назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [ 45 ] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86]


45

пока непознанное как всеми, так и каждым в отдельности. Так что предстоит испытать и познать еще много нового. Но прежде чем познать что-то, надо узнать о его существовании. Ведь изучать, например, атомную энергию люди начали тогда, когда открыли ее. Однако она существовала сотни тьюяч лет до их открытия, спокойно ожидая своего часа. И он пробил. Это - пример загадок природы, которые кто-то должен разгадывать. Ну, а если нечто, оставаясь неразгаданным, действует на человека загадочным для него образом? Что остается делать, пока не будет найдена истина? Либо сказать, что все это только кажется; либо сочинить что-нибудь из области поверий и суеверий. Можно также приписать все некой неведомой или слепой силе. Докапываясь до нее, человек учится различать оттенки настолько, чтобы суметь выявить все составляющие этой силы, сумма действий и взаимодействий которых и дает результат, который считался случайным, а потом оказался закономерным. Так, многие годы рыночные теоретики думали, что рынки движутся хаотично. Вот вам отличный пример их всеобщего недопонимания человеческой натуры. Ведь трейдеры влияют на цены, подчиняясь законам железной логики: просто надо знать, что речь идет о логике страха.

Малый круг представляет все, что было открыто и изучено кем-то когда-то, в какой-то исторический момент. Все открытия, сделанные на протяжении человеческой истории, расширяли площадь малого круга за счет большого. Так, в эпоху Средневековья малый круг был, наверное, раз в десять меньше нынешнего. С каждым новым открытием расширялось и исследовательское поле человека: ведь он пополнял свой внутренний мир новинками. Иными словами, познавая мир, человек менял и свое восприятие. В результате шло развитие общечеловеческого мышления.

Посмотрите на современный уровень совокупных знаний человечества. И представьте себе какого-нибудь самого прогрессивного мыслителя с максимальной широтой взглядов, жившего всего сто лет тому назад. Ведь нынешние знания для него совершенно непостижимы! От них, попросту говоря, ум за разум заходит! Все, что есть у человечества сейчас и чего не было тогда (автомобили, самолеты, телефоны, компьютеры и так далее), - все это плоды чьей-то «эврики», которыми первооткрыватели поделились с другими. В итоге изменились ритм и уклад современной жизни. Но ведь все, что есть у человека сегодня.



имелось в природе - в качестве возможного - с самого начала цивилизации. Так, возможность полететь в космос существовала с того момента, когда какой-нибудь землянин, любуясь звездным небом, впервые подумал: «Интересно, что там и как там, на этих звездах?» Конечно, ни он, ни другие даже не пытались и впрямь полететь, пока наука не дошла до такого уровня, когда стоит только захотеть - и желание будет исполнено. А любопытно было бы вернуться, скажем, в 1889 год и поговорить с типичным сорокалетним представителем того времени. Мы бы рассказали ему о мире, в котором будут жить его прапраправнуки. Но он не поверил бы ни одному нашему слову! Уж слишком громадны перемены. Он не поверил бы потому, что в его внутреннем мире нет опорной системы, чтобы принять такие сведения. Ведь и мы не вполне готовы представить себе, какой станет жизнь через сто лет.

Ну, а теперь займемся точкой в круге. Она показывает весь жизненный опыт отдельно взятого человека по сравнению с тем, что могло бы появиться, имей он в своем внутреннем мире все совокупные знания человечества. Все, что и вы, и я (как отдельно взятые люди) знаем по сравнению с тем, чего пока не знаем, составляет текущий набор ограничений, из которых мы исходим. Значит, все совокупные знания о свойствах внешнего мира (все воспоминания, понятия, отличительные признаки, ассоциативные связи, осведомленность или понимание чего-то), которыми обладает отдельно взятый человек, - все это его личные ограничения по сравнению с тем, что еще имеется и можно почерпнуть из внешнего мира (приобрести опыт, составить представление, постичь). Следовательно, информации там всегда больше, чем позволяют воспринять и оценить личные ограничения каждого.

Ведь сколько еще всего неизведанного - даже подумать страшно! Между тем каждый человек, пришедший в этот мир, воздействует на него, добиваясь каких-то изменений. Последствия его действий могут стать и плюсом, и минусом для остальных. Отчего же зависит, кто как действует, добиваясь перемен и затрагивая других? Это зависит от уклада его внутреннего мира. Да, но мы с вами не разбираемся во всех тонкостях поведения других и не знаем точно, кто как себя проявит, чтобы повлиять на внешний мир (а значит, на всех нас). Что ж, тогда все они пока ос-



танутся для нас неведомой внешней силой - неведомой настолько, насколько на сегодня неведома и непонятна человеческая натура вообще.

В малом круге можно бьшо бы поставить и другие точки, заполнив его почти до отказа. Это - знания каждого из живущих на Земле. Оставшееся место - это знания, которые существуют в том или ином виде, но во внутреннем мире живущего ныне человека их нет. Точки можно расположить и кучками: они получатся нанесенными слегка внахлест. Так можно изобразить общие для различных культур знания и понятия. Но они лишь отчасти перекроют одна другую: ведь у каждого есть свои особые знания, потому что у каждого имеется свой, отличный от других опыт. Кстати, размер у точек тоже должен быть разным: надо показать разные уровни знаний и понимания каждого в отношениях с окружающими. Так точка знаний ребенка будет гораздо меньше точки знаний рядового взрослого.

Внеиший мир существовал и до нас. И нам, конечно, не дано от рождения знать: с ним надо взаимодействовать так, чтобы добиться для себя огромного удовлетворения. Будь между вне-птним и внутренним миром человека стопроцентное соответствие, он бы уже знал о жизни все, и эти знания стали бы составляющей его внутреннего мира. Кроме того, такая идеальная гармония означала бы, что человек до конца познал все силы, действующие в физическом мире, и разбирается во всех их причинно-следственных связях. Что отсюда следует? Очевидно, человек знал бы точно, какие испытания или радости преподнесет ему жизнь и чем ответит на его воздействие-поведение. (Под поведением я имею в виду внешнее физическое проявление энергии внутреннего мира, которая воздействует на внеиший мир.) При такой осведомленности естественно и знать, что именно лучше всего предпринять, дабы реализовать свои потребности, намерения, цели и желания - то есть в итоге полностью удовлетворить себя.

Но есть ли хоть у кого-нибудь из простых смертных такая идеальная гармония с миром? Конечно, нет. Значит, вернее будет сказать, что никто не живет с чувством полного удовлетворения. Однако чем больше человек знает и понимает подспудные взаимодействующие силы собственного поведения и внешние, не зави-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [ 45 ] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86]