[1пя менеджеров зовведений-
5ЛЯ продук-зй 2, 3, 5 и
новых тех-
зодукции;
азрабатыва-урных под-испытатель-
ятий, заня-созданием
8, занятых
временных
тражающие ее продаж и й.
бытовой ра-тла в обиход аж фирмы в кция фирмы iBCK (при об-шия и разра-Едлагает 1000
улучшенные ;тиками, или >ie на откры-
:тротехничес-94 г. составил гты в научной и и услуг, рынок мало-1НИЙ - круп-крупнейших и численнос-
тью работающих 876 тыс. чел. На НИОКР было израсходовано 4,2 млрд долл. или 4% объема продаж. В 1996 г. в General Motors работали почти 900 тыс. чел., из них 130 тыс. - «белые воротнички» (это только в североамериканских автомобильных подразделениях).
Годовой оборот IBM с 1984 по 1990 г. вырос с 27,4 до 69 млрд долл. Размер прибыли в 1990 г. составил 6 млрд. долл. Расходы IBM на. НИОКР в 1990 г. составили 3,5 млрд долл. (около 5% объема продаж).
Корпорация Digital Equipment (ДЭК) - транснациональная компания, специализирующаяся на выпуске электронной продукции. В своей отрасли ДЭК в 1989 г. была 12-й в мире и 3-й в США, уступая IBM к General Electric. В 1989 г. число занятых в ДЭК составило 126 тыс. чел., из них в сфере НИОКР - 8300 высококвалифицированных работников (6,6% от общего числа). Объем продаж в 1989 г. составил 13 млрд долл., чистая прибыль превышала 1 млрд долл. На научные разработки было выделено 1,3 млрд. долл. (в 1980 г. - 186 млн долл., 1984 г. - 630 млн долл.).
Корпорация General Electric является ведущим производителем электромоторов, энергосилового оборудования. Медицинской диагностической аппаратуры, лазерного медицинского оборудования, термопластиков, железнодорожных локомотивов с компьютерным управлением, рентгеновской и ультразвуковой аппаратуры. Численность занятых во всех подразделениях составляет 307 тыс. чел., в том числе 22 тыс. чел. - научные работники и инженеры, занятые в НИР (около 7% общей численности занятых). Расходы на НИОКР составили в 1988 г. 1,9 млрд долл., в 1992 г. - 3,2 млрд долл., т.е. даже больше, чем инвестируется в основной капитал. Объем продаж только за 15 лет (1979-1994 гг.) возрос более чем в 3 раза и составил в 1994 г. 60,5 млрд долл. В списке крупнейших компаний США за 1994 г. корпорация занимает 8-е место по обороту, 2-е - по прибыли и 5-е - по числу занятых.
Основным направлением деятельности фирмы Chrysler является автомобилестроение: производство легковых и грузовых автомобилей, джипов и минифургонов. Численность занятых составляет 119 тыс. чел., в том числе в НИОКР - около 4,5 тыс. чел. В 1995 г. при объеме продаж в 52,2 млрд долл. прибыль компании достигла рекордной отметки в 3,7 млрд долл. Расходы на НИОКР составляли всего 3,2%. Во второй половине 90-х гг. фирма тратит на НИОКР в среднем 1,9 млрд. долл. в год.
Охотно используется показатель инновационности ТАТ. Термин «ТАТ» пушен в оборот японцами и происходит от американского словосочетания «Шгп- around time» («успевай поворачиваться»). Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рьшок или потребителю в больших количествах. Фирме «Мацусита» в цветном телевидении принадлежит своего рода рекордное значение показателя ТАТ, равного 4,7 месяцев.
Эксперты консультативной фирмы Mclcinsey считают, что в автомобильной промышленности применение передовой компьютерной технологии приведет к сокращению показателя ТАТ за счет сокращения на 25 % цикла конструирования и разработки автомобиля.
Это означает экономию в 18 месяцев, которая позволит автомобильным компаниям принимать решения о том, какие следует производить автомобили, на полтора года ближе к моменту вьшуска изделия на рынок. А это огромное преимущество перед конкурентами, которые не сумели воспользоваться новой технологией.
Реже используются в широкой печати другие показатели, например, структурные, показываюшие количество и ха-
рактер инновационных подразделений. Такие показатели обычно присутствуют в специальных аналитических обзорах.
Корпорация Minnesota Mining & Manufacturing, ведущая компания в обрабатывающей промышленности, является примером формирования динамичной, ориентированной на рынок организационной структуры. В 90-е гг. фирма находится в первой сотне промышленных гигантов i США: 32-е место по размерам прибыли (1,3 млрд долл. в 1994 г.), 30-е -- по числу работающих (83 тыс. чел.), 27-е - по суммарному объему продаж (15,1 млрд долл.). Корпорация гордится высокой наукоемкостью своей продукции: доля затрат на НИОКР в стоимости продаж в 1994 г. составила 6%, что вдвое превышает средний показатель по обрабатывающей промышленное-! ти США.
Особо выделяется специфическая форма деятельности корпорации в научно-технической сфере через финансирование венчурных компаний, то есть мелких (изобретательских), создаваемых учеными или предпринимателями для разработки какого-либо передового наукоемкого изделия или технологии.
Контролируя развитие нескольких сотен таких фирм, корпорация фактически осуществляет «широкозахватный» поиск перспективных научно-технических достижений. На приобретение наиболее перспективных инновационных фирм ежегодно тратится 100-150 млн долл.
4.3.2. Инновационные цели
*См. также модуль «Общее управление организаций: принципы и процессы»
Понятие инновационной цели. Для достижения цели развития организации вырабатывается инновационная стратегия*, реализации которой в свою очередь требует целевого управления инновацией, то есть формулирования инновационной цели.
Инновационными целями могут быть требования: о создании нового продукта; о переходе на новую технологию; о подготовке новой услуги; о переходе на новый вид ресурса, новую систему управления, новую оргструктуру.
Формулирование инновационной цели. При формулиро-! вании инновационных целей и стратегий имеются прин-1 ципиальные различия. Первые определяются как векторы I развития, а вторые - как направления действий (то есть направления использования ресурсов) по данному вектору и способы подготовки и использования ресурсов, Однако цель и стратегия связаны одной логической цепочкой: стратегия есть средство достижения цели более высокого уровня управления. Реализация стратегии требует ее формулировки как цели.
В большинстве случаев хорошая формулировка цели отвечает следующим признакам:
1. П(
нентов но£ нентов, та1 Заме полагается ласованно! Вероятно,
ощеи про-на рынок tx гигантов »ботающих я гордится ж в 1994 г. лшленнос-
кской сфе-(здаваемых зделия или
ществляет ние наибо-
ли разви-гратегия*, 1го управ-нноваци-
ия: о со-техно лога новый оргструк-
рмулиро-ся прин-: векторы [ (то есть ому век-ресурсов. 1СК0Й цеяи более ;гии тре-
цели от-
1)начинается с глагола в неопределенной формы в повелительном наклонении, характеризующего выполняемые действия («разработать», «улучшить», «уменьшить», «довести», «повысить» и т.п.);
2)конкретизирует требуемый конечный результат в качественном и количественном выражениях и возможность измерения количественных показателей, что необходимо для подтверждения факта достижения цели («уменьшить затраты на содержание аппарата управления на 20 % от ранее представленного бюджета». Есть качественное выражение: «затраты на содержание аппарата управления». Есть количественное выражение: «уменьшить ... на 20 %». Есть способ измерить показатель: «от ... бюджета»);
3)конкретизирует заданный срок достижения цели («к концу текущего года», «к заданному в программе числу ...», «до 28 февраля текущего года»);
4)конкретизирует максимальную величину допустимых зафат, ограничения на выделяемые ресурсы («на реализацию программы выделить не более ... денежных единиц», «собственными силами», «в рамках существующего бюджета»);
5)оговаривает только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали - «почему» и «как» это должно быть сделано.
6)утверждена в качестве управленческого решения и зафиксирована письменно в каком-либо документе, доведена до исполнителя.
Инновационные цели могут иметь следующую формулировку: «производству потребительских товаров перейти на новую технологию сварки в течение 4 месяцев по утвержденному проекту и принятой сметой затрат».
Цели отличаются большим разнообразием. Ниже приводятся несколько примеров их реальных формулировок.
1. Первоначальная формулировка: Обеспечить согласованность функций электронных компонентов нового изделия, достаточную для удовлетворения требований контракта по качеству компонентов, так как они понимаются аппаратом управления компании.
Замечания: Изложено неясно. Непонятно, в чем состоит проблема, какие критерии предполагается использовать для оценки степени улучшения положения, каковы затраты. «Несогласованность функций компонентов» - это брак, связанный с неотработкой нового изделия. Вероятно, его и надо уменьшать.
оказатели ких обзо-