назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [ 39 ] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104]


39

Таблица 4.1

Фрагмент инновационной программы перехода организации на новую

технологию

№ п/п

Мероприятие (локальный проект)

Срок исполнения

Исполнители

Затраты по смете, тыс. руб,

Приобретение лицензии на технологию

1 кв. 1999 г.

Отдел 17

Переподготовка специалистов и рабочих

2 кв. 1999 г.

Отдел кадров

Создание нового цеха

3 кв. 1999 г.

Отдел 34

4.3. Инновационные цели и инновационный потенциал организации

Сатурна» (продолжение)

Организация «Сатурн» имеет мощные исследовательские, конструкторские и технологичест подразделения, опытно-экспериментальное и серийное производство, а также 8 тыс. чеп. работающих. Портфель продукции отличается новизной: все 3 реализуемых вида оборудования выпускаются не более 3-х лет. В табл. 4.2, 4.3, 4.4 даны экспертные оценки состояний потенциала, климата и инновационной активности предприятия.

Вопросы ДЛИ обсуждении::

/. Какими показателями инновационной деятельности характеризуется организация в часЩ продукции и технологии?

2.Сформулируйте инновационную цель по выпуску новой продукции.

3.Сформулируйте инновационную цель перехода на новую технологию.

4.Постройте дерево инновационной цели по созданию нового продукта.

5.Постройте дерево инновационной цели перехода на новую технологию.

6.Выделите по табл. 4.2 сильные и слабые стороны инновационного потенциала.

7.Выделите по табл. 4.3 возможности и угрозы со стороны внешней среды.

8.Определите инновационную позицию предприятия.

9.Прокомментируйте инновационную активность организации по табл. 4.4.

10.Установите инновационную силу (мощность) организации.



4.3.1. Показатели инновационной деятельности организации

Статистика инноваций, основанная на единых международных подходах, начинает отсчет с 1989 г. Инициатором ее стала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Экспертами ОЭСР была подготовлена серия методологических руководств, образующих так называемую «Семью Фраскати» (г. Фраскати, Италия, известный тем, что в нем странами-членами ОЭСР в 1963 г. было подготовлено Руководство Фраскати «Стандартная практика для обследования исследований и экспериментальных разработок*»), включающую рекомендации по измерению и интерпретации данных баланса платежей за технологию (1990 г.); по сбору данных о технологических инновациях - Руководство Осло (1992 г.); по использованию патентных данных в качестве показателей науки и техники (1994 г.); по измерению кадровых ресурсов науки и техники - Канберрское Руководство (совместно с Евростатом, 1995 г.).

В России с учетом рыночных преобразований статистика инноваций начинается с 1994 г. Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промышленных организаций, включает 10 разделов.

Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной практике и характеризующие инновационную активность организации, ее инновационную конкурентоспособность, можно разбить на следующие группы: затратные; временные; обновляемости; структурные.

Затратные показатели:

1)удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;

2)удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;

3)затраты на приобретение инновационных фирм;

4)наличие фондов на развитие инициативных разработок.

Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса;

1)показатель инновационности ТАТ;

2)длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);

3)длительность подготовки производства нового продукта;

4)длительность производственного цикла нового продукта. Показатели обновляемости:

6-3258



1)количество разработок или внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессов;

2)показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 j 10 лет);

3)количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);

4)объем экспортируемой инновационной продукции;

5)объем предоставляемых новых услуг. Структурные показатели:

1)состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательские комплексы);

2)состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;

3)численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;

4)состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.

Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные затраты фирмы на НИОКР в объеме ее продажи; численность научно-технических подразделений.i

тью р прода ничк

1990 г 5% о

на ВЫ! уступа НИ01 даж в разра£

Японская фирма Sony считается самой инновационной фирмой в области бытовой радиоэлектроники. В течение своей пятидесятилетней деятельности она постоянно вводила в обиход принципиально новую технику, изменяющую труд и досуг людей. Объем продаж фирмы s 1991 г. достиг 26 млрд долл., в 1994 г. он вырос до 36,6 млрд долл. Вся продукция фирмы разработана ее научным и инженерным персоналом, насчитывающем 9 тыс. человек (при общем количестве занятых на фирме 112,9 тыс. чел.). Фирма затрачивает на исследования и разработки 4,5 млрд долл., что составляет 5,7% от объема продаж. Ежегодно фирма предлагает 1000 новых изделий - примерно 4 каждый рабочий день. Около 800 из них - это улучшенные версии изделий, которые уже имеются на рынке: или с улучшенными характеристиками, или с пониженной ценой. Остальные 200 - это оригинальные разработки, нацеленные на открытие новых рынков: новинки аудио- и видеотехники, компьютерной техники.

Фирма Hitachi - один из крупнейших изготовителей радиоэлектронной и электротехнической продукции, станков и кузнечно-прессового оборудования. Объем ее продаж в 1994 г. составщ 70,710 млрд долл., численность занятых - 291 тыс. чел., в том числе 12 тыс. были заняты в научной деятельности; расходы на НИОКР составили около 10% от объема продаж продукции и услуг.

General Motors контролирует 88% автомобильного рынка США, включая рынок малолитражных машин. Уже в 1983 г. General Motors занимала 5-е .место в списке компаний - крупнейших импортеров США. В 1994 г. компания занимала 1-е место в списке 10 крупнейших компаний США с объемом продаж в 120 млрд долл., прибылью 2,5 млрд долл. и численное-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [ 39 ] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104]