ПОЗНАНИЕ И КАЧЕСТВО НАКОПЛЕННОГО
ОПЫТА
Как уже говорилось, человеку не дано от рождения знать, что для удовлетворения потребностей нужно успешно действовать во внешнем мире. Но ему дано другое: врожденная тяга к знаниям. Выбираясь из самых глубин его «я», она становится движущей силой его жизни. Природное чувство любопытства влечет его постоянно открывать и познавать что-то новое. Вы замечали, как разобравшись в каком-то вопросе или закончив какое-то дело, быстро теряешь к нему интерес и ищешь чего-нибудь другого? Скука становится в этом случае внутренней движущей силой, которая подталкивает человека к новым поискам и открытиям.
А возьмем увлечения, тягу к предметам, вызывающим любопытство: ведь они тоже пробуждают в человеке внутреннюю силу, которая заставляет его окунаться в жизнь, открывая что-то новое и набираясь опыта. Простой тому пример: малыш с любопытством рассматривает какую-нибудь вещь, которая привлекла его внимание. Отнимите у него объект его исследований - и тогда
симые от него взаимодействующие силы, тем легче ему удовлетворить свои потребности и достичь целей. А это значит, и жизнью своей он будет доволен больше. И наоборот: если не понимать собственных поступков, то тем более не понять или не предугадать чьи-то еще. Далее, чем меньше человек понимает и знает об остальных составляющих внешнего мира, которые способны воздействовать на людей, тем, очевидно, он менее способен удовлетворить собственные потребности и достичь целей. И что в итоге? Ощущение несчастливой жизни с разочарованиями, стрессами, тревогой - и страхами.
он, скорее всего, заплачет, а то и устроит истерику. О чем говорит плач малыша? Это сигнал о том, что его внутренние потребности не удовлетворяются. Плач - это форма недовольства, которая восполняет нарушение равновесия между внутренним и внешним миром. Если человек вволю насмотрелся (наслушался, напробо-вался и так далее) того, что было любопытно, - значит, его внутренний мир пополнился тем, что мог предложить внешний мир в плане приобретения опыта. Ну, а дальше? А дальше человек просто-напросто теряет интерес к этому предмету. Ему становится скучно, он начинает новый поиск: не найдется ли опять что-нибудь любопытное?
Есть в человеке еще одно свойство, которое помогает не останавливаться на достигнутом. Ведь как происходит обучение, например, какому-то навыку или действию? Его выполнение складывается из отдельных приемов, и природа человека позволяет выполнять их на уровне бессознательного, то есть автоматизма. Благодаря ему можно переходить к освоению все нового. Общая схема обучения такова: берется какой-то навык, он делится на мелкие приемы, каждый из них отрабатывается отдельно, после чего они отрабатываются все вместе в нужной последовательности; и в итоге навык с успехом освоен. Но пока идет отработка каждого из приемов, человек настолько поглощен только ими, что словно не замечает ничего другого вокруг. Вспомните, как это было у вас, когда вы, например, начинали осваивать какой-нибудь вид спорта. Допустим, вы отрабатываете какое-то движение, стараясь выполнить все его элементы, а в это время кто-то обращается к вам, что называется, не по делу. Легко ли и ему ответить, и своей собранности не растерять? Донельзя трудно, а то и вовсе невозможно. Но вот навык с успехом освоен. Пусть теперь обращаются даже не по делу: вы и им ответите, и упражнение с блеском выполните.
Если бы не этот дар природы (действовать на уровне автоматизма), то по уровню умений взрослый почти сравнялся бы с обычным годовалым ребенком! А ведь чтобы просто поднять предмет с пола, малышу надо сосредоточиться на всех движениях туловища, ног, рук, пальцев. Теперь для нас, взрослых, прикинуть движения на глазок или согласованно двигать руками - нечто само собой разумеющееся. Но эти навыки появились не сами собой. Их пришлось осваивать. И мы освоили, потому что вокруг было столько
интересного и так хотелось все это потрогать, взять в руки... Научившись делать одно, другое, третье, человек потом выполняет нужное машинально. Когда прежней сосредоточенности уже не требуется, можно браться за что-то новое и тем самым непрерывно пополнять свой запас знаний и умений.
Жить - значит учиться. Учиться человек начинает совершенно естественным образом: просто-напросто от непреодолимого любопытства и тяги к тому, что нужно знать досконально - иначе не прожить. На исходном уровне получается, что человек учится просто потому, что пришел в этот мир, контактов с которым не избежать - если, конечно, он хочет выжить. Так что он хоть кое-чему, а научится. Однако это «кое-что» может оказаться далеко не тем, что потребуется знать и уметь, чтобы остаться довольным жизнью. Ведь многое из того, что ребенок познает о том, как устроен мир, он выбирает не сам. Подробнее об этом я расскажу чуть позже.
Итак, точка в круге увеличивается. Иначе говоря, человек все больше познает мир (как в приведенном примере), когда тот предлагает ему заглянуть в свои глубины. Следовательно, повышается и его уровень гармонии с миром. Ведь когда человек учится, он меняет уклад и состояние своего внутреннего мира. При любой подобной перемене одновременно меняется его взгляд и восприятие внешнего мира. Внешний мир становится другим, потому что теперь человек действует с большей проницательностью и пониманием. Эти качества пополнили или изменили его внутренний мир. Чем глубже знания, тем больше и разнообразнее выбор вариантов, по которым можно успешнее справляться с жизнью, добиваясь лучшего исхода в той или иной ситуации.
Казалось бы, связь очевидна: чем больше познал, тем больше доволен жизнью. Увы и еще раз увы! Ведь тогда мало кто мучился бы, недоумевая: почему его дела идут все хуже? почему нет ему счастья? почему он всем недоволен? Он сказал бы себе: значит, не хватает знаний - и не надо делать вид, что все знаешь, а надо просто поучиться.
Все дело в том, что как бы ни был человек доволен исходом той или иной ситуации, его успех - не предел. Предел достигается тогда, когда и в своих знаниях он достигает предельно возможного. Но если бы человек познал все, что дано вообще, то