назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [ 6 ] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104]


6

ьности, иракскую степень й составляет юнии - 30%, ые отбирают пения, зани-X приходится

}ХНОЛОГИЧНЫХ

. в российс-уровень. По зют выход на пет выйти на ных средств уравлений. К космической тьной реаль-электронно-ержку дру-шно решить )й собствен-

)тся прямое \А президен-"умышленно-дное выде-\ проектов, lax 2-х лет. от 50-40% Зарубежных ИИ, включая чне 1996 г. юсти, очень наукоемкой >1х промыш-<рупных за-ости, отсут-

\А условием jero за не-вне 29% от сравнению лись более

ценностью юсти могут зационных

структур в сфере инновационного бизнеса. Такие организации (в основном внедренческие) специализируются на выпуске небольших партий новой продукции по имеющимся патентам на изобретения, полезным моделям. В 1994 г создан Федеральный фонд содействия развитию малых форм инновационных организаций. За три года в фонд поступило 1700 заявок, из которых 450 было одобрено и принято конкурсной комиссией. Заявители сопровождали предоставленные на конкурс работы бизнес-планами с обоснованием платежеспособного спроса на отечественном и зарубежных рынках с подтверждением возможностей промышленной реализации инновационных проектов. В результате численность малых инновационных организаций увеличилась на 11-12%), а объем реализованной продукции - на 22-25%о.

В 1998 г принята программа «Активизация инновационной деятельности в России», к которой присоединились регионы, заинтересованные в сотрудничестве по развитию и использованию своего научно-технологического потенциала. В программу входит создание и поддержка инновационно-технологических центров (ИТЦ) с технопарками, бизнес-инкубаторами и другими организационными структурами инновационного бизнеса.• ; : .

В сентябре 1998 г учреждена управляющая компания первого российского венчурного фонда ОК «Винфин» (Объединенная компания высокорискового инновационного финансирования). Компанию основали Федеральный фонд содействия развитию малых форм инновационных организаций, Министерство по науке и технологиям и победитель конкурса на управляющую компанию - научно-производственный центр Солитон - НТТ. Компания располагает портфелем, в котором насчитывается 15020 проектов, оцениваемых примерно в 20 млн долларов, из которых половину внесут государственные учредители, а остальные средства - частные инвесторы, включая несколько отечественных банков (федеральный банк инноваций и развития, СДМ-банк).

вопросы ДЛИ оосуждения:> • . .

/. Что характерно для современной ситуации на мировом рынке высоких технологий?

2.В чем заключаются имеющиеся трудности для отечественных товаропроизводителей в решении задач по выходу на мировой рынок с высокотехнологичными товарами?

3.Какие направления государственной поддержки развития науки и технологий способствуют решению проблем российской экономики?

4.Укажите организационно-экономические нововведения, осуществленные в РФ по оживлению деловой активности субъектов инновационной деятельности.

1.2. Теоретические основы инноватики

1.2.1. Становление теории инноватики и ее современные концепции

к! ; Hi . ,Появление теории инноватики обусловлено историчес-

. = .КИМ развитием общественного производства, особенно в

• г Wпериод индустриализации. Спорадически сменяющиеся

. V,.Г фазы оживления производства, затем его бурного подъе-

;i J• ма, кризиса перспроизводства, переходящего в стадию

, .депрессии, стали восприниматься как некие закономерности функционирования капитала и некоторое свойство,



Ь присущее экономике машинного производства. Исследовав обширный статистический материал, связанный с , , . .цикличностью чередования этих фаз, экономист, Н.Д.

, ,Кондратьев опубликовал в 1925 г. теорию волновых коле-

баний в общественном производстве. В волновой теории <-- Кондратьева австрийский экономист Й. Шумпетер увидел возможность преодоления кризисов и спадов в общественном производстве за счет инновационного обновления капитала через технические, организационные, экономические и управленческие нововведения. В его фундаментальной работе «Деловые циклы» (1939 г.) дана теория мультицикличности волновых колебаний, эффективной ,д:,х . .,=л.,.конкуренции вместо ценовой, разработана концепция

;эффективной монополии. В теории и методологии инно-

ватики приведенные Шумпетером деловые циклы в настоящее время принято связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве. В каждом .технологическом укладе имеются свои ключевые факторы,

которые влияют на создание нового продукта, использование новой технологии и организации производства, появление новых рынков сбыта и источников сырья. Основные ,, , ,, понятия теории инноватики изложены в разделе 2.2.5.

1.2.2. Инновационный процесс

и инновационная деятельность

Инновационный процесс в теории инноватики определяет-,,,v,,-,i . ;г.ся совокупностью работ инновационной деятельности, которые регламентированы этапами их организации, ресурс-.........- - ного обеспечения от зарождения перспективной идеи до создания новых продуктов, услуг или техники, их коммер-4*циализации в условиях конкуренции. Инновационный процесс, рассматриваемый с различных позиций, имеет свои особенности. Во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное проведение научно-технологической деятельности, осуществление инвестиций и марке-• г тинга. Во-вторых, он предстает в виде сменяющихся фаз и > - жизненного цикла* продукции. В-третьих, его можно рас- нсматривать как инвестиционный проект по стадиям финансирования исследований и разработок, распространения но-*См. также модульвых продуктов и услуг, их коммерциализации. Особенности «Управление организации инновационных процессов изложены в разце-маркетингом» ле 2.3.1.



!1ределяет-Иости, ко-и, ресурс-деи до 00-с коммер-тьт про-Меет свои Гь как па-рхнологи-1 и марке-Шхся фаз )жно рас-м финан-яения но-бенности .1 в разде-

Старое проживай, а новое наживай. Все дело в почине. Почин всего дороже.

Не трудно сделать, а трудно задумать. Ум да разум надоумят сразу. Разумный видит, что за чем идет. Дело учит, и

мучит, и кормит . !Г :q!i

в современной концепции инноватики различают нововведения-продукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов (включая сферу услуг). Все они рассматриваются как направления инновационной деятельности, осуществляемой в целостной системе управления инновациями «Наукам технология экономикаобразование». Следовательно, инновационная деятельность включает в себя, помимо инновационных процессов, широкий спектр работ как по освоению наукоемких и ресурсосберегающих технологий, так и по эффективному использованию приобретаемых лицензий, раскрытию ноу-хау и т.п. Непременным и обязательным направлением инновационной деятельности является распространение и тиражирование, т.е. диффузия новых изделий, технологий, методов организации производства и управления.

1.2.3. Классификация новаций, инновационных процессов, нововведений

" Систематизация знаний по инноватике, определяемая их

принципиальным содержанием, направлениями использо-

вания и распространения посредством диффузии и трансферта инноваций, находит практическое осуществление в • . :> классификаторе новаций, инновационных процессов и но-

- вовведений. Структура классификатора приводится в разде- ле 2.4.1. Он состоит из базовых признаков и группировок " •инноваций по типологическим понятиям. При этом базо-

г; li вые признаки, например, в сфере новаций детализированы

;;ч ( по степени новизны и инновационному потенциалу. В сфе-ре инновационных процессов те же признаки раскрываются

особенностями их организации. В свою очередь, по типоло-:;!!-:!(! гическим понятиям все новации и нововведения подразделены на технические, технологические, экономические, организационные и управленческие.

Классификатор новаций, инновационных процессов и нововведений находит практическое применение при принятии управленческих решений как по инвестициям в инновации, так и в процессе организации инновационной деятельности. Кроме того, классификатор можно использовать как словарь терминов систематизированных знаний по инноватике, область применения которых раскрывается в разделе 2.4.5.

la. Исследо-вязанный с 1МИСТ, Н.Д. iOBbix коле-(вой теории тетер уви-1адоБ в об-Ьнного об-зационные, :. В его фун-;ана теория фективной концепция )гии инно-1КЛЫ Б на-Ьхнологи-I В каждом г факторы, спользова-;тва, появ-[ОсноБные 2.2.5.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [ 6 ] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104]