назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [ 40 ] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104]


40

[1пя менеджеров зовведений-

5ЛЯ продук-зй 2, 3, 5 и

новых тех-

зодукции;

азрабатыва-урных под-испытатель-

ятий, заня-созданием

8, занятых

временных

тражающие ее продаж и й.

бытовой ра-тла в обиход аж фирмы в кция фирмы iBCK (при об-шия и разра-Едлагает 1000

улучшенные ;тиками, или >ie на откры-

:тротехничес-94 г. составил гты в научной и и услуг, рынок мало-1НИЙ - круп-крупнейших и численнос-

тью работающих 876 тыс. чел. На НИОКР было израсходовано 4,2 млрд долл. или 4% объема продаж. В 1996 г. в General Motors работали почти 900 тыс. чел., из них 130 тыс. - «белые воротнички» (это только в североамериканских автомобильных подразделениях).

Годовой оборот IBM с 1984 по 1990 г. вырос с 27,4 до 69 млрд долл. Размер прибыли в 1990 г. составил 6 млрд. долл. Расходы IBM на. НИОКР в 1990 г. составили 3,5 млрд долл. (около 5% объема продаж).

Корпорация Digital Equipment (ДЭК) - транснациональная компания, специализирующаяся на выпуске электронной продукции. В своей отрасли ДЭК в 1989 г. была 12-й в мире и 3-й в США, уступая IBM к General Electric. В 1989 г. число занятых в ДЭК составило 126 тыс. чел., из них в сфере НИОКР - 8300 высококвалифицированных работников (6,6% от общего числа). Объем продаж в 1989 г. составил 13 млрд долл., чистая прибыль превышала 1 млрд долл. На научные разработки было выделено 1,3 млрд. долл. (в 1980 г. - 186 млн долл., 1984 г. - 630 млн долл.).

Корпорация General Electric является ведущим производителем электромоторов, энергосилового оборудования. Медицинской диагностической аппаратуры, лазерного медицинского оборудования, термопластиков, железнодорожных локомотивов с компьютерным управлением, рентгеновской и ультразвуковой аппаратуры. Численность занятых во всех подразделениях составляет 307 тыс. чел., в том числе 22 тыс. чел. - научные работники и инженеры, занятые в НИР (около 7% общей численности занятых). Расходы на НИОКР составили в 1988 г. 1,9 млрд долл., в 1992 г. - 3,2 млрд долл., т.е. даже больше, чем инвестируется в основной капитал. Объем продаж только за 15 лет (1979-1994 гг.) возрос более чем в 3 раза и составил в 1994 г. 60,5 млрд долл. В списке крупнейших компаний США за 1994 г. корпорация занимает 8-е место по обороту, 2-е - по прибыли и 5-е - по числу занятых.

Основным направлением деятельности фирмы Chrysler является автомобилестроение: производство легковых и грузовых автомобилей, джипов и минифургонов. Численность занятых составляет 119 тыс. чел., в том числе в НИОКР - около 4,5 тыс. чел. В 1995 г. при объеме продаж в 52,2 млрд долл. прибыль компании достигла рекордной отметки в 3,7 млрд долл. Расходы на НИОКР составляли всего 3,2%. Во второй половине 90-х гг. фирма тратит на НИОКР в среднем 1,9 млрд. долл. в год.

Охотно используется показатель инновационности ТАТ. Термин «ТАТ» пушен в оборот японцами и происходит от американского словосочетания «Шгп- around time» («успевай поворачиваться»). Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рьшок или потребителю в больших количествах. Фирме «Мацусита» в цветном телевидении принадлежит своего рода рекордное значение показателя ТАТ, равного 4,7 месяцев.

Эксперты консультативной фирмы Mclcinsey считают, что в автомобильной промышленности применение передовой компьютерной технологии приведет к сокращению показателя ТАТ за счет сокращения на 25 % цикла конструирования и разработки автомобиля.

Это означает экономию в 18 месяцев, которая позволит автомобильным компаниям принимать решения о том, какие следует производить автомобили, на полтора года ближе к моменту вьшуска изделия на рынок. А это огромное преимущество перед конкурентами, которые не сумели воспользоваться новой технологией.

Реже используются в широкой печати другие показатели, например, структурные, показываюшие количество и ха-



рактер инновационных подразделений. Такие показатели обычно присутствуют в специальных аналитических обзорах.

Корпорация Minnesota Mining & Manufacturing, ведущая компания в обрабатывающей промышленности, является примером формирования динамичной, ориентированной на рынок организационной структуры. В 90-е гг. фирма находится в первой сотне промышленных гигантов i США: 32-е место по размерам прибыли (1,3 млрд долл. в 1994 г.), 30-е -- по числу работающих (83 тыс. чел.), 27-е - по суммарному объему продаж (15,1 млрд долл.). Корпорация гордится высокой наукоемкостью своей продукции: доля затрат на НИОКР в стоимости продаж в 1994 г. составила 6%, что вдвое превышает средний показатель по обрабатывающей промышленное-! ти США.

Особо выделяется специфическая форма деятельности корпорации в научно-технической сфере через финансирование венчурных компаний, то есть мелких (изобретательских), создаваемых учеными или предпринимателями для разработки какого-либо передового наукоемкого изделия или технологии.

Контролируя развитие нескольких сотен таких фирм, корпорация фактически осуществляет «широкозахватный» поиск перспективных научно-технических достижений. На приобретение наиболее перспективных инновационных фирм ежегодно тратится 100-150 млн долл.

4.3.2. Инновационные цели

*См. также модуль «Общее управление организаций: принципы и процессы»

Понятие инновационной цели. Для достижения цели развития организации вырабатывается инновационная стратегия*, реализации которой в свою очередь требует целевого управления инновацией, то есть формулирования инновационной цели.

Инновационными целями могут быть требования: о создании нового продукта; о переходе на новую технологию; о подготовке новой услуги; о переходе на новый вид ресурса, новую систему управления, новую оргструктуру.

Формулирование инновационной цели. При формулиро-! вании инновационных целей и стратегий имеются прин-1 ципиальные различия. Первые определяются как векторы I развития, а вторые - как направления действий (то есть направления использования ресурсов) по данному вектору и способы подготовки и использования ресурсов, Однако цель и стратегия связаны одной логической цепочкой: стратегия есть средство достижения цели более высокого уровня управления. Реализация стратегии требует ее формулировки как цели.

В большинстве случаев хорошая формулировка цели отвечает следующим признакам:

1. П(

нентов но£ нентов, та1 Заме полагается ласованно! Вероятно,



ощеи про-на рынок tx гигантов »ботающих я гордится ж в 1994 г. лшленнос-

кской сфе-(здаваемых зделия или

ществляет ние наибо-

ли разви-гратегия*, 1го управ-нноваци-

ия: о со-техно лога новый оргструк-

рмулиро-ся прин-: векторы [ (то есть ому век-ресурсов. 1СК0Й цеяи более ;гии тре-

цели от-

1)начинается с глагола в неопределенной формы в повелительном наклонении, характеризующего выполняемые действия («разработать», «улучшить», «уменьшить», «довести», «повысить» и т.п.);

2)конкретизирует требуемый конечный результат в качественном и количественном выражениях и возможность измерения количественных показателей, что необходимо для подтверждения факта достижения цели («уменьшить затраты на содержание аппарата управления на 20 % от ранее представленного бюджета». Есть качественное выражение: «затраты на содержание аппарата управления». Есть количественное выражение: «уменьшить ... на 20 %». Есть способ измерить показатель: «от ... бюджета»);

3)конкретизирует заданный срок достижения цели («к концу текущего года», «к заданному в программе числу ...», «до 28 февраля текущего года»);

4)конкретизирует максимальную величину допустимых зафат, ограничения на выделяемые ресурсы («на реализацию программы выделить не более ... денежных единиц», «собственными силами», «в рамках существующего бюджета»);

5)оговаривает только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали - «почему» и «как» это должно быть сделано.

6)утверждена в качестве управленческого решения и зафиксирована письменно в каком-либо документе, доведена до исполнителя.

Инновационные цели могут иметь следующую формулировку: «производству потребительских товаров перейти на новую технологию сварки в течение 4 месяцев по утвержденному проекту и принятой сметой затрат».

Цели отличаются большим разнообразием. Ниже приводятся несколько примеров их реальных формулировок.

1. Первоначальная формулировка: Обеспечить согласованность функций электронных компонентов нового изделия, достаточную для удовлетворения требований контракта по качеству компонентов, так как они понимаются аппаратом управления компании.

Замечания: Изложено неясно. Непонятно, в чем состоит проблема, какие критерии предполагается использовать для оценки степени улучшения положения, каковы затраты. «Несогласованность функций компонентов» - это брак, связанный с неотработкой нового изделия. Вероятно, его и надо уменьшать.

оказатели ких обзо-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [ 40 ] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104]