назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [ 376 ] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442]


376

Отрицательные эффекты

Положительные эффекты

Снижает чистые денежные потоки фирмы:

Увеличивает ожидаемый рост:

FCFF = EBIT (1 - ставка налога) X

Ожидаемый рост =

Х(1 - коэффициент реинвестиций)

= коэффициент реинвестиций X

X доходность капитала

Фирма, способная увеличить доходность своего капитала при сохранении фиксированного значения его стоимости, будет увеличивать свою ценность. Увеличение роста способствует повышению ценности, и в целом здесь не отмечается никаких нейтрализующих эффектов. Однако если увеличение дохода на капитал проистекает из вступления фирмы в новый бизнес, который гораздо более рискованный, чем ее сегодняшняя деятельность, это может привести к увеличению стоимости капитала, нейтрализуя увеличение роста. Однако общее правило в отношении создания ценности остается неизменным. До тех пор пока проекты, независимо от того, насколько рискованными они являются, создают предельную доходность капитала, превосходящую его стоимость, они будут создавать ценность.

Используя сравнение между доходностью капитала и его стоимостью, можно заключить, что фирма, у которой заработанная доходность капитала меньше его стоимости, способна добиться увеличения ценности за счет принятия инвестиций с более высокими доходами. Однако еще большее увеличение ценности она получила бы, вообще отказавшись от инвестирования и возвращая деньги собственникам бизнеса. Полная или частичная ликвидация могут представлять собой ту стратегию, которая наилучшим образом способствует увеличению ценности фирмы, попавшей в ловушку в том виде бизнеса, где невозможно заработать стоимость капитала.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 31.5. Коэффициенты реинвестиций, доходность капитала и ценность

В 1998 г. компания Boeing заработала доходность капитала в размере 6,59%, а ее коэффициент реинвестиций составлял 65,98%. Если предположить, что стоимость капитала для фирмы равна 9,17%, то получим ценность собственного капитала фирмы, равную 13,14 долл. на одну акцию. В том же году сеть Ноте Depot имела доход на капитал в размере 16,38%, коэффициент реинвестиций составил 88,62%, а стоимость капитала - 9,51%, что приводит в результате к ценности акции = 42,55 долл.

маргинальных проектах. Кроме того, предельная доходность капитала будет гораздо ниже при значительном увеличении коэффициента реинвестиций. Таким образом, следует быть осторожными относительно предположений о крупном росте коэффициента реинвестиций при сохранении текущей доходности капитала на постоянном уровне.

ТАБЛИЦА 31.1 Компромиссный выбор коэффициента реинвестиций



Стоимость капитала (%) Доходность капитала (%) Коэффициент реинвестиций (%) Ожидаемые темпы роста (%) Ценность акции (долл.)

Компания Boeing 9,17 6,59 65,98 4,35 13,14

Сеть IHome Depot 9,51 16,38 88,62 14,51 42,55

Если бы сеть Ноте Depot смогла бы увеличить свой коэффициент реинвестиций, не оказав воздействия на доходность капитала, то влияние на ценность оказалось бы положительным, поскольку фирма зарабатывает избыточные доходы. Что касается компании Boeing, то влияние увеличения коэффициента реинвестиций при текущей доходности капитала будет отрицательным, поскольку доходность капитала компании меньше стоимости этого капитала. На рисунке 31.7 представлено влияние изменений коэффициента реинвестиций на ценность собственного капитала в обеих фирмах при неизменности стоимости капитала.

Если мы снизим коэффициент реинвестиций компании Boeing с 65,98 до 45,98% и изучим процентное влияние на ценность собственного капитала, то выясним, что изменение составляет -Н4,49%. Эффект от подобных изменений в сети Ноте Depot -отрицательный. Влияние, оказанное коэффициентом реинвестиций в сети Ноте Depot, оказалось впечатляющим, поскольку период быстрого роста длился 10 лет.

fundgrEB.xls - размещенная в Интернете таблица, в которую включены данные по доходности капитала и коэффициенты реинвестиций по группе отраслей CLUA.

30.00%

-30.00%

Изменение коэффициента реинвестиций [□"Boeing И The Home Depot I

Рисунок 31.7. Влияние изменений коэффициента реинвестиций на ценность собственного капитала



(рост выручки X Целевая операционная маржа)

Чистые денежные потоки фирмы (FCFF) = EBIT (1 - ставка налога) -- потребности в реинвестициях

Коэффициент «объем продаж / капитал>>)

Рисунок 31.8. Детерминанты роста

Однако в реальности, фирмы должны делать компромиссный выбор между увеличением роста выручки и повышением маржи. Когда фирмы поднимают цепы на свои продукты, опи увеличивают операционную маржу, по снижают темпы роста выручки. Майкл Портер, один из ведущих мыслителей в области корпоративной стратегии, предположил, что, когда речь идет о цеповой стратегии, то у фирмы есть два основных пути". Она может принять решение стать лидером по объему, снижая цены в надежде увеличить выручку в степени, достаточной для компенсации пониженной маржи. Для того чтобы эта стратегия работала, фирме необходимо преимущество перед ее конкурентами в плане издержек - для предотвращения ценовых войн, способных ухудшить положение всех фирм в отрасли. С другой стороны, она может попытаться быть цеповым лидером, поднимая цены в надежде на то, что влияние па объем будет меньше по сравнению с увеличением маржи. Степень, в которой снизится рост выручки, зависит от эластичности спроса па продукт, а также от того, насколько конкурентным будет общий рынок этого продукта. Чистый эффект будет определять ценность.

Competitive Strategy, by Michael Porter (1980).

Фирмы с отрицательной прибылью. Для молодых фирм с отрицательной прибылью величины ожидаемых будущих денежных потоков можно получить, сделав допущения относительно трех переменных - ожидаемых темпов роста выручки, целевой операционной маржи и коэффициента «объем продаж / капитал». Первые две переменные определяют операционную прибыль в будущие годы, а последняя - потребности в реинвестициях. На рисунке 31.8 представлено влияние каждой из этих переменных на денежные потоки.

При прочих равных условиях, ожидаемые денежные потоки в будущие годы будут выше, если возрастет любая из трех переменных: рост выручки, целевая маржа и коэффициент «объем продаж / капитал». Увеличение роста выручки и целевой маржи будет способствовать возрастанию операционной прибыли, хотя повышение коэффициента «объем продаж / капитал» приведет к снижению потребности в реинвестициях.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [ 376 ] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442]