назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [ 46 ] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63]


46

То же самое верно и для синдрома потреблятства. Чтобы победить его, большинству из нас необходимо знать, что мы не одиноки в этой борьбе. Мы нуждаемся в поддержке со стороны тех, кто тоже борется с болезнью. В наше время существуют группы поддержки для жертв любого пагубного пристрастия. А для победы над синдромом потреблятства, этим заразным вирусом, такие группы тем более необходимы, потому что чрезмерное потребление не испытывает давления со стороны общества, оно не осуждается обществом - совсем наоборот. Но, подобно тому, как для людей, страдающих алкоголизмом, существует организация «Анонимные алкоголики», для жертв синдрома потреблятства существует «Движение за добровольную умеренность».

ДОБРОВОЛЬНАЯ УМЕРЕННОСТЬ

«За семнадцать лет наблюдения за различными общественными тенденциями», - признал в 1996 году Джеральд Селент из Научно-исследовательского института по проблемам социальных тенденций, - ни одно движение не получило такого единодушного общественного признания, как добровольная умеренность. Он утверждал, что, по его оценкам, пять процентов американцев, родившихся в период демографического взрыва, придерживается «добровольной умеренности в ее строгой форме» и предполагал, что к 2000 году их число достигнет пятнадцати процентов. «Они находят лекарство от синдрома потреблятства, - заявил Селент. - Они избавляются от своих стрессов и признаются; «Мне гораздо больше нравится жить так. Не понимаю, как я мог раньше жить иначе?»

Теперь идет двухтысячный год, наступившее процветание несколько потеснило приверженность к добровольной умеренности. Тем не менее миллионы американцев по-прежнему привлекает идея более простой и дружелюбной по отношению к природе жизни. «Движение» за добровольную умеренность, если кому-то угодно так его называть, живо, здорово и приобретает все новых сторонников, пусть не так быстро, как это предсказывал Селент. Это движение продолжает жить в разнообразных группах и кружках, первые из которых организовала СесильЭн-дрюс около десятилетия назад.

ОБУЧАЮЩИЕ КРУЖКИ МОГУТ СПАСТИ МИР

Эндрюс, учительница из Сиэтла, лет пятидесяти с небольшим, с детской способностью всему удивляться и таким умением смешить людей, которому позавидовал бы профессиональный комик, работала администратором в колледже, организуя курсы для взрослых. Шел 1989 год, когда она прочитала книгу Дуэйна Элгт-на под названием «Добровольная умеренность». «Я была в восторге от этой книги, - вспоминает она, - но никто вокруг не говорил об этом». Она решила организовать семинар по проблеме, обсуждавшейся в книге. «Но записалось только четыре человека, поэтому пришлось отказаться от этой идеи, - смеясь, рассказывает она. - По ряду причин мы повторили попытку еще через три года, и на этот раз желающих оказалось 175».

Впоследствии участники семинара говорили Сесиль, что ее занятия по добровольной умеренности изменили их жизнь. «Администратор районного колледжа не каждый день слышит такие слова, - говорит она. - Поэтому все кончилось тем, что я оставила свою должность и полностью посвятила себя проведению этих занятий».

Кроме того, ей вспомнилась идея, воплощение которой она наблюдала когда-то в Швеции. Там на дому у людей собирались группы друзей и соседей, которые назывались «обучающими кружками» и где происходило обсуждение различных вопросов. Сесиль начала организовывать такие группы из тех, кого она намеревалась обучать добровольной умеренности. Участники начинали с того, что делали короткий доклад, но большая честь обсуждений сосредоточивалась на их личном опыте. Люди начинали рассказывать о себе, что они «не понимают, почему ведут такую жизнь, что им не хватает времени, что они слишком много работают, не получают от жизни удовольствия, совсем перестали смеяться».

Некоторые из групп, организованных Сесиль в 1992 году, до сих пор продолжают работать. Их члены делятся друг с другом советами, создают сети общего пользования инструментами, выполняют совместно другие действия, развивающие чувство общности. Они находят способы помочь друг другу, так что уменьшается нужда в высоких доходах. Они часто собираются друг у друга дома и делятся советами, рассказывают случаи из жизни.



выдвигают идеи. Высказывается каждый, но говорить можно лишь в течение ограниченного количества времени. Это предотвращает опасность монополизации разговора кем-либо из участников.

Нередко обсуждение частных тем сменяется политической дискуссией. «Люди начинают обсуждать, какие перемены дотик-ны произойти в государстве, чтобы их позиция встретила понимание и прекратилась бесполезная трата денег и природных ресурсов», - говорит Эндрюс. Они говорят о местах для прогулок, о парках для своих детей, об улучшении работы общественного транспорта, о необходимости продлить рабочий день в библиотеках и повысить эффективность работы местной администрации. «Добровольная умеренность заключается не только в изменении самого себя. Работа в кружках может спасти мир», - подмигнув, добавляет Эндрюс.

ПЕРЕХОД К УМЕРЕННОСТИ - КАК РЕВОЛЮЦИЯ

За время, прошедшее с 1992 года, Сесиль Эндрюс помогла организовать сотни кружков, практикующих добровольную умеренность. Семена простоты, государственная организация, одним из директоров которой она является, создала гораздо большее их число. Разъяснения, данные ею в книге «В кругу простоты» (« Circle of Simplicity»), позволяют организовать такой кружок каждому, «Самое важное, - говорит Эндрюс, - заключается в том, чтобы участники кружков не рассматривали добровольную умеренность как жертву»,

«Один мой знакомый называет то, что мы делаем, движением по самоистязанию, но это не так, - возражает она. Способ избавиться от ощущения пустоты заключается не в том, чтобы отказаться от чего-то. Он заключается в том, чтобы поместить позитивное на место негативного, чтобы понять, в чем мы по-настоящему нуждаемся, а нуждаемся мы в чувстве общности, творчестве, сильных чувствах, общении с природой. Люди помогают друг другу понять это. Они учатся удовлетворять свои настоящие потребности, вместо того, чтобы удовлетворять ложные, навязанные рекламодателями. Они уштся вести жизнь, которая приносит большое удовлетворение и при этом не наносит вреда природе».

Эндрюс видит себя ниспровергателем устоев в хорошем смысле этого слова, «Вероятно, дело в том, что следование добровольной умеренности выглядит как нечто простое, - предполагает она, - Что-то типа: "разве не здорово - они пытаются ограничивать себя, вести более простую жизнь". То есть, люди не понимают, насколько радикальна эта перемена в жизни. Это - троянский конь в сфере общественных перемен. Следование добровольной умеренности действительно заставляет людей жить по-другому».

ДОБРОВОЛЬНАЯ УМЕРЕННОСТЬ В ЦЕРКВЯХ

Группы последователей добровольной умеренности, первые из которых организовала Сесиль Эндрюс, теперь можно в разных видах обнаружить на всей территории Соединенных Штатов, Одно из мест, где их можно встретить с наибольшей вероятностью - церкви. Дело в том, что многие духовные лица признают: если мы действительно хотим заботиться о ближних, то, будучи американцами, мы должны «жить просто, чтобы другие люди имели возможность просто жить».

Объединенная методистская церковь выпустила видеофильм из шести частей под названием «Лечение синдрома потреблятства», где снялся прогрессивный протестантский теолог Тони Кэмполо, который был духовником президента Клинтона (возможно, результаты его деятельности на этом поприще оставляют желать лучшего, но это уже другой вопрос). Церкви используют видеоматериал, чтобы постоянно продолжать обсуждение вопросов потребления.

Хорошо известны также группы, берущие начало от книги «Жить проще, жить с состраданием», сборника великолепных эссе, составленного Майклом Шатом и вышедшего под его редакцией, Майкл Шат работает в организации «Министерство Земли» в Сиэтле, Церкви используют эту книгу для проведения курсов по добровольной умеренности, которые длятся двенадцать недель. Каждую неделю обсуждается отдельная тема, например: «Время как нечто священное», «Деньги или жизнь». Что означает "достаточно"?», «Повседневное меню», «Политика умеренности», «Теология», «История» и «Расширение сообществ».



КОРОЛИ УМЕРЕННОСТИ

Церкви представляются естественной ареной для развенчивания идеологий, основанных на жадности. А вот группы, организованные супругами Диком и Джинни Рой, ведут борьбу с синдромом потреблятства в самых неожиданных местах. До того, как ему исполнилось пятьдесят три года. Дик Рой был лидером в самом традиционном понимании. Старостой курса в Орегонском университете; офицером морского флота и, наконец, высокооплачиваемым сотрудником одной из самых престижных юридических фирм в Америке, занимающим офис на 32-м этаже с видом на весь Портленд. Но, кроме всего прочего, он был женат на Джинни, активной защитнице окружающей среды, которая твердо верила в благотворность бережливости.

Итак, несмотря на шестизначное число, которым обозначался их доход, супруги Рой жили просто и нередко выслушивали от друзей насмешки по поводу своей старой одежды и подержанных велосипедов. Отпуска они проводили в походах с рюкзаками за спиной. Однажды они повезли своих детей в Диснейленд на автобусе и прошли с рюкзаками по улицам города Анахейма, шт. Калифорния, от автобусной станции до своего мотеля.

Особенно много способов сократить объем потребления изобрела Джинни: она сушила белье на веревке, а не в автоматической сушке; она отсылала рекламную почту обратно до тех пор, пока та не перестала приходить; она не выбрасывала бумагу; она покупала продукты на вес, пользуясь своей собственной упаковкой. В конце концов, к удивлению всех своих соседей, она сократила количество семейного мусора, предназначенного для вывоза на свалку, до всего лишь одного мусорного контейнера стандартной величины в год! Она говорит, что ей не пришлось приносить никаких жертв. «Если вы спросите людей, какие занятия доставляют им удовольствие, это, скорее всего, окажется общение с природой и людьми, творчество, а-то, что мы делаем, чтобы жить просто, приносит нам все эти виды удовольствий».

В итоге Джинни стала руководить программой утилизации мусора в Портленде, проводя занятия на дому у людей и уча их, как беречь электричество и воду, а также использовать все эти ресурсы максимально эффективно.

Тем временем Дик вызвал удивление нескольких своих коллег, поскольку стал проводить на работе меньше времени, чем любой другой из работников фирмы, чтобы иметь возможность больше бывать со своей семьей. Ведя себя так, он рисковал прослыть еретиком среди профессионалов в области права, но Дик был опытным, хорошим юристом, у него были прекрасные отношения с коллегами, так что его поведение не повлекло за собой никаких неприятностей. В конце концов, он устал от работы в области корпоративного права. Его дети уже выросли, и ему хотелось заняться чем-то, более полно выражающим его систему ценностей, особенно его беспокойство о состоянии окружающей среды. В 1993 году Дик Рой оставил свою работу, чтобы жить на сбережения и посвятить свое время сохранению нашей планеты.

РАЗРАСТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ КРУЖКОВ

Он основал в Портленде Северо-западный институт по проблемам Земли, организацию, которая исповедовала принципы умеренной жизни и необходимость заботы об окружающей среде путем создания групп по обсуждению этих вопросов в уже существующих учреждениях. Деловые связи Дика Роя позволили ему создать рабочие группы: «Добровольная умеренность», «Глубины экологии», «Как организовать стабильную жизнь» и «Развитие чувства места» во многих крупнейших компаниях Портленда. Он побуждал заинтересованных работников фирм собираться группами человек по десять во время обеденного перерыва и проводить конструктивные беседы, которые, как считал Дик, должны привести к действиям личного, общественного и политического характера.

По прошествии всего лишь семи лет Северо-западный институт по проблемам Земли уже имеет за спиной удивительный список достижений:

более шестисот курсов проведено в частных фирмах (включая таких гигантов, как «Найк» и «Хьюлет-Паккард»), государственных организациях, школах и некоммерческих организациях на северо-западе Соединенных Штатов;

более семидесяти дискуссионных групп создано в церквях северо-запада;

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [ 46 ] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63]