пользование заключенных в сушествуюшем деле (бизнесе) дополнительных возможностей для производства конструктивно новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре дела, а новое возникает, исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии (технология должна быть «плодотворной»), опоре на другие сильные стороны предприятия. Это стратегия внутриотраслевой и внут-рирыночной продуктовой инновации, использующая эффект синергии.
Еще одна стратегия диверсификационного роста - это кон-гломеративная («чистая» или полная) диверсификация. Фирма осваивает виды деятельности, не связанные с ее традиционным профилем ни в технологическом, ни в коммерческом плане. Портфель продукции обновляется радикально. Возникает ситуация «новая продукция - новый рынок»: в наличии и продуктовая и маркетинговая инновация; риск и сложность управления удваиваются.
Стратегии сокращения заключаются в выявлении и сокращении нецелесообразных издержек, могут повлечь за собой инновационные мероприятия: применение новых эффективных материалов, технологий, методов управления, организационных структур.
На слайде 3.3 в схематичном виде показана инновационная составляющая рассмотренных стратегий роста фирмы.
См.: слайд № 3.3
3.3. Типы инновационного поведения фирм
Миссией организованного малого бизнеса по существу является доработка, производство и продвижение на рынок нового продукта. Требуется начинать поиски стратегических партнеров. Потенциал организаций известен. Известно, что необходимо для продвижения продукта. Кто может быть стратегическим партнером? Как готовиться к переговорам с возможными будущими партнерами ?
Boripocfei ДЛЯ обсуждения:
/, Перечислите ряд возможных претендентов на место стратегического партнера инновационного предприятия, используя классификацию фирм по типу конкурентного поведения (классификации Л. Г. Раме некого и X. Фризевинкеля).
первой из овение на онная со-[аправлен-1В0Г0 рын-)на содер-етья стра-оит в мо-) реализа-продукто-
ются мат-ии - но-охватыва-
1ТСЯ лишь
к» (инно-
(иннова-ия);
10Л0ГИИ -
рсифика-:омплекс-м, техно-и управ-
интегра-ами (верни с про-)ами (вер-ции с от-организа-гегии ними иннова входит де ее на-[, отрасль иск и ис-
2.Дайге краткую характеристику фирме, применяющей виоленгный тип конкурентного поведи
ния. В чем проявляется инновационный аспект такого поведения?
3.Дайте краткую характеристику фирме, применяющей патиентный тип конкурентного поведе-
ния. В чем проявляется инновационный аспект такого поведения?
4.Дайте краткую характеристику фирме, применяющей эксплерентный тип конкурентного по-
ведения. В чем проявляется инновационный аспект такого поведения?
5.Дайте краткую характеристику фирме, применяющей коммутантный тип конкурентного поведения. В чем проявляется инновационный аспект такого поведения?
3.3.1. Важность определения типа конкурентного поведения
Многообразие конкурентных стратегий и организационных форм хозяйствующих субъектов создает множество стратегических позиций и необъятный простор для выбора конкурентных стратегий инновационного характера. Чтобы ориентироваться в этом пространстве решений и удачно вписаться в новую рыночную структуру, необходимо адекватно оценить свое место в ней.
Необходимо четко представлять себе, насколько внут- рифирменные научно-производственные, технологичес-[ кие, кадровые и организационные ресурсы соответству-{ ют текущим рыночным потребностям и что возможно предпринять для достижения такого соответствия в обозримом будущем, причем с минимальными затратами. Поэтому первой задачей аналитика является идентификация организации и типа ее стратегического конкурентного поведения, чтобы использовать в процессе принятия решения богатый арсенал методических наработок и практического опыта.
3.3.2. Классификация типов конкурентного поведения
В решении задачи существенную роль призваны сыграть теоретические разработки экономистов, закладывающие научно-методологические основы проектирования кону-рентоспособных промышленных структур. В основу при этом кладется так называемый биологический подход к классификации конкурентного поведения, предложенный российским ученым Л.Г. Раменским, и используемый специалистами для классификации компаний и соответствующих конкурентных стратегий. Согласно этому подходу стратегическое поведение можно подразделить на четыре вида:
1) виолентное, характерное для крупных компаний, осуществляющих массовое производство, выходящих на мас-
ля менеджеров ioro поведе-
югоповеде-
юнтного по-
чкурентного
дения
1низацион-множество >р для вы-характера. решений и ly, необхо-
1ько внут-Юлогичес-ютветству-возможно ВИЯ в обо-затратами. идентифи-сонкурент-;се приня-фаботок и
[ы сыграть цывающие ния кону-ly при этом I к класси-Щый рос-ый специ-гветствую-1Х0ДУ стра-гыре вида:
аний, осу-их на мас-
совый рынок со своей или приобретенной новой продукцией, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России к ним можно отнести крупные комплексы оборонной и гражданской промышленности;
2)патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного вьшуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;
3)эксплерентное, означающее выход на рьшок с новым (радикально инновационным) продуктом и захватом части рьшка;
4)коммутантное, состоящее в приспособлении к условиям спроса местного рьшка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей.
Автором обозначений типов фирм, ассоциируемых по конкурентному поведению с животным миром («лис», «мышей», <<львов» и т.д.), является швейцарский эксперт X. Фризевинкель. Классификации Раменского и Фризевинкеля хорошо сочетаются между собой (табл.3.1).
3.3.3. Методика идентификации
Порядок идентификации организации, отнесение ее к тому или иному типу стратегического конкурентного инновационного поведения следующий:
1)составляется характеристика анализируемой организации, ее продукции, отрасли, рынка;
2)по установленным характеристикам данная организация описывается с помощью морфологической матрицы идентификации по типу стратегического конкурентного инновационного поведения (табл. 3.2);
3)проводится анализ морфологического описания и с использованием табл. 3.1 устанавливается соответствие одному или нескольким типам стратегического конкурентного инновационного поведения.