назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [ 16 ] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104]


16

Ь к

ижяА -кf « соглашения на продажу незапатентованного изобретения, j/.u-nmJi .т ноу-хау или другого производственно-технологического гэг; :.,и ujfi достижения. По своей сущности беспатентная лицензия аналогична продаже научно-технических разработок, которые по каким-либо причинам не были задействованы в стране, где эти достижения получены. По таким лицензиям интеллектуальная собственность практически не защищена. Следовательно, трансферт инноваций нуждается в продуманном технико-экономическом обосновании диффузных процессов, связанных с распространением новшеств и нововведений.

-..-i..iQiU В общей характеристике технологических укладов при-- .4 ! • .Ma.s.,T(> iv нято выделять периоды их доминирования (50 лет), ядро * ;ftp дй11 технологического уклада, ключевой его фактор и формирующееся ядро нового технологического уклада. Например, в пятом технологическом укладе, начало которого пришлось на восьмидесятые годы двадцатого века, ядром i является электронная промышленность, волоконно-оп-аом :я;>!)угм?< тическая техника, программное обеспечение, роботост-пу.кгишшмы utu роение и т.д. Ключевым фактором пятого технологического уклада служат микроэлектронные компоненты. В формирующееся ядро нового (шестого) технологического уклада включены биотехнологии, космическая техника, тонкая химия и др. Кроме того, приводятся и такие характеристики, как преимущества данного технологического уклада по сравнению с предшествующим, особенности организации инновационной активности. К ним относятся индивидуализация производства и потребления, горизонтальная интеграция НИОКР, новые режимы собственности для программного продукта и ряд других.

2.2.5. Основные понятия теории инноватики

1 ГЭЗИШОИ) Н WfcUUr.

г зкИ1-

Инновация (нововведение). Инновация (от англ. «innovation») означает нововведение как результат практического (или научно-технического) освоения новшества. В современной концепции инноватики принято различать нововведения-продукты, нововведения-процессы (производственно-технологические), модификации продуктов и услуг. Практическим освоением новшеств в нововведениях является реализация коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на конкретные виды продукции, технологий, услуг как товаров. Наличие спроса свидетельствует об их конкурентоспособности, то есть об-

IX процессов [онодательно (шеств и но-(стоимостей) ;ти. Иннова-ность инно-;циально со-ионной дея-1тентодержа-ретения или [ицензию на 1ет владелец лицензиро-фомышлен-я договари-

нтных прав D обычным только раз-ения плате-полные ли-

одства про-ленной тер-Ьим лицам, I ее вторич-

1иату моно-I лицензиар

со, предус-(чения прав Ясе патента.

;ий должен ресов стра-Еющее ана-достаточно а лицензии гимый эко-й беспатен-ензионные



щественном признании, что является важным результа том инновационной деятельности. При этом, помимо влияния комбинаций факторов производства, рассмотренных в разделе 2.2.2., необходимо в современных условия) учитывать новый фактор, определяемый тем, что наукг стала теоретической основой материального производства

Непосредственно нововведения-продукты считаются первичными. Они появляются в экономике предшествующего технологического уклада. Само по себе появление неординарных нововведений-продуктов означает фазу зарождения нового технологического уклада. Однако его медленное развитие на начальном отрезке времени объясняется монопольным положением отдельных фирм и компаний (активная монополия) под защитой патентов и действия коммерческой тайны. В фазе доминирования нового технологического уклада наблюдается распространение (диффузия) нововведений-процессов, когда происходит переливание капиталов в новый уклад общественного производства. Модификация выпускаемой продукции вызывается конъюнктурными изменениями на рынке товаров.

Новация (новшество). При обновлении ассортимента про дукции, средств производства и услуг используются научно-технические, технологические, организационно-экономические и управленческие новации (новшества). По1 новшеством следует понимать новое явление (открытие, новое теоретическое знание), новый метод (принцип), изобретение, коммерциализацию нововведений (включая маркетинг).

Истоки совершающихся открытий и накопления потенциала теоретических знаний находятся в окружающем материальном мире. Открытия и новые теоретические знания являются результатом проведения фундаментальны) научных исследований, которые подразделяются на фундаментальные теоретические исследования (ФТИ) и по-, исковые НИР.

См.: слайд

Под ру электростань при этом бы шее развити( ность которь

*См. также л «Управление маркетингол

К результатам ФТИ относятся теория радиоактивности и планетарная модель атома английского физика Э. Резерфорда. Им же открыты альфа- и бета- лучи, а в 1919 г. осуществлен! первая искусственная ядерная реакция. Однако своим открытиям и теоретическим исследованием Резерфорд не придавал какого-либо практического значения. Долгое время они имели только эвристическую ценность.



lb атома анг-)существлена м исследова-я они имели

См.: слайд № 2.2

На слайде 2.2 приводятся основные стадии выполнения поисковых НИР.

Поисковые НИР имеют целью выдвижение и обоснование нового метода удовлетворения общественных потребностей, его экспериментальную проверку. В ходе поисковых НИР результаты открытия или теоретического знания получают возможность найти практическое применение. При этом начальная стадия функционирования нового метода характеризуется весьма низкими показателями полезного действия. На этой стадии отличные качественные показатели нового метода еще не перешли в высокие количественные результаты.

Под руководством академика И.В. Курчатова в 1954 г. была создана первая в мире атомная электростанция (АЭС) мощностью 5 МВТ, что было в 167 раз ниже, чем у Днепрогэс-2. Однако при этом был практически реализован метод мирного использования энергии атома. Дальнейшее развитие атомной энергетики привело к созданию крупнейших многоблочных АЭС, мощность которых в 1200 раз превышала мощность первой АЭС и в 7 раз мощность Днепрогэс-2.

Изобретение. Изобретением считается новое, обладающее сушественными отличиями техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, облегчает условия труда и обеспечивает его безопасность. Большинство изобретений и приравниваемых к ним полезных моделей появляется в ходе эскизно-технического проектирования на стадии ОКР.

Жизненный цикл продукции*. Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей отработанной технической документации в производство. На второй фазе осуществляется технологическое освоение масштабного производства новой продукции. При этом объемы производства должны выйти на уровень, обеспечивающий безубыточность работы. Особенностью третьей фазы является стабилизация объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства.

Жизненный цикл технологии. Жизненный цикл технологии производства также складывается из четырех фаз. Первая связана с зарождением нововведений-процессов в не-

*См. также модуль

«Управление

маркетингом»

т результа-помимо вли-рассмотрен-[ых условиях 1, что наука роизводства.

[таются пер-шествующе-»ление неор-фазу зарож-1K0 его м един объясня-1ирм и ком-I патентов и рования но-спростране-ргда проис-обществен-юй продук-ми на рын-

имента про-ьзуются на-щонно-эко-[ества). Под (открытие, (принцип), [й (вкиючая

!ния потен-сающем ма-ческие зна-ментальных гея на фун->ТИ) и no-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [ 16 ] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104]