назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [ 2 ] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75]


2

Представьте себе площадь, забитую тысячами людей, желающих купить или продать акции. .Акции продаются и покупаются в специальных магазинах (по магазину на каждую компанию), куда имеют доступ только брокеры. Распоряжаются в этих магазинах дилеры, которые покупают и продают акции на свои деньги. На дверях каждого магазина горит табло, где указана покупная и продажная цена акций. Покупная цена акций называется по-английски «ask» (просить), т.е. покупатель просит продать ему акции. Продажная цена называет «bid» (предлагать), так как клиент предлагает дилеру акции для продажи. Человек из толпы может попросить одного из брокеров купить ему акции компании ABC. Брокер берет у покупателя деньги, заходит в магазин и покупает акции по цене, скажем, 30 долларов за штуку. Естественно, за свою работу брокер требует у покупателя определенную сумму, которая называется брокерскими комиссионными. Другой человек хочет продать акции, что также делается через брокера, с такими же комиссионными. Но продать акции можно по цене всего 29,5 доллара. Разница между покупной и продажной ценой - доход дилера; брокер, получающий комиссионные, тоже не остается в накладе. В проифыше от осуществления операций только покупатель акций, который теряет и на разнице цен покупки/продажи, и на комиссионных.

Но вдруг на площади прошел слух, что компания ABC планирует резкое увеличение своих прибылей в следующем году. Сразу начинается ажиотаж. Все хотят купить эти акции, и дилер объявляет, что их продажная цена стала 32 доллара. Дилер был бы рад оставить цену покупки акций прежней - 29,5 доллара, но желающих продать акции по такой цене теперь уже нет, и он, скрепя сердце, объявляет, что будет покупать акции по цене 31 доллар. Эта цена обеспечивает ему достаточный приток акций для дальнейшей их перепродажи по 32 доллара.

Рынок акций, функционирующий по такой системе, называется неорганизованным («уличным») рынком или по другому - «рынок через прилавок» (over the counter market). Ha таком рынке дилеры торгуют акциями на свой страх и риск. Риск заключается в том, что, купив акции у клиентов по высокой цене, дилер может не найти покупателей за еще большую цену и будет вынужден продавать дешевле, теряя деньги. Акциями больших компаний торгуют несколько дилеров одновременно, что можно представить, как более крупный магазин с несколькими продавцами, в этой системе торговли есть и привилегированные покупатели - это крупные финансовые институты, например, инвестиционные и пенсионные фонды. Их представители - трейдеры пользуются особыми услугами. Им, можно сказать, отведена в магазине специальная комната, где они спокойно договариваются между собой об обмене крупными партиями акций. За аренду этой комнаты приходится платить немалую сумму, но зато они не связаны ценами, которые дилер устанавливает для



остальной публики. Чтобы публика не очень возмущалась такой несправедливостью, дилер разрешает и людям из толпы договариваться между собой об обмене акциями по устраивающей их цене, которая, однако, офаничена покупной и продажной ценой, устанавливаемой дилером, при условии, что число акций не превышает определенной величины. С молчаливого согласия дилера такой обмен осуществляется брокером (комиссионные он берет с обеих сторон) - без него тут не обойтись, так как сделка считается действительной, только если она зарегистрирована в брокерских книгах.

Эта условная картина иллюстрирует схему работы «уличного» рынка. Безусловно, не существует ни площади с разгоряченной толпой, ни магазинов с дилерами. Реааыю, «уличный» рынок - это большой зал, где за компьютерами сидят сосредоточенные энергичные люди, осуществляющие все сделки. Сейчас американские дилеры, работающие на «уличном» рынке, объединены в ассоциацию, называемую Национальной ассоциацией дилеров ценных бумаг (NASD, National Association of Security Dealers). Они опираются на единую компьютерную информационную систему, которая позволяет быстро устанавливать цены акций и ускорять процесс покупки и продажи. Такая компьютерная система возникала в США в 1971 году и получила название NASDAQ от начальных букв английского названия National Association of Security Dealer Automated Quotations (автоматические котировки национальной ассоциации дилеров ценных бумаг). В настоящее время эта система обеспечивает торговлю акциями около шести тысяч компаний США и других стран. Десятки тысяч акций других компаний не включены в эту систему и торгуются, говоря на американском жаргоне, через «розовые бумаги» (pink sheets) - ежедневные публикации покупных и продажных цен на листах розового цвета. Брокерские фирмы подписываются на эти публикации и могут осущеста1ять покупку/продажу таких акций, но такая торговля идет очень вяло, несмотря на то, что в последнее время для ее поддержки тоже работают компьютерные системы.

Акции на рынке NASDAQ (это общепринятый жаргон, хотя NASDAQ это не рынок, а автоматизированная система) переходят из рук в руки очень часто, и объем торговли достигает 500 миллионов акций в день. Львиную долю этого объема создают трейдеры крупных инвестиционных фондов, которые зачастую держат акции очень короткий срок, для получение небольшой, но быстрой прибыли. Инвестиционные фонды покупают и продают акции по взаимной договоренности между собой (помните заднюю комнату в магазине дилера?) с помощью спе-цианьной компьютерной системы, доступ к которой стоит очень дорого. Такие расходы оправданы, если вы покупаете акции на многие сотни тысяч долларов и можете сэкономить на уменьшении разницы между покупной и продажной ценой. Для акций нескольких сотен компаний



в системе NASDAQ существует компьютерная система SOES (Small Order Execution System), которая позволяет согласовывать обмен акциями между клиентами в обход цен, устанавливаемых дилерами. Как правило, число акций при таком согласовании не должно превышать 1000. Если дилер покупает акции по цене 20 долларов и продает по 21 доллару, а вы хотите продать акции по 20Д доллара (а не по 20 долларов, как хочет купить у вас дилер), то система SOES проверит, есть ли желающие купить акции по вашей цене, и, если такие найдутся, ваш заказ будет выполнен. Обе эти компьютерные системы дают возможность «очень богатым» и «очень бедным» игрокам покупать и продавать акции по ценам, отличным от цен дилера. В последнее время было много критики системы NASDAQ, и к моменту выхода этой книги, вероятно, будет введена новая система торговли, которая как бы расширит систему SOES и позволит уменьшить разницу между покупной и продажной ценой акций, что уменьшит доходы дилеров, но уменьшит и потери рядовых инвесторов из-за разницы цен покупки и продажи.

Какие компании имеют право быть представленными на рынке NASDAQ? Для компаний США существуют следующие требования:

1.Активы компании (наличный капитал, ценные бумаги, недвижимость, оборудование и и т. п.) должны быть не менее 4 миллионов долларов.

2.Собственный капитал компании (активы минус долги) должен быть не менее 2 миллионов долларов.

3.Должно быть выпущено не менее 300000 акций, распределенных среди не менее 300 держателей.

4.Должно быть не менее двух дилеров, обеспечивающих торговлю этими акциями.

Как МОЖНО видеть, требования не очень высоки, а потому компании на рынке NASDAQ, как правило, небольшие, и этот рынок называют рынком будущего, имея в виду не только систему компьютерной торговли, но и молодые растущие компании, которые станут в будущем гигантами промышленности.

Однако в перечне цен акций на рынке NASDAQ не присутствуют такие компании, как Coca-Cola, Ford Motor или General Electric, - акции этих компаний торгуются на нью Йоркской бирже. Что же такое биржа и чем она отличается от «уличного» рынка?

Чтобы лучше представить работу современной биржи, давайте перенесемся в 1817 год, когда была организована нью-йоркская биржа NYSE (The New York Stock Exchange). Вообразите большой зал, где сидят брокеры, представляющие интересы своих клиентов. За каждым брокером закреплено постоянное место, за которое они ежегодно платят

[Старт] [1] [ 2 ] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75]