назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [ 104 ] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442]


104

как стоимость исследовательского актива Amgen, и она должна быть добавлена к балансовой стоимости собственного капитала для вычисления доходности собственного капитала и измерения капитала. Сумма амортизации в текущем году для всех расходов предьщущего года составляет 397,91 млн. долл.

Завершающий шаг процесса - это корректировка операционного дохода с учетом капитализации расходов на НИОКР. Мы предпринимаем корректировку через добавление расходов на НИОКР к операционному доходу (для отражения его новой классификации как капитальных затрат) и вычитаем амортизацию исследовательского актива, оцененную в последнем шаге. Применительно к компании Agmen -объявившей в своем отчете о прибылях и убытках за 2000 год операционный доход в размере 1549 млн. долл., - скорректированная операционная прибыль составит:

Скорректированная операционная прибыль = = операционная прибыль + расходы на НИОКР текущего года -- амортизация исследовательского актива = = 1549 + 845 - 398 = 1996 млн. долл.

Объявленный чистый доход в размере 1139 млн. долл. может быть скорректирован аналогичным образом.

Скорректированный чистый доход = = чистый доход + расходы на НИОКР текущего года -- амортизация исследовательского актива = 1 139 + 845 - 398 = 1586 млн. долл.

Можно удивиться, почему нет налоговых эффектов, однако мы вернемся к этому вопросу в следующей главе.

Как балансовая стоимость собственного капитала, так и балансовая стоимость капитала увеличиваются на стоимость исследовательского актива. Поскольку измерения доходности капитала и собственного капитала основываются на стоимости в предьщущем году, мы вычислили стоимость исследовательского актива на конец 1999 г., используя тот же самый подход, который применяли в 2000 г.

Стоимость исследовательского актива, = 2909 млн. долл.

Скорректированная балансовая стоимость собственного капитала,ддд = = балансовая стоимость собственного капитала,ддд + + стоимость исследовательского актива = = 3024 млн. + 2909 млн. = 5933 млн. долл.

Скорректированная балансовая стоимость капитала,- = = балансовая стоимость собственного капитала,ддд + + стоимость исследовательского актива = = 3347 млн. + 2909 млн. = 6256 млн. долл.

Отдача (доходность) капитала представлена как в скорректированном, так и в нескорректированном виде:

Нескорректированная (%) Скорректированная

для НИОКР (%)

Доходность капитала1139/3024 = 37,67 1586/5933 = 26,73

Доходность капитала до уплаты налогов 1549/3347 = 46,28 1996/6256 = 31,91



Капитализация других операционных расходов. В то время как расходы на НИОКР остаются наиболее ярким примером капитальных затрат, рассматриваемых как операционные расходы, существуют и другие операционные расходы, которые спорно было бы трактовать как капитальные затраты. Компании, производящие потребительские продукты, такие как Gillette и Coca-Cola, могут утверждать,что часть расходов на рекламу следует рассматривать как капитальные затраты, поскольку они нацелены на увеличение ценности торговой марки. Для консультационной фирмы стоимость набора и обучения сотрудников тоже можно рассматривать как капитальные затраты, поскольку появляющиеся консультанты, по всей вероятности, будут основным активом фирмы, обеспечивая получение выгод на многие годы вперед. Для многих новых технологических фирм, таких как Amazon.com, самой большой статьей операционных расходов являются общие, сбытовые и административные расходы (selling, general and administrative expenses - SG&A). Эти фирмы могут утверждать, что часть таких расходов можно рассматривать как капитальные затраты, поскольку они нацелены на рост репутации торговой марки и направлены на привлечение новых клиентов. America Online (AOL), например, использовала этот аргумент для оправдания капитализации расходов, связанных с дисками CD с бесплатным периодом, которыми заполнены журналы в США.

Хотя данный аргумент имеет определенные достоинства, для оправдания капитализации подобных расходов его следует использовать очень осмотрительно. Чтобы капитализировать операционные расходы, должны быть серьезные аргументы в пользу того, что выгоды от расходов накапливаются на протяжении многих периодов. Продолжит ли клиент, который под влиянием рекламы или других способов продвижения поддался искушению покупки у Amazon.com, и далее покупать у той же фирмы? Некоторые аналитики утверждают, что это так и есть, и приписывают добавленную стоимость при появлении каждого нового клиента*. В подобных обстоятельствах было бы логично капитализировать эти расходы, используя процедуру, аналогичную той, которая использовалась для капитализации расходов на НИОКР.

Например, Хайме Кигген (Jamie Kiggen), исследователь собственного капитала компании Donaldson, Lufkin & Jenrette, в отчете о собственном капитале за 1999 год оценил клиента фирмы Amazon в 2400 долл. Данная ценность была основана на том предположении, что клиент будет продолжать покупать у Amazon.com, и на ожидаемой предельной прибыли от этих покупок.

Хотя коэффициенты прибыльности для фирмы Amgen остаются впечатляющими даже после корректировки, они значительно снизились по сравнению с нескорректированными показателями. Скорее всего, это должно наблюдаться у всех фирм, зарабатывающих высокие доходы на собственный капитал и капитал и имеющих, при этом, существенные расходы на НИОКР*.

* Если доходность капитала, заработанная фирмой, существенно ниже стоимости капитала, то корректировка может привести к более высокому доходу.



Определить период, на котором будут возникать выгоды от операционных расходов (например, общие, сбытовые и административные расходы - SG&A).

Оценить стоимость актива (аналогично исследовательскому активу), созданному этими расходами. Если расходы представляют собой общие, сбытовые и административные затраты, это будет актив общих, сбытовых и административных расходов.

Откорректировать операционный доход с поправкой на расходы и амортизацию созданного актива.

Откорректированый операционный доход = операционный доход -I--I- общие, сбытовые и административные расходы за текущий период-

-амортизация актива общих, сбытовых и административных расходов.

Аналогичная коррекция должна быть сделана в отношении чистого дохода:

Откорректированный чистый доход = чистый доход + + общие, сбытовые и административные расходы за текущий период -

-амортизация актива общих, сбытовых и административных расходов.

Что касается исследовательского актива, то капитализация этих расходов создаст актив, который увеличит балансовую стоимость собственного капитала (и капитала).

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 9.3. Следует ли капитализировать общие, сбытовые и административные расходы? Анализ Amazon.com и America Online

Давайте обсудим общие, сбытовые и административные расходы компаний Amazon и America Online. Чтобы высказать суждение о том, следует ли капитализировать эти расходы, необходимо составить мнение о том, что они представляют собой и как долго возникают преимущества, связанные с этими расходами. Предположим, что реклама Amazon (расходы на которую включены в расходы SG&A) привлекает новых клиентов на веб-сайт, и клиенты, однажды воспользовавшись услугами Amazon, продолжают обращаться к сервису компании в среднем в течение трех лет. Тогда вы можете использовать трехлетний срок амортизации для общих, сбытовых и административных расходов компании и капитализировать их тем же самым способом, каким были капитализированы расходы на НИОКР - путем сбора исторической информации о расходах SG&A, их ежегодной амортизации, оценки ценности продающегося актива, а затем корректировки операционного дохода.

С другой стороны, мы полагаем, что общие, сбытовые и административные расходы компании должны и далее интерпретироваться как операционные расходы и не капитализироваться применительно к Amazon - по двум причинам. Во-первых, розничных покупателей трудно удержать, особенно в Сети, и Amazon сталкивается с серьезной конкуренцией не только со стороны сетевых розничных торговцев, но и со стороны традиционных розничных компаний, таких как Wal-Mart, налаживающих свои сетевые операции. Следовательно, клиенты, которых Amazon может привлечь своей рекламной деятельностью, едва ли останутся верными ей на протяже-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [ 104 ] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442]