назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [ 31 ] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104]


31

Ведущие корпорации начинают действовать лищь тогда, когда успех новинки заметен. Они оттесняют компанию-новатора и выходят на первый план. Суть тактики «ловкого второго» в том, что фирме не обязательно быть первой, чтобы получить от нововведения наибольшую выгоду. Открытие, изобретение имеют в основном научно-техническое значение. Коммерчески выгодным оно становится лищь при массовом тиражировании и применении в разных областях, то есть при глубокой диффузии. Как раз здесь проявляются преимущества «виолента-слона». Благодаря щироко диверсифицированному и массовому производству именно «слон» извлекает наибольшую пользу из применения новинки в самых различных областях.

«В истории IBM успех часто обеспечивали не технологические новшества. К сожалению, в очень многих случаях мы были вторыми в их внедрении. Но технология оказалась мене( важна, чем методы сбыта и продажи... Мы систематически продавали больше, чем те, кто имел лучшую технологию, поскольку знали, как объяснить дело клиенту, как помочь с внедрением машин и как привязать к себе клиента после покупки. Секрет нашего подходам сбыту: «системное знание». (Т. Уотсон младший, глава IBM).

Для реализации указанного подхода «виолент-слон» создает у себя специальные структурные звенья стратегической разведки, следящей за продвижением и коммерциализацией чужих изобретений, что обеспечивает быстрое создание аналогов, по возможности превосходящи! оригинал. Общая цель метода следования за лидером - снижение риска инновационной деятельности и уменьшение издержек на НИОКР за счет замены свободного поиска подражанием проверенным образцам.

Ситуация «льва» - быстро развивается весь бизнес. Ситуация «слона» - удачно развиваются лишь некоторые направления деятельности, а другие отстают. Со временен динамизм «слона» падает. Падает его созидательная способность. «Могучий слон» превращается в «неповоротливого бегемота». Сохраняя гигантский оборот, корпорацм постепенно утрачивает способность добиваться соразмерной прибыли, а то и становится убыточной. Причины:

1)стратегические ошибки, связанные со слишком широкой диверсификацией и соответствующим распылением cei:

2)общий упадок отрасли, омертвление капитала, отсутствие перспективы производства.

npi на

Ди (пр

ДР5 и с

Ин1 акт

Has бе>1

Ди>

и ei

Тип так

Стр пер

Сте пол

Пот сегг



лон» со-;тратеги-коммер-1ет быст-жодящих ом - сни-меньше-[НОГО по-

ес. Ситу-орые на-временем )Ная спо-(воротли-рпорация ;оразмер-ичины:

)м широ-нием сил;

la, отсут-

Ситуацию в ряде случаев еще можно поправить за счет стратегии дезинвестиции, то есть избавления от убыточных производств и снижения издержек в сохраняемых организациях.

Таблица 3.3

Морфологическая матрица идентификации виолентов по этапам эволюционного пути развития

ПРИЗНАКИ

состояния

ЗНАЧЕНИЯ ПРИЗНАКОВ

Продолжительность

пребывания

на стадии

Десятилетия

До 10 лет

Несколько лет

Рост компании и его устойчивость

Быстрый, но не устойчивый

Средний, но устойчивый

Отсутствует

Диверсификация (проникновение в другие подотрасли и отрасли)

Очень широкая

Широкая

Слабая

Инновационная активность

Лидер по ряду направлений

Лидер по 1-2 направлениям

Нет лидерства

Размеры фирм

Особо крупные

Крупные

Сохраняют большие размеры

Наличие сети зарубежных филиалов

Большая сеть

Небольшая сеть

Отсутствует

Динамизм развития и его устойчивость

Высокий, но не устойчивый

Средний, но устойчивый

Низкий

Типичная стратегия, тактика и метод

Метод «самоускоряющегося роста»

Тактика «ловкого второго»

Дезинвестиции

Стремление быть первым

Присутствует

Необязательно

Отсутствует

Степень извлечения пользы от инноваций

Максимальная

Невысокая

Малая

Расходы на НИОКР

Крупные

Средние

Малые

Характер конкуренции

Агрессивный

Нишевый

Пассивный

Потенциал роста сегментов рынка

Большой

Средний

Низкий

Диверсификация

Очень широкая

Широкая

Почти нет

lb тогда, мпанию-1«ловко-ыть пер-/ю выго-Л1но-тех-;тановит-;нении в , Как раз ,». Благо-;у произ-юльзу из к.

1жалению, ась менее м те, кто помочь с подхода к



Таблица 3.4

Характеристики виолентов

по этапам эволюционного развития

ПРИЗНАКИ СОСТОЯНИЯ

Эволюция ФИРМ-ВИОЛЕНТОВ

«Гордые ЛЬВЫ»

«Могучие слоны»

«Неповоротливые БЕГЕМОТЫ»

Продолжительность пребывания на стадии

До 10 лет

Десятилетия

Несколько лет

Рост компании

и его устойчивость

Быстрый,

но не устойчивый

Средний,

но устойчивый

Отсутствует

Диверсификация (проникновение в другие подотрасли и отрасли)

Слабая

Широкая

Излишне широкая

Инновационная активность

Лидер по ряду направлений

Лидер по 1-2 направлениям

Нарастание технологического отставания

Размерь: фирм

Крупные

Особо крупные

Сохраняют

большие

размеры

Наличие сети зарубежных филиалов

Небольшая сеть

Большая сеть

Сеть

распадается

Динамизм развития и его устойчивость

Высокий, но не очень устойчивый

Средний, неустойчивый

Низкий

Типичная стратегия, тактика и метод

Метод «самоускоряющегося роста»

Тактика «ловкого второго»

Дезинвестиции

Стремление быть первым

Присутствует всегда

Необязательно

Отсутствует

Степень извлечения пользы от инноваций

Невысокая

Максимальная

Малая

Расходы на НИОКР

Крупные

Крупные

Малые

Характер конкуренции

Агрессивный

Нишевый

Пассивный

Потенциал роста сегментов рынка

Большой

Средний

Низкий

Диверсификация

Почти нет

Широкая

Очень широкая

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [ 31 ] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104]