запах дыма, предупреждающий о пожаре, начал распространяться с началом Промышленной революции.) «В наше время глобальное потепление угрожает самой ткани жизни на Земле, - говорит она. - Человек же продолжает все отрицать».

- Люди, действующие в одиночку, не могут решить эту проблему, - говорит Тэйлор, признавая при этом решающую роль, которую играют действия каждого из нас. Она представляет себе будущее в радостном свете. Она предчувствует рождение новой мечты, которая будет представлять собой комбинацию технологических инноваций, политических реформ и серьезных перемен в сознании людей. «Через двадцать пять лет политика правительства изменится, оно будет поощрять экономное использование материалов и электроэнергии, - предсказывает она. - Новые установки по части транспортных перевозок, утилизации мусора, переработки этого мусора, а также новая налоговая политика помогут отдельным людям и организациям потреблять разумно... Цены на товары будут отражать реальные экологические затраты на использование природных ресурсов и утилизацию мусора. Правительство будет тратить деньги на создание рынков для продажи экологически безопасных продуктов».

В сущности, Тэйлор полагает с большой вероятностью, что наша культура лунатиков уже на грани пробуждения! «Зайдите в любой книжный магазин и вы увидите сотни книг об изменении системы ценностей, о гармонии, созерцании и простоте. В этом году за ними обратились от восьми до десяти "гармоничной жизни». Глобальные цели Центра заключаются не только в том, чтобы сократить потребление, но и в том, чтобы перенаправить его путем обучения потребителей правильному выбору продуктов. Другими словами, если мы будем вести себя умно, мы будем стремиться покупать продукты улучшенной разработки и стараться получать полную информацию о том, что покупаем. На-



пример, мы будем поддерживать фермерские хозяйства, где контролируемое использование паразитов - являющихся богатым биологическим банком - заменяет использование пестицидов. Или мы будем поддерживать благоустройство наших районов, чтобы можно было проводить свободное время там, а не ехать куда-то, теряя время в пробках.

«Людям кажется, что так называемая гармоничная экономика означает, что необходимо приносить жертвы и отказываться от "хорошей жизни", - говорит Тэйлор. Но подумайте, от чего мы уже отказываемся при нашей текущей жизни: мы теряем культурные традиции, житейскую мудрость, биологические виды, языки, человеческие отношения, доверие, чувство общности и здоровье - все то, что важнее денег». В том, как Тэйлор видит новую мечту, слово «простота» значит гораздо больше, чем сокращение потребления. Она означает еще и избавление от нежелательных мыслей, мусора и стрессов - предпочтение Настоящего искусственному и поверхностному. Это не только простота вещей, которыми вы пользуетесь, но также и простота стремлений и ясность мысли. Речь идет здесь о том, как ощутить удовлетворение, а не растерянность и замешательство.

Мечта, которую она описывает, не примитивна и не утопична, но определенна, красива и полна достоинств. Когда мы очнемся от тяжелого сна, в котором пребываем, у нас на глазах уже не будет повязки - мы будем удовлетворять свои нужды правильно, не нагружая себя избыточным и дорогим багажом. У нас по-прежнему сохранится какое-то количество ценностей и собственности, но мы будем более эффективно использовать то, чем владеем. Тэйлор упоминает о новом поколении более чистых с экологической точки зрения и более экономичных автомобилей; о «природной энергии», вырабатываемой в наш космический век при помощи ветротурбин; одежде, изготовленной без использования синтетических материй; экологически чистой пище, выращенной где-то поблизости от вас, и жилищах, от которых мы не болеем (особенно когда заглядываем в коммунальные счета). «Посмотрите, что происходит в жизни корпораций, с тех пор как многие компании стали внедрять экологически чистые методы производства. Например, фирмой Philips разработаны более эффективно работающие компьютерные микросхемы, с появлением которых может отпасть надобность в полудюжине огромных электростанций. Или взгляните на такие города, как Сан-

та-Моника в Калифорнии, где можно загорать на крышах общественных зданий, а в бесплатных школах есть буфеты с салатами из свежих овощей».

Многое из того, что продается, имеет отношение не к качеству жизни, а к статусу и имиджу. Это можно изменить путем создания новых образцов. Она вспоминает, как известный баскетболист Каким Оладжувон работал с фирмой «Сполдинг», рекламируя спортивные ботинки за 35 долларов (в то время как цена на спортивную обувь часто превышает 100 долларов). «Когда все большее число людей начнет действовать согласно своим убеждениям, а эти убеждения будут основаны на позитивных ценностях, мы окажемся в пространстве новой мечты», - говорит Бетси Тэйлор.

ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА КАЧЕСТВО

Люди, у которых мы брали интервью, соглашались, что текущий репертуар наших убеждений уже устарел. Один из самых изношенных лозунгов - это клич «шоу должно продолжаться». Те, кто одержал победу в борьбе с синдромом потреблятства спрашивают: «С какой стати?» «Если покупатель должен постоянно чего-то остерегаться и если наша экономика похожа по схеме своего устройства на пирамиду, где риски отзываются в основном на бедных и на окружающей среде, почему бы не попытаться изменить сценарий? » - спрашивают они. Почему бы нам не провозгласить себе новую миссию, гораздо большую, чем путешествие на Луну или даже борьба с нацизмом? Почему бы нам не начать (и быстро!) двигаться по направлению к новому Ренессансу, где качество, экология, справедливость, разнообразие, гибкость и демократические принципы сольются в одну более совершенную экономическую систему? Ясно, что путем перераспределения беспрецедентного богатства, накопленного текущим поколением, мы можем внести в ход истории коррективы, которые улучшат как нашу жизнь, так и жизнь наших внуков и правнуков. Зачем соглашаться на отбросы, если мы можем иметь качественную продукцию?

В некотором смысле понятие качества представляет собой для синдрома потреблятства то же, что чеснок - для вампиров. Долговечность, подходящие материалы, хороший дизайн устраняют необходимость покупать горы вещей, не снижая при этом их пол-



ной стоимости. Это совсем другая математика. Здесь не задается вопрос: «Сколько?», здесь задается вопрос; «Насколько качественно сделано?»

На протяжении всей этой книги мы говорили о скрытой цене, которую все мы платим в условиях экономики, смирившейся с загрязнением окружающей среды, уничтожением природных ресурсов, губительно влияющей на состояние общества. С другой стороны, в экономике, направленной на гармонию и стабильность, таится много скрытых приобретений. Например, питание экологически чистыми продуктами предотвращает эрозию сельскохозяйственных земель и спасает живущие в воде растения от воздействия химикатов и питательных удобрений. Здоровая пища поступает, как правило, с фермерских хозяйств, пользующихся экологически чистыми методами. Подобным образом, покупая переработанную бумагу, мы тем самым помогаем создать жизнеспособную индустрию вторичной переработки, чьи продукты были бы изготовлены исключительно из вторсырья. Мы говорим об очень продуктивных, но требующих сравнительно небольших усилий изменениях в нашем образе жизни. Хотя иногда это кажется непосильным - задуматься об изменении чего-то такого значительного, как «мировоззрение», оказывается, что, на самом деле, Великий поворотМэйсииНоваямечтаТэйлор - это лишь части нашей повседневной жизни, как считает Пол Хокен:

- В комнате находится группа людей - разных полов, возрастов, принадлежащих к разным расам, имеющих разные профессии. Присоединитесь к ним и расспросите их, как они представляют себе мир, в котором хотели бы жить 50 лет спустя. Хотим ли мы тратить по два часа, чтобы добраться до работы? Нет. Хотим ли мы быть здоровыми? Да. Хотим ли мы чувствовать себя в безопасности там, где мы живем? Хотим ли мы, чтобы наши дети росли в мире, где им есть на что надеяться? Хотим ли мы добиться славы, не страшась при этом преследований? Хотим ли мы жить в мире, где природа находится в процессе восстановления, а не упадка? Никто не ответит на эти вопросы отрицательно; здесь взгляды людей совпадают. Что нам нужно - так это совместно решить, что необходимо делать, чтобы достичь всего этого.

С новым подходом к проектированию зданий мы можем создать архитектуру, чьи постройки будут служить тысячу лет (а

не восемь, как многие здания супермаркетов «Уолл-Март»). Как следует осознав то, что нам известно о проблемах экологии, мы можем приблизить процессы утилизации мусора к природным процессам, как в книге Джона Тодда «Живые машины», используя новые эффективные биосистемы для эстетичной очистки воды. Мы можем получать энергию из источников, которые пополняются непосредственным образом (от Солнца), а не пользоваться сбережениями (ископаемое топливо). Мы можем способствовать развитию местных банков, которые, в свою очередь, будут давать деньги на городские нужды. Мы можем сменить образ жизни на менее напряженный и проводить больше времени с семьей и друзьями в качестве сторонников движения «медленной еды», для которых быстрая еда («фаст-фуд») является синонимом тревоги и беспокойства. Велика вероятность, что мы сможем иметь все, что захотим, если сменим свой старый образ мыслей на новый, при котором наше поведение и принимаемые нами решения в большей степени определялись бы нашими надеждами, чем страхами. Мы знаем, каким станет будущее при отсутствии должного регулирования - бесконечная цепь дней, наполненных плохими новостями, которые истощают нашу энергию и отнимают у нас ощущение уравновешенности. Если мы продолжим движение по прежнему пути, то, в конце концов, наша экономика потерпит крушение, как «Титаник», и мы окажемся в ледяной воде.

«Этого не может произойти, - говорим мы друг другу, - наша экономика непотопляема». Но это может произойти и произойдет, если мы не примемся за дело. Мы должны превратить личные убеждения в общественную полигику, а идею о гармоничной жизни - в реальность.

ПОСЛЕДНИЙ КАДР

Нам, как отдельным индивидуумам, не нужно быть милтшоне-рами, чтобы хорошо есть, крепко спать, или познакомиться со своими соседями. Безо всякого сомнения, нам необходимо потреблять меньше, потому что у нас иссякают как доступные нам природные ресурсы, так и приемлемые места для хранения и утилизации своих отходов. Однако основная мысль этой книги, минуя необходимость меньше потреблять, устремляется к необхо-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [ 61 ] [62] [63]