потенциал. Это состояние классифицируется как некоторая угроза организации; 1 - состояние данного компонента, параметра без всяких сомнений угрожающее, оно должно рассматриваться как опасная угроза.
Таблица 4.3 | | | | | |
Оценка состояния инновационного климата | | | | | |
| ОЦЕНИВАЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ | Уровень состояния компонентов |
Угрозы | | Возможности |
| 1. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МАКРОКЛИМАТА | | | | |
| (СТЭП-анализ стратегических сфер) | | | | |
| Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряженность, транспорт, связь) | | | | | |
| Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации) | | | | | |
| Экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы, инвестиционный климат на федеральном уровне) | | | | | |
| Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, законодательная база) | | | | | |
Итоговая оценка состояния инновационного макроклимата | 1 2 | | | |
| 2. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МИКРОКЛИМАТА | | | | |
| (анализ стратегических зон) | | | | | |
| Зона хозяйствования, сегмент рынка: уровень конкуренции, отношения с потребителями и партнерами | | | | | |
| Зона капиталовложений - инвестиций | | | | | |
| Зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов | | | | | |
| Зона сырьевых, топливных, энергетических и материально-технических ресурсов | | | | | |
| Зона трудовых ресурсов - рынок труда специалистов, менеджеров, рабочих | | | | | |
| Группы стратегического влияния (на уровне отрасли, региона города, района) | | | | | |
Итоговая оценка состояния инновационного микроклимата | | | | | |
ИТОГО по ИННОВАЦИОННОМУ КЛИМАТУ |
| Оценка макроклимата | | | | | |
| Оценка микроклимата | | | | | |
Итоговая оценка состояния инновационного климата | | | | | |
4.3.5 Инновационная позиция организации
См. также модуль
«Управление
маркетингом»
См.: слайд № 4.5
Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, то есть инновационного потенциала и инновационного климата. Оценка инновационной позиции происходит с помошью различных матриц. Широкое распространение получил метод «6ИОГ-анализа»* - оперативный диагностический анализ среды организации.
Аббревиатура SWOT:
S - strength (сила),
W- weakness (слабость),
О - opportunity (возможность),
Т- threat (угроза).
Осмысление возможных ситуаций осуществляются по матрице бИОГ-анализа (слайд 4.5). Матрица ЛИОТ-анализа строится на двух векторах: состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два раздела (уровни состояния): возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала организации. На пересечении 2/2 получаем 4 поля (квадранта). Складываются следующие группы ситуаций.
I. Поле SO - «сила-возможности». Для оценки инновационной позиции предприятия при достижении инновационной цели создания нового изделия или перехода на новую технологию это самый благоприятный квадрант - нет необходимости что-либо изменять и к чему-либо готовиться.
П. Поле ST - «сила-угрозы». Фиксируются те факторы инновационного климата, которые ограничивают использование сильных сторон инновационного потенциала. Предусматриваются специальные меры сохранения сильных сторон.
HI. Поле WT - «слабость-угрозы». Это наихудшее сочетание для фирмы. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь радикальными преобразованиями состояния организации.
IV. Поле W0 - «слабость-возможности». Руководству в данный момент внешняя среда не добавляет проблем, еле-
дует реализовать ранее намеченные меры по усилению инновационного потенциала организации.
На слайде 4.6 показан фрагмент матрицы SlVOT-аналшж
Инновационная позиция (П), как уже отмечалось, определяется совместно инновационным потенциалом (HJ и инновационным климатом (К).,,
Количественное выражение инновационной позиции может вычисляться либо произведением, либо суммой:
П = (П (К ; И = 0,5 ( П + К ).
03 от л поз отл
См.: слайд № 4.6
4.3.6. Инновационная активность и инновационная сила
При оценке той или иной ситуации реально учитывается не только инновационная позиция, но и инновационная мощность или сила, конкретно проявляемая организацией в конкретной обстановке. Инновационную сщ (CJ определяют умножая инновационную позицию (Д ) на коэффициент инновационной активности (К):
с„„ = П„з (К J .
Параметры инновационной активности:
А, - качество инновационной стратегии и инновационной цели;
А - уровень мобилизации инновационного потенциала;
Аз - уровень привлеченных капиталовложений - инвест» ций;
А - методы, культура, ориентиры, используемые при проведении изменений;
Aj - соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;
Ag - скорость (темп) проведения стратегических инновационных изменений;
А, - обоснованность реализуемого уровня инновацион
ной активности. Инновационная активность определяется из выражения:
K„a=l/7l А, /=1,2,...,7.