назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [ 40 ] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86]


40

Как восприятие влияет на опыт

Человек воспринимает мир через органы чувств. На самом глубинном уровне полученные сведения преобразуются в электрические импульсы энергии. Она несет в себе и те сведения, и самые разные чувства и эмоции: от безбрежного счастья до неистовства, от ликования до отчаяния, от любви до ненависти - плюс все промежуточные оттенки. Знакомство с внешним миром оставляет в памяти образы, отличительные признаки или ассоциативные связи, которых раньше не было. Встреча с новым дает совершенно неповторимые ощущения. Вспомните, с каким чувством вы узнавали о значении какого-нибудь слова, которое раньше никогда не слышали. Вам как будто не за что бьшо зацепиться в вашем внутреннем мире. Все новые впечатления-воспоминания, отличительные признаки и ассоциативные связи встраиваются в опорную систему уже имеющихся познаний о свойствах мира.

Мы познаем что-то, а когда вновь сталкиваемся с познанным, энергия внутреннего мира воздействует на наши органы чувств, помогая припомнить уже знакомое. Таким образом, получается двухсторонний поток энергии: сначала мы познаем что-то в некой частной ситуации, а затем опознаем известное уже в другой ситуации. Наглядный тому пример - действие страха. Допустим, когда-то человеку было больно от чего-то. И вот, время спустя, жизнь опять свела его с этим «что-то». Что он почувствует? Ему станет страшно. Сначала он припомнит ту ситуацию. Воскресить ее в памяти заставит отрицательно заряженная энергия воспоминаний, отличительных признаков и ассоциативных связей: она начнет действовать на глаза, уши, нос, кожу. И он вспомнит, как тогда ему было больно. А теперь - похожий случай. Оттого и страшно: вдруг опять будет больно?

Что же, вообще, получается, когда человек сталкивается с чем-то, в чем опознает «старого знакомого»? На его органы чувств действует не внешний мир (в лице этого «знакомого»), а внутренний. Иными словами, ситуация такая же или почти такая же, а потому ее можно как-то оценить. Но к подобной оценке подводит не внешний мир, как в случае первой встречи. Эта оценка у человека уже готова. Вот и получается, что он - творец этой ситуации. Какими мыслями и чувствами из воспоминаний, набора



отличительных признаков и ассоциативных связей он ее наделит, такой она для него и окажется.

Теперь понятно, почему свидетели какого-либо события могут описать его по-разному? Правильно: каждый увидел в нем свое. Следовательно, сколько людей - столько и вариантов одного и того же в зависимости от внутреннего мира каждого. У каждого - свои ассоциации с происходившим, а с ними связана и действовала соответствующая энергия: для одних - положительная, для других - отрицательная, причем по силе тоже разная. Далее, отличительные признаки происходившего каждый также назовет разные, а значит, и оценит его по-разному. Каждая такая оценка сложится из положительной и отрицательной энергии разной интенсивности. Поэтому вся ситуация окажется для одного - одной, а для другого - другой. Даже время, за которое все произошло, будет названо разное. Для свидетелей с перевесом положительного заряда энергии оно летит. Для свидетелей с перевесом отрицательного заряда оно тянется. Так что надо учитывать все эти переменные внутреннего мира: иначе не стоит удивляться, когда люди, обсуждая случившееся, могут до смерти замучить друг друга спорами об истине. Ведь у каждого -своя правда, потому что каждый оценивает мир в зависимости от того, как ощущает. А ощущает каждый в зависимости от того, что уже имеется в его внутреннем мире - кроме случаев познания нового.

Что же из этого следует? Получается, что многие ощущения от того или иного явления жизни дает не оно (как многим кажется): их создает сам себе человек. Иначе говоря, первый опыт чего-то накладывает отпечаток и на оценку познаваемого, и на качество энергии, сопутствующей этой оценке. Затем эта оценка, оставшись во внутреннем мире человека, заведует его последующим познанием внешнего мира, указывая, что учесть, как учесть и какие чувства питать.

Итак, человек оценивает мир в зависимости от того, как ощущает. Постарайтесь усвоить этот важный момент - а я помогу вам, так сказать, на собственном примере. Ситуация такая: я иду по дороге. Впереди виднеется статуя. Я подхожу, смотрю на нее - глаза в глаза. Она меня не впечатляет. Ноль эмоций. Тогда я делаю круг почета, разглядывая статую со всех сторон. Смотрю на ее лицо в профиль. Ну-ка, ну-ка! Кого-то оно мне



СВЯЗЬ МЕЖДУ ОЦЕНКАМИ И ЭМОЦИЯМИ

Энергия наших чувств (любовь/ненависть; радость/гнев; уверенность/страх и так далее) во многих случаях возникает вовсе не извне. Эти чувства и эмоции уже составляют часть нас самих, и мы автоматически переживаем их, когда происходящее вокруг оказывается под стать тому, что отложилось в нашем внугреннем мире из прошлого опыта. Представьте себе, например, такую сцену: некий папаша, вцепившись одной рукой в свое пятилетнее чадо, лупит его с криками: «Получай, дурак! Получай, бестолочь!» Предположим, что слова «дурак» и «бестолочь» мальчик услышал впервые. Возможно, он вообще не знает, какие понятия вкладывают в них взрослые. Но в его понимании эти слова будут теперь, наверняка, связаны с болью от взбучки: от нее горят

напоминает (ассоциация)... Кого-то, кто мне очень симпатичен. Но я так давно не видел этого человека! Стоило взглянуть на статую под другим углом, как она обрела для меня новый смысл, отчего и эмоциональный настрой стал другим. До этого я равнодушно созерцал творение, но теперь не на шутку затосковал: ведь я ощутил, как сильно соскучился по тому человеку.

Итак, энергия, под знаком которой прошла моя встреча со статуей и весь этот эпизод, была при мне, когда я еще и не взглянул на то лицо. Энергия, изменившая мой тогдашний эмоциональный настрой, исходила не от статуи и вообще не имела к ней отношения. «Виной» всему - особый след, который остался в моем внутреннем мире от прошлого личного опыта. Это из-за него я так воспринял статую. Она обрела для меня новый смысл, когда я переменил угол зрения: тогда-то и сработала энергия, которая была при мне. Она повлияла на мой взгляд. Не будь у меня положительного опыта общения с человеком, которого напомнила статуя, я бы и дальше взирал на нее безразлично.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [ 40 ] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86]