назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [ 65 ] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104]


65

му финансовому положению. Поэтому в настоящее время практически все организации промышленности лишены реальной возможности финансирования инновационной деятельности за счет собственных средств.

Как показывает мировая практика, 80-90% инноваций в мире финансируются промышленными компаниями преимущественно за счет собственных финансовых средств.

6.2.5. Финансовый капитал

См.: слайд № 6.3

*См. также модуль «Управление программами и проектами»

Финансовый капитал формируется за счет аккумулирования средств юридических лиц и граждан в финансово-кредитных учреждениях (см. слайд 6.3).

На этапе разработки и реализации инноваций рынок капитала выступает как один из главных факторов общественного признания инноваций. Без достаточного финансового обеспечения жизненный цикл инновации* ограничивается стадией «идея». Любое новшество должно быть инвестиционно привлекательным и конкурентоспособным на рынке капитала. Поэтому наряду с показателями инновационности проектов не менее важными в рыночных условиях становятся финансово-экономические показатели: объем инвестиций; ожидаемая доходность (рентабельность); срок окупаемости; чистый доход и др.

Экономические показатели становятся основными, если речь идет о привлечении стратегического инвестора (финансово-кредитного учреждения, которое готово организовать финансирование разработки и реализации инновации за счет собственных и привлеченных средств). Как правило, на рынке инноваций информационный минимум о нововведениях включает сведения не только об их целях, но и о размерах инвестиций, ожидаемой доходности и сроке окупаемости вложений (см. табл. 6.1).



жкумулиро-финансово-

й рынок кагоров обще-гочного фи-ювации* ог-;тво должно курентоспо-с показате-важными в жономичес-I доходность доход и др.

(НЫМИ, если jecTopa (фи-ово органи-1ации инно-редств). Как 4НЫЙ мини-олько об их ;мой доход-т 6.1).

Таблица 6.1

Примеры предложений для инвестирования инновационных проектов (по материалам российских СМИ)

Наименование предприятия

Цель проекта

Стоимость проекта, дол.

Ожидаемая доходность, %

Срок оку-пае-мос-ти, лет

Форма участия внешнего инвестора

Раменский опытный завод «Техно-прибор»

Расширение и модернизация производства внедрение новых разра-боток;освоение новой продукциив области банковской техники и оборудования

2 млн

Доля в акционерном капитале,льготный кредит, компенсационная сделка

«Рецикл» (Ленинградская область)

Организация переработки изношенных покрышек с резиновым кордом; организация производства резиновой крошки

1,5 млн, в том числе: на оборудование -1050 тыс., на СМР-280тыс., на подготовку производства- 170 тыс.

Льготный кредит, обеспеченный имуществом АО

Средневолж-ский завод химикатов

Организация производства каустической соды и хлора мембранным методом мощностью 65 тыс. т. соды в год и 56,7 тыс. т. хлора в год

120 млн

Льготный кредит, организация СП

Жигулевский радиозавод

Разработка, промышленное производство, комплектная поставка и эксплуатация телекоммуникационных сетей с применением цифровых мини-АТС

64,6 млн

Льготный кредит

Завод полупроводниковых приборов (филиал ГПП «ЗИМ»)

Освоение производства оптотиристоров по передовой технологии; организация производства «интеллектуальных» модулей на основе оптотиристоров

20,93 млн

Льготный кредит

тоящее вре-шности ли-шя иннова-эедств.

!нноваций в шиями пре-хсредств.



6.3. Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной деятельности

6.3.1. Факторы инвестиционной привлекательности

См.: слайд № 6.4

Условно факторы инвестиционной привлекательности инновационных проектов и программ можно разделить на две группы: финансово-экономические и внеэкономические. В большинстве случаев инвестора привлекают высокие финансовые показатели, однако, существуют ситуации, при которых инноватор вынужден реализовать новшество, несмотря на его прямую экономическую непривлекательность. Например, если речь идет об экологических мероприятиях, которые практически всегда имеют отрицательные финансовые показатели; тем не менее, промышленные фирмы, заботящиеся о своем высоком имидже, ведут активную деятельность в этой области.

К другим внеэкономическим факторам инвестиционной привлекательности инновации может быть отнесена отраслевая принадлежность как идеи для последующей практической реализации, так и предприятия-инноватора. Сверхпривлекательный инновационный проект может быть отвергнут только потому, что у фирмы-инноватора недостаточного опыта работы в той отрасли, где необходимо реализовать проект. Или, наоборот, фирма вынуждена искать альтернативные сегменты рынка, если речь идет о межотраслевой диверсификации.

В условиях структурных преобразований, характерных для экономик переходного периода, в России в лучшем финансово-хозяйственном положении оказались организации, сумевшие оперативно сменить свой рыночный сегмент в соответствии с изменившимся спросом. Например, кризисное снижение спроса на большегрузные автомобили было вовремя предсказано руководством АО «ГАЗ» и не замечено высшим менеджментом АМО «ЗИЛ». В результате горьковские автозаводцы вышли на новый сегмент рынка с новой популярной моделью микрогрузовика («Газель») и сохранили свою платежеспособность. Московские автозаводцы продолжали выпускать большегрузные автомобили, которые не находили спроса. Смена рыночного сегмента произошла на 4 года позже, конкурентное преимушество было утеряно. А финансовое положение АМО «ЗИЛ» к середине 1997 г. подпадало под критерии принятия решения о банкротстве.

Модуль «V 6.3.2.

*См. таю «Управле маркети»

Тяж сти ций от го консул питала дл: мышление надлежнос

6.3.3.

См.: слай

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [ 65 ] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104]