назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [ 339 ] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442]


339

Число медальонов такси было заморожено на этом уровне с 1937 г. Предложение об их увеличении на 400 единиц, которое было выдвинуто в 1995 г., встретило жесткую оппозицию со стороны существующих владельцев медальонов и провалилось.

ми, это отразилось на ее дилерах по всему миру. Подобным образом владельцы франшизы фирмы McDonalds во всем мире стали мишенью для активистов антиглобализма. Таким образом, ценность эффективной и хорошо используемой франшизы может испытать влияние действий, которые невозможно или трудно контролировать, в Поскольку в качестве продавцов лицензий, или франшизеров, обычно выступают крупные корпорации, а покупателями, или франчайзи, как правило, являются мелкие бизнесмены, то первые часто обладают гораздо большей властью при ведении переговоров, иногда получая от этой власти преимущество, что выражается в изменении в их пользу условий соглашения о франшизе. Франчайзи способны увеличить свою власть путем объединения и ведения переговоров в качестве коллективной единицы.

в Ценность франшизы вытекает из эксклюзивных прав, которые она предоставляет на продажу продукции фирмы. Эта ценность может быть разводнена, если франшиза предоставляется конкуренту. Например, ценность франшизы компании Days Inn может быть разводнена, если в пяти милях от одной точки Days Inn, на той же улице, будет разрешено открыть другую точку.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 27.1. Оценка медальонов нью-йоркского такси, июнь 1994 г.

Базовая информация

в в 1994 г. в Нью-Йорке было выпущено 11 787 медальонов такси*. Владелец медальона такси имеет право на использование желтого такси в пяти районах Нью-Йорка, а именно: в Манхэттене, Бруклине, Бронксе, Купчее и Стейтен-Айленде.

в Власти Нью-Йорка ограничивают владельцев такси, не имеющих медальона, в отношении посадки людей на улице, хотя они и могут сажать их к себе в машину другими способами.

в Желтые такси в городе регулируются Комиссией по такси и лимузинам (Taxi and Limousine Commission), устанавливающей тарифы и сохраняющей за собой право наказывать владельцев, которые не следуют ее многочисленным требованиям.

Денежные потоки от медальона такси

в Типичное нью-йоркское такси - ЕИевроле Каприс. Стоимость его приобретения в 1994 г. составляла приблизительно 15 ООО долл. при ожидаемом сроке эксплуатации десять лет. Такси в течение срока его эксплуатации может изнашиваться вплоть до достижения нулевого значения его ликвидационной ценности.

в Согласно предположениям, такси может находиться на дороге 330 дней в году - так, что ожидаемое время простоя (с целью технического об-



служивания) составляет 35 дней, - и зарабатывать 250 долл. в день, преимущественно для того, чтобы покрыть операционные издержки и расходы на техническое обслуживание, а также компенсировать время, потраченное таксистом.

Ожидаемая годовая стоимость топлива и операционные издержки составляют 25% от выручки, расходы на техническое обслуживание -1500 долл. в год.

Стоимость страхования автомобиля, покрывающего случаи аварии, воровства и телесных повреждений, составляет 2000 долл. в год.

Годовой взнос в Комиссию по такси и лимузинам составляет 500 долл. Другие лицензионные затраты, согласно ожиданиям, будут составлять 500 долл. в год.

Общие издержки водителя такси (с учетом выгод) из расчета на один день составляют 100 долл. (в расчет также включается 35 дней простоя автомобиля с целью его технического обслуживания).

Оценка риска и ставок дисконтирования

Способность автомобиля зарабатывать ожидаемую выручку есть функция нескольких переменных, которые приведены ниже.

Состояние городской экономики. Чем более оживленной является экономика города, тем больше потенциальная выручка от владения автомобилем и его использования. Поскольку состояние экономики Нью-Йорка, по большей части, определяется состоянием сектора финансовых услуг, то, по всей вероятности, существует положительная корреляция между выручкой от эксплуатации такси и здоровьем сектора финансовых услуг.

Редкость такси. Ценность медальона такси напрямую определяется фактом ограниченного числа продаваемых медальонов. На ожидаемую выручку может повлиять то, в какой степени город может выпускать больше медальонов или позволяет «бродячим» (нелицензированным) такси работать на городских улицах.

Структура тарифов. Поскольку структура тарифов регулируется, то ожидаемая в будущем выручка от обладания такси будет зависеть от величины сборов, которую разрешает Комиссия по такси и лимузинам.

Прочие риски. Существует также несколько других потенциальных источников риска, включая аварии и воровство, которые всегда встраивают в структуру издержек. В зависимости от того, насколько они соответствуют проведенным оценкам, они могут создавать колебания в денежных потоках.

Если предположить, что ожидаемая выручка всегда учитывается в числе выпускаемых медальонов и в ожидаемых изменениях в структуре тарифов, то основной ожидаемый источник риска при владении медальоном такси проистекает от изменений в городской экономике. Если здоровье экономики есть функция сектора финансовых услуг, то риск обладания медальоном такси должен быть близок к риску инвестирования в фирму, оказывающую финансовые услуги. Средний коэффициент бета фирм, занимающихся оказанием финансовых услуг, со штаб-квартирами в Нью-Йорке, составляет 1,25. В конце 1994 г. при ставке по казначейским облигациям в размере 8% и использовании рыночной премии за риск = 5,5%, стоимость собственного капитала должна была бы составлять:

Стоимость собственного капитала = 8% + 1,25(5,5%) = 14,88%.



Статья

Расчет

Величина (долл.)

Выручка

330 X 250

82 500

Затраты

Таксист

365 X 100

36 500

Топливо и операционные издержки

25% от выручки

20 625

Техническое обслуживание

1500 в год

1500

Износ

1500 в год

1500

Взносы и лицензионные издержки

1000 в год

1000

EBIT

21 375

Налоги

40% от EBIT

8550

EBIT (1 - t)

12 825

+ Износ

1500

- Капитальные затраты

Для замены

1500

Чистые денежные потоки от использования

12 825

Предполагая равенство капитальных затрат и износа, мы, по существу, допускаем, что фонды погашения откладываются с целью осуществления затрат на замену автомобиля по истечении десяти лет*.

При ожидаемых денежных потоках от использования машины в размере 12 825 долл., предполагаемых темпах долгосрочного роста = 3% и стоимости капитала = 10,44%, ценность владения медальоном составляет:

Ценность медальона нью-йоркского такси = = 12 825 долл. X 1,03 / (0,1044- 0,03) = 177 610 долл.

Прочие факторы

Проведенная оценка основывается на предположении, что таксист нанимается для вождения автомобиля. Если водитель имеет автомобиль в собственности и использует его, то применяемый подход все равно оказывается подходящим способом оценки, поскольку время водителя должно быть оценено. Отказ от этого неоправданно

Если резервировать 1500 долл. в год в течение десяти лет, то в конце десятого года получится более 15 ООО долл., но при этом автомобиль через десять лет будет аоить больше.

Эта величина будет использоваться в качестве стоимости собственного капитала при оценке медальона такси.

Сочетание элементов финансирования

Допустим, что медальон будет финансироваться наполовину за счет собственного капитала и наполовину - за счет долга, при годовой процентной ставке по долгу = 10%. Предельная ставка налога (федерального, на уровне штата и городского) составляет 40%, поэтому стоимость капитала для оценки медальона составляет:

Стоимость капитала = 14,88%(0,5) + 10%(1 - 0,4)(0,5) = 10,44%.

Оценка будущего роста и ценности

Ожидаемый операционный доход в результате владения медальоном такси, предположительно, будет соответствовать ожидаемой инфляции, которая на протяжении длительного времени составит 3%. Денежные потоки до уплаты долгов от владения медальоном такси представлены в нижеследующей таблице:

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [ 339 ] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442]