кратил спрос на пишущие машинки; в производстве приборов главным узлом стала электронная, а не механическая часть, и производство ушло с механических заводов, даже имеющих сверхвысокоточное оборудование, к электронным фирмам. Везде причина одна - обесценились прежние конструкторско-технологические знания.
Большинство специализированных компаний рыночный успех превращает в объект поглощения. Типичная для патиентов численность занятых от 200 до 500 является критическим размером уязвимости фирмы по отношению к захватам со стороны виолентов. Для последних такой захват может быть единственным путем получения доступа к патентам, ноу-хау, специализированной сбытовой сети, в то время как попытка прямого вторжения на рынок, контролируемый патиентом, для крупной фирмы может привести к непоправимым потерям.
Крупная фирма, поглощая патиента, приобретает организацию, оптимально приспособленную к удовлетворению запросов определенного круга потребителей. Ее нельзя кардинально реструктурировать - потеряется способность к са- мообучению, накоплению опыта. Бывший независимый патиент управляется как дочернее общество с высокой степенью автономности и как бы продолжает свое самостоятельное существование. Например, английский производитель дорогих спортивных автомобилей «Jaguar» был поглощен концерном British Lay/and, потом вновь приобрел независимость, затем вошел в состав Ford, однако традиции знаменитой марки сохранил.
Развитие патиентов, избежавших поглощения, может происходить по двум направлениям:
1)стагнация или умеренный рост вместе с занимаемой нишей. Этот путь типичен для большинства патиентов, когда их размеры достигают границ рыночной ниши. Их деятельность определяется стратегией узкой специализации. Качественно фирма не меняется, но переходит в стационарное состояние. Если объем занимаемого ею сегмента рьшка стагнирует, то она прекращает свой рост. Если ниша растет, то и патиент может немного увеличиваться в размерах.
2)смена стратегии и превращение в крупного виолента
3.6.
Наша ( paccMi экспле
3.6. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций
тная ситуация: «Шрогресс
Наша фирма - вновь созданная молодая неопытная инновационная фирма. Было бы хорошо рассмотреть свои дела с подобной, но более опытной и мощной фирмой, например, с фирмой-эксплерентом «Прогресс».
Вопросы для
/. Какова инновационная роль фирмы-эксплерента?
2.Каковы стадии жизненного цикла фирмы-эксплерента и к какой стадии относится фирма «Прогресс» ?
3.Каков план переговоров с этой фирмой (распределение ролей, распределение прибылей)?
3.6.1.Инновационная роль
Фирмы-эксплеренты - в основном небольшие организации. Их главная роль в экономике - инновационная, состоящая в создании радикальных, «прорывных» нововведений: новых продуктов и новых технологий во всех отраслях народного хозяйства. Как создатели радикальных нововведений фирмы-эксплеренты, или так называемые «хитрые лисы» отличаются своей целеустремленностью, преданностью идее, высоким профессиональным уровнем сотрудников и лидера, большими расходами на НИОКР.
В России питомником фирм-эксплерентов является оборонный комплекс. Даже спустя 10 лет после начала конверсии оборонные предприятия просто начинены различными технологическими разработками, с помощью которых можно революционизировать многие отрасли производства. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные награды, получаемые россиянами на международных научно-технических ярмарках, «утечка мозгов» за границу.
3.6.2.Эволюционный путь развития
Фирма-эксплерент в своем развитии сначала создается или существует как компания-пионер, которая ничем, кроме одержимости идеей, не отличается от множества других мел-
стве при-гханичес-( заводов, t, к элек-ценились
ыночный цля пати-:я крити-ию к зах-зй захват па к па-!ети, в то , контро-привести
органи-ворению 1ьзя кар->сть к са-гмый па-1й степе-шостоя-фоизво-был по-приоб-однако
кет про-
!маемой )в, когда цеятель-[ии. Ка-стацио-1егмента 1и ниша я в раз-
олента.
ких и средних фирм. Однако она ведет настойчивый поиск принципиально новых технических решений. Все средства по большей части привлеченные, тратятся на ОКР. На рынок первоначально ничего не поставляется. Заметим, что инновационный бизнес - это не занятие чистой науког или изобретательством, хотя все это важно. Деятельной!) фирмы подчинена главной задаче - подготовке конкурентоспособного нового товара. И этот подготовительный, щ существу дорыночный этап, имеет скрытый характер. ;
Дональд Т. Валентайн, один из отцов-основателей плеяды фирм-эксплерентов в области электроники и производства компьютеров, в 1983 г. изучил возможность своего участия! финансировании модного тогда биотехнологического бизнеса. Результат был отрицательным «Не было рынка; было выявлено очень мало проблем, которые можно было решить с помощью подобной технологии; во главе проектов стояли ученые. Мы осмотрели примерно 41 фирм без менеджмента, без идентифицированного рынка, без подготовленного продукта, но с огромным интересом к проведению исследований». Валентайн отказался от финансирования, И, как выяснилось, с полным основанием: в течение первых же 3-х лет 90% компаний разо-, рилось и, по крайней мере, до 1990 г. отрасль оценивалась как неприбыльная.I
На первом этапе фирмы-пионеры, берущиеся за трудног и рискованное дело внедрения или коммерциализации открытия и изобретения, бедны и слабы, нуждаются i поддержке. В последние десятилетия, когда появились технологические центры и парки, венчурный капитал, ситуация изменилась к лучшему. Поддержка фирм-эксплерентов приняла организованный характер. Неизбежный при финансировании эксплерентов инновационный рись снижается с помощью различных способов.
Для большинства эксплерентов поиск нового товара оканчивается неудачей. Те же, кто удачно воплотил идею, вступают во второй этап развития - период бурного подъема.
Внедрив в свои компьютеры новую элементную базу, американская фирма Сотра\ Computer всего за 7 лет смогла увеличить свой оборот со 111 млн долл. до 3 млрд долл. (роо почти в 30 раз!) и превратилась в крупный концерн с 6 тысячами занятых, заводами в США, Шотландии и Сингапуре.
Схожее взрывное развитие демонстрируют и другие удачливые производители компьютеров Впервые войдя в число 500 крупнейших американских корпораций в 1980 г., «Вэнг» к 1987 r.,i короткий период торжества созданного этой фирмой класса мини-компьютеров, обогнад свыше 300 фирм и заняла 146-е место.
Благодаря изобретению персональных компьютеров «Арр1е» совершил столь же масштабный рывок всего за 5 лет.