назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [ 28 ] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104]


28

пользование заключенных в сушествуюшем деле (бизнесе) дополнительных возможностей для производства конструктивно новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре дела, а новое возникает, исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии (технология должна быть «плодотворной»), опоре на другие сильные стороны предприятия. Это стратегия внутриотраслевой и внут-рирыночной продуктовой инновации, использующая эффект синергии.

Еще одна стратегия диверсификационного роста - это кон-гломеративная («чистая» или полная) диверсификация. Фирма осваивает виды деятельности, не связанные с ее традиционным профилем ни в технологическом, ни в коммерческом плане. Портфель продукции обновляется радикально. Возникает ситуация «новая продукция - новый рынок»: в наличии и продуктовая и маркетинговая инновация; риск и сложность управления удваиваются.

Стратегии сокращения заключаются в выявлении и сокращении нецелесообразных издержек, могут повлечь за собой инновационные мероприятия: применение новых эффективных материалов, технологий, методов управления, организационных структур.

На слайде 3.3 в схематичном виде показана инновационная составляющая рассмотренных стратегий роста фирмы.

См.: слайд № 3.3

3.3. Типы инновационного поведения фирм

Миссией организованного малого бизнеса по существу является доработка, производство и продвижение на рынок нового продукта. Требуется начинать поиски стратегических партнеров. Потенциал организаций известен. Известно, что необходимо для продвижения продукта. Кто может быть стратегическим партнером? Как готовиться к переговорам с возможными будущими партнерами ?

Boripocfei ДЛЯ обсуждения:

/, Перечислите ряд возможных претендентов на место стратегического партнера инновационного предприятия, используя классификацию фирм по типу конкурентного поведения (классификации Л. Г. Раме некого и X. Фризевинкеля).

первой из овение на онная со-[аправлен-1В0Г0 рын-)на содер-етья стра-оит в мо-) реализа-продукто-

ются мат-ии - но-охватыва-

1ТСЯ лишь

к» (инно-

(иннова-ия);

10Л0ГИИ -

рсифика-:омплекс-м, техно-и управ-

интегра-ами (верни с про-)ами (вер-ции с от-организа-гегии ними иннова входит де ее на-[, отрасль иск и ис-



2.Дайге краткую характеристику фирме, применяющей виоленгный тип конкурентного поведи

ния. В чем проявляется инновационный аспект такого поведения?

3.Дайте краткую характеристику фирме, применяющей патиентный тип конкурентного поведе-

ния. В чем проявляется инновационный аспект такого поведения?

4.Дайте краткую характеристику фирме, применяющей эксплерентный тип конкурентного по-

ведения. В чем проявляется инновационный аспект такого поведения?

5.Дайте краткую характеристику фирме, применяющей коммутантный тип конкурентного поведения. В чем проявляется инновационный аспект такого поведения?

3.3.1. Важность определения типа конкурентного поведения

Многообразие конкурентных стратегий и организационных форм хозяйствующих субъектов создает множество стратегических позиций и необъятный простор для выбора конкурентных стратегий инновационного характера. Чтобы ориентироваться в этом пространстве решений и удачно вписаться в новую рыночную структуру, необходимо адекватно оценить свое место в ней.

Необходимо четко представлять себе, насколько внут- рифирменные научно-производственные, технологичес-[ кие, кадровые и организационные ресурсы соответству-{ ют текущим рыночным потребностям и что возможно предпринять для достижения такого соответствия в обозримом будущем, причем с минимальными затратами. Поэтому первой задачей аналитика является идентификация организации и типа ее стратегического конкурентного поведения, чтобы использовать в процессе принятия решения богатый арсенал методических наработок и практического опыта.

3.3.2. Классификация типов конкурентного поведения

В решении задачи существенную роль призваны сыграть теоретические разработки экономистов, закладывающие научно-методологические основы проектирования кону-рентоспособных промышленных структур. В основу при этом кладется так называемый биологический подход к классификации конкурентного поведения, предложенный российским ученым Л.Г. Раменским, и используемый специалистами для классификации компаний и соответствующих конкурентных стратегий. Согласно этому подходу стратегическое поведение можно подразделить на четыре вида:

1) виолентное, характерное для крупных компаний, осуществляющих массовое производство, выходящих на мас-



ля менеджеров ioro поведе-

югоповеде-

юнтного по-

чкурентного

дения

1низацион-множество >р для вы-характера. решений и ly, необхо-

1ько внут-Юлогичес-ютветству-возможно ВИЯ в обо-затратами. идентифи-сонкурент-;се приня-фаботок и

[ы сыграть цывающие ния кону-ly при этом I к класси-Щый рос-ый специ-гветствую-1Х0ДУ стра-гыре вида:

аний, осу-их на мас-

совый рынок со своей или приобретенной новой продукцией, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России к ним можно отнести крупные комплексы оборонной и гражданской промышленности;

2)патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного вьшуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;

3)эксплерентное, означающее выход на рьшок с новым (радикально инновационным) продуктом и захватом части рьшка;

4)коммутантное, состоящее в приспособлении к условиям спроса местного рьшка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей.

Автором обозначений типов фирм, ассоциируемых по конкурентному поведению с животным миром («лис», «мышей», <<львов» и т.д.), является швейцарский эксперт X. Фризевинкель. Классификации Раменского и Фризевинкеля хорошо сочетаются между собой (табл.3.1).

3.3.3. Методика идентификации

Порядок идентификации организации, отнесение ее к тому или иному типу стратегического конкурентного инновационного поведения следующий:

1)составляется характеристика анализируемой организации, ее продукции, отрасли, рынка;

2)по установленным характеристикам данная организация описывается с помощью морфологической матрицы идентификации по типу стратегического конкурентного инновационного поведения (табл. 3.2);

3)проводится анализ морфологического описания и с использованием табл. 3.1 устанавливается соответствие одному или нескольким типам стратегического конкурентного инновационного поведения.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [ 28 ] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104]