назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [ 32 ] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104]


32

воротливые ЕМОТЫ»

1Лько лет

ртвует

ане сая

тание

югическо-

тавания

няют

цается

вести ции

Ьтвует

вныи

широкая

Таблица 3.5

Морфологическая матрица идентификации роли фирм-виолентов в конкурентной борьбе

ПРИЗНАКИ состояния

ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКОВ

Лидер

Вице-лидер

Преимущество

Преимущество «первого хода»

Способность использовать метод «ловкого второго»

Размерь( сегмента рынка

Наибольшие

Средние

Размер фирмы

Очень крупный

Крупный

Стратегическая позиция

Положение «звезды»

Противоречивое

Боязнь конкуренции

Не боится

Боится

Таблица 3.6

Характеристики виолентов по их роли в конкурентной борьбе

ПРИЗНАКИ состояния

Роли фирм-виолент в конкурентной борьбе

Лидер

Вице-лидер

Преимущество

Преимущество «первого хода»

Способность использовать метод «ловкого второго»

Размеры сегмента рынка

Наибольший

Средний

Размер фирмы

Очень крупный

Крупный

Стратегическая позиция

Положение «звезды»

Противоречивое

Боязнь конкуренции

Не боится

Боится



3.5. Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка

Возможным партнером для инновационной организации могла бы стать средняя фирм-. "Химические препараты» с родственным профилем, которая выпускает изделия для узкоп сегмента рынка. Для этого она занимается дифференциацией своей продукции с учет нужд потребителей, то есть она фирма-патиент.

1.В чем состоит инновационная роль фирм-патиентов?

2.Каковы стадии жизненного цикла фирмы-патиента и к какой стадии относится фирш «Химические препараты»?

3.Каков план переговоров с этой фирмой (распределение ролей, распределение прибылей}

3.5.1. Разновидности и инновационная роль специализированных фирм

Фирмы-патиенты («хитрые лисы») могут быть разных размеров: малые, средние и даже изредка крупные. Патиентна! стратегия - это стратегия дифференциации продукции i занятия своей ниши, узкого сегмента рынка. В патиеш ной (нишевой) стратегии четко прослеживаются две составляющие подстратегии: ставка на дифференциации продукта; необходимость сосредоточить максимум уси ЛИЙ на узком сегменте рынка.

Дифференциация продукции - шаг навстречу тому потребителю, которому не нужна массовая стандартная про дукция. Она позволяет также патиенту открыть свое дед по производству дифференцированной продукции. При эти патиент использует различия в качестве товара, сервисе рекламе.

При специализированном производстве запас конкурен тоспособности товара возникает в основном благодаря вы сокой потребительской ценности товара. Патиенту при ходится точно определять и обеспечивать ее.

IBM потерпела поражение в гонке по созданию суперкомпьютеров от специализируй щейся именно в этой сфере небольшой фирмы-патиента «Крей рисерч».



дняя фирма я для узкого ИИ с учетом

шея фирма \ прибылей)?

разных раз-Патиентная родукции и В патиент-гся две со-ренциацию жмум уси-

у тому по-фтная про-ъ свое дело и. При этом I, сервисе и

конкурен-агодаря вы-иенту при-

циализирую-

Суперкомпьютеры делаются штучно. Во всем мире их установлено всего несколько, а используются они в основном военными, метеорологами и авиаконструкторами. Каждая машина стоит десятки миллионов долларов. Прибыльность очень велика. Однако и издержки их производства велики. По престижным соображениям IBM долго не хотела покидать этот сегмент рынка. Но сильнейшие инженеры компании работали над более массовой продукцией - большими компьютерами (мейнфреймз), рабочими станциями и персональными компьютерами, от успехов в выпуске которых зависела судьба концерна. А к началу 90-х годов пришла пора и жесткой экономии средств. В условиях падения спроса на мейнфреймз и ценовой войны на рынке персональных компьютеров IBM впервые в своей истории понесла миллиардные убытки.

В 1993 г. /5Л/после десятилетий соревнования с «Крей рисерч» ушла с рынка, прекратив финансировать разработку нового поколения «числогрызов» (сленговое обозначение супер-ЭВМ). Уже 1994 г. принес сенсацию - суперкомпьютеры начали использовать для расчетов биржевой игры. Все выгоды от появления нового слоя богатых клиентов получила «Крей рисерч» - «хитрая лиса», победившая гиганта.

3.5.2. Эволюционный путь развития специализированных фирм

Прежде всего, необходимо найти или создать собственную нишу. Это трудная задача, так как не каждый узкий сегмент рынка для этого подходит. Пути: участие в модификации серийной продукции; исполнение специфических заказов и другие. Ниша должна отличаться устойчивой обособленностью. В роли стабилизатора достигнутой дифференциации товара могут выступать: уникальный технологический опыт; особая сбытовая сеть; исторический престиж марки.

Фирма накапливает опыт и концентрирует ресурсы в избранной узкой области, все более обосабливая нишу и отсекая конкурентов. Оборот быстро растет. Растет популярность товара. О появившемся новом товаре с особыми достоинствами узнает все более широкий круг потенциальных потребителей. Фирма становится высокодоходной, оставаясь небольшой по размерам.

На этапе наступившей зрелости патиента есть свои проблемы. Ценность патентов, технологии, специализированной сбытовой сети сушествует до тех пор, пока есть особая рыночная потребность. Патиент много вложил в узкую нишу, обладает преимуществами только пока ниша существует. Он стал ее заложником. Изменение производственного профиля почти невозможно. Научно-производственная гибкость потеряна. Например, кварцевые часы погубили множество производителей механических часов; компьютер в сочетании с принтером многократно со-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [ 32 ] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104]