назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [ 45 ] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75]


45

так как это вызывает рост цены в момент покупки акций, и если другие фонды не поддержат этой покупки, то фонд«открыватель» неизбежно потерпит убытки. Здесь у инвестора-любителя или у небольших мобильных фондов есть огромные преимушества перед финансовыми гигантами, которые реально могут инвестировать только в компании из индекса S&P-500 и им подобные.

Такое инвестирование может дать очень большие прибыли, но в соответствии с не раз упомянутым главным законом биржевой игры и риск от него тоже очень велик. Кроме того, серьезный подход к инвестированию в малые компании требует много времени. Поэтому, если вы не склонны к риску и не обладаете большим количеством свободного времени, можете спокойно пропустить этот раздел, офаничившись сведениями из последнего раздела предыдушей главы. Если же вы все-таки решитесь принять участие в такой охоте за сокровишами, то дальнейшее описание, конкретизируюшее информацию раздела 7.6, поможет вам в принятии правильных решений относительно акций малых компаний. Еще раз напомним, что в такие компании можно вкладывать только небольшую часть вашего инвестиционного капитала.

Все хотят найти компанию, которая может превратить одну тысячу долларов в десятки тысяч. Все хотят, но отнюдь не каждому это удается. Что следует учитывать, что может помочь? В многочисленных книгах и статьях по инвестированию приводится множество противоречивых методов, и мы постараемся сделать небольшой обзор уже напечатанного, а также поделимся собственными наблюдениями и выводами. Заметим, что некоторые критерии выбора небольших перспективных компаний совпадают с таковыми при выборе компаний из индекса S&P-500.

6.1. Размер компании. Естественно, что вначале, перед тем как вырасти, компания будет небольшой. Как определяется «размер» компании с точки зрения инвестирования? Это делается по объему продаж в долларах, стоимости всех акций, выпущенных данной компанией, или стоимости одной акции. Некоторые цифры помогут начинающему инвестору ориентироваться в океане десятков тысяч компаний.

Желательно, чтобы годовой объем продаж был менее 100-200 миллионов долларов. Для справки укажем, что годовые продажи компании Dei! Computer составляют более 5 миллиардов, Hewlett Packard - 30 миллиардов, а IBM - 70 миллиардов долларов. Если продажи компании составляют 100 миллионов в год, то у нее есть еще по крайней мере пятидесятикратный запас роста, чтобы достигнуть уровня компании Dell, которая является компанией среднего размера.

Рыночная стоимость пакета акций - произведение количества акций на их стоимость - тоже должна быть менее 100-200 миллионов



долларов. Эти цифры очень относительны. Так, средняя рыночная стоимость акций малых компаний, входящих в справочник Standart & Poors Smaiicap 600, составляет 400 миллионов, но этот справочник содержит большое количество компаний, уже добившихся успеха, акции которых успели за последние годы вырасти в цене. 100 миллионов есть некий ориентировочный предел, с которого большинство инвестиционных фондов начинает рассматривать компанию как объект инвестирования. Ваша задача опередить фонды и купить акции перед ними, когда остается хороший резерв роста цены акций.

Цена акций должна лежать в пределах 5-25 долларов. Акции, которые стоят менее 5 долларов, не рекомендуются в качестве объекта инвестирования: колебания цен таких акций составляет иногда более 50%, что делает инвестирование чрезвычайно рискованным. Их можно рассматривать для краткосрочного трейдинга, но и тут риск чрезвычайно велик. Акции с ценой более 25 долларов имеют меньший потенциал роста и могут быть рассмотрены только в качестве исключения.

6.2.Лневной объем торговли акциями. Братья Гарднеры советуют рассматривать компании, у которых средний дневной объем торговли акциями на рынке произведение количества акций, за один день перешедших из рук в руки, на их цену акций, лежит в пределах 50000-3000000 долларов. Верхняя фаница свидетельствует о том, что профессиональные трейдеры из инвестиционных фондов не участвуют в торговле, а нижняя фаница является некоторым пределом ликвидности акций, т.е. гарантий возможности купить или продать их без большой потери из-за разности между покупной и продажной ценой.

6.3.Линамика иены акиий и рыночные инлексы. Если цену акций разделить на величину индекса S&P-500 и посмотреть изменение этого отношения в течение последнего года, то мы увидим, что для одних компаний это отношение упало, а для других выросло. Это означает, что акции первого рода падали в цене или росли хуже, чем рынок в целом, вторые же, напротив, выросли в цене больше, чем рыночные индексы. В США все компании принято разделять на 99 фупп в зависимости от поведения цены их акций по отношению к рынку за последние 12 месяцев. Это отношение называют относительной силой RS (relative strength). Акции с Л5 = 99 являются рекордсменами рынка за последний год, отсчитываемый от текущего дня, а компании с Л5 = 1 аутсайдеры, чьи акции за это время упали больше всех остальных. Акции с высоким RS при подъеме рынка растут быстрее индекса S&P-500 и меньше падают в тяжелые времена. Значения RS можно найти в различных справочниках, и они ежедневно публикуются в газете Investors Business Daily.



Если вы ищете перспективные компании, то круг вашего поиска следует ограничить компаниями с RS > 90. Только такие компании уже вышли из периода своего становления и начали бурное развитие. Цены их акций, начав расти, могут расти и дальше, если остался достаточный потенциал, определяемый финансовым положением компании и перспективными разработками.

6.4.Прибыли компании. Прибыли должны расти. Если они не растут, то исключайте компа?н1ю из своего списка. Ее можно иметь в виду для трейдинга, 1Ю инвестировать желательно в компании, уже обозначившие свои успехи. Прибыли должны расти быстрее объемов продаж. Детально это разбиралось в разделе 7.4. Только такое соотношение свидетельствует об умелом руководстве компанией и, следовательно, о вероятном дальнейшем росте прибылей и иены акиий. Прибыли могут расти и не быстро (компании трудно поддерживать значительный рост длительное время), но обязательно стабильно на протяжении последних 3-5 лет.

Рентабельность собственного капитала ROE должна быть не менее 15-20%. Оптимально, если отношение р/е будет меньше, чем рост прибыли в процентах. Совокупность названных условий создает очень жесткие требования, отсекающие множество компаний. Список подходящих кандидатов будет совсем небольшим, и из него надо оставить только тех, у кого растет наличный капитал.

6.5.Наличный капитал. Наличный капитал компании показывает ее возможности расширения и проведения перспективных исследований. Темпы роста наличного капитала могут быть различны, так как они зависят от финансовой политики компании, но из года в год капитал должен расти.

6.6.Объем пролаж. Объем продаж должен стабильно расти в течение нескольких лет. Старайтесь ограничиваться компаниями, у которых отнощение цены акции к величине продаж иа одну акцию p/s меньше единицы или лишь немного ее превосходит.

6.7.Лолги. Долги не страшны - пусть они будут. Но долгосрочные долговые обязательства не должны превышать 50% от собственного капитала. Текущие обязательства не должны висеть гирями на компании и съедать большую часть ее доходов. Коэффициенты CR и QR, которые введены в разделе 7.5, должны быть больше 2 и I соответственно.

6.8.Влалеют ли руковолители компаний своими акциями? Очень желательно, чтобы владели! И желательно, чтобы их доля составляла не менее 10-15% всех акций. Гарднеры отмечали, что зачастую доходы руководителей компаний от роста акций существенно превышают их основную зарплату. Это является мощным стимулом для увеличения

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [ 45 ] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75]