назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [ 49 ] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86]


49

ства. Помните пример с ребенком, чье знакомство с собаками кончилось плачевно? Мальчик хотел поиграть с животным, которое вызвало у него естественное любопытство. А собака его укусила. Какой вывод он сделает для себя на будущее? Все собаки кусаются. Это «естественное обобщение» станет внутренним барьером для всего, что так или иначе опять будет связано для него с собаками.

Я сказал «естественное обобщение», чтобы подчеркнуть: ребенку не придется всякий раз долго вспоминать о своем однобоком выводе о собаках, который уже занесен в его внутренний мир. Ведь ассоциации срабатывают автоматически: так устроен мозг человека. Поэтому мальчику не потребуется воскрешать в памяти укусившую его собаку. Для него любая собака - напоминание о боли от той первой встречи. Из-за ее печального исхода он будет механически переносить то ощущение на все последующие эпизоды с собаками. Понятно, что он сильно ошибся в своем обобщении. Понятно, что жизнь, наверняка, покажет: в основном собака - это все-таки друг человека. «Не бойся, она не укусит!» - говорят ему окружающие. А он все равно верит лишь собственному выводу о собаках (заметьте: не о собаке, а именно о собаках). Из-за него новым фактам дорога во внутренний мир закрыта.

Возьмем теперь обратную ситуацию. Первый опыт общения ребенка с собакой оказался удачным. Очевидно, при всяком удобном случае он затеет игру с любой собакой. И так будет до тех пор, пока он, что называется, не обожжется. Допустим, собака укусила его. Обобщит ли он автоматически всех собак со своей обидчицей? Нет. Ведь он уже знает, что в жизни бывает по-всякому. Просто, оказывается, не все собаки дружелюбны; значит, с ними надо быть поосторожнее и смотреть, какая это собака: вот что он откроет для себя.

А теперь вернемся к случаю печального первого опыта. Тот ребенок не знает, что собаки могут приносить радость и даже счастье. Откуда ему знать, если он такого не испытал? Он этого пока не усвоил, хотя не исключено, что жизнь уже дает ему возможности убедиться в обратном. Но у нее вряд ли что получится, пока он не захочет преодолеть свой страх. Энергия уже усвоенного встанет на пути или отвергнет все прочие факты о натуре собак.



Вообще, ребенка можно научить чему угодно - даже есяи эта наука не вписывается в жизнь и не срабатывает на практике. Малыш поверит всему, чему вы учите, потому что все испытанное им становится частью его личности. Да, все испытанное человеком становится действующей частью его личности. Что значит «действующей»? Это значит, что все (неважно, что именно), попавшее во внутренний мир человека, способно повлиять на его поведение. В свою очередь, все эти действующие части (воспоми-нания о каком-то опыте, понятия и ассоциативные связи), превращаются во внутреннего строителя: они создают образ мира, который человек познает из того, что ему выпадает испытать.

Вернемся к теме страха. Напомню, что каждый боится того, на чем когда-то обжегся. Он боится потому, что видит (по прошлому опыту) какую-то угрозу для себя. Он видит угрозу именно для себя, поскольку кто-нибудь другой может оценить обстановку совершенно иначе: точнее, по собственному прошлому опыту в схожей ситуации. И если он тогда ни на чем не обжегся, то теперь ему не страшно. Словом, одна и та же ситуация для первого - угроза, а для второго - выгодный момент: все зависит от содержимого внутреннего мира. Что в него заложено от прошлого опыта, то и скажется на оценке новой ситуации. Кто-то будет предвкушать радость, кто-то опасаться страданий, а кто-то - еще чего-то из массы промежуточных переживаний от радости до боли. Но дело даже не в этом. Занятно другое: никто не сможет доказать остальным свою правоту, потому что каждый прав по-своему. Ведь его оценка напрямую связана с тем, как и что он уже постиг

Усомниться в каких-то своих выводах или понятиях человек обычно может лишь в самом крайнем случае - когда жизнь заставит. Как же она заставит его, наконец, признать, что нужно кое-чему поучиться? Душевной болью! Когда человек страдает от серьезных разочарований, стресса или беспокойства, то волей-неволей признает: «Да, мне не хватает знаний и опыта». Ведь отчего он мучается? Оттого что не знает, как быть дальше; а искать других виновных в том, к чему он пришел, становится все труднее.

Обратимся еще раз к выводу «торговля - дело простое». (Помните пример?) Допустим, для кого-то она вначале и впрямь оказалась делом простым. Так с какой стати ему считать, что оно трудное? Что может заставить его усомниться? Страдания от



МЫ ПОЗНАЛИ - А ОНО УСТАРЕЕТ

Итак, наука приспосабливаться человеку просто необходима. Причина насущная: чтобы не ходить по замкнутому порочному кругу недовольства, в который его загоняет собственный набор ограничений на данный момент (познанное не дает дороги непо-

разочарований, когда он не сумеет достичь желаемого. И вот он усомнился. Что тогда? Тоща перед ним раскроется целый кладезь знаний о том, как успешнее справиться с жизнью, повысив гармонию с миром. Но ведь все, что он откроет для себя, существовало и прежде - если, конечно, он не додумается до чего-то совершенно своего. Так что же мешало черпать эти знания раньше? Энергия уже познанного. Это она не давала ходу новому. Загвоздка в том, что когда с познанием нового приходится менять старое, человек, похоже, инстинктивно противится переменам - хотя для успеха в новых условиях старое уже не годится. Все познанное встает препоном на пути прочей информации, которая может подсказать иные решения. Ей противятся даже дети: они не любят того, что Идет вразрез с их познаниями, даже если от тех уже мало прока.

Учиться - значит менять и меняться. Менять ли старое, познавать ли совершенно новое - это уже неважно. Не желаете менять (приспосабливать) свой внутренний мир? Не хотите видеть больше различий и изменить угол зрения? Тогда вы остаетесь без знаний, которые нужны, чтобы постичь в жизни что-то совсем иное. Но раз нет перемен в себе - не будут они ощутимы и в жизни. Значит, останется одно: хождение по замкнутому порочному кругу боли и недовольства. А ведь страдания будут усиливаться и в конце концов до того измучают, что просто не оставят выбора. И вам придется пересмотреть свой стиль жизни, то есть пересмотреть свои понятия: пригодны ли они?

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [ 49 ] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86]