назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [ 59 ] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]


59

Из бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ финансируются следующие виды расходов:

•государственная поддержка приоритетных отраслей национальной экономики (в том числе сельского хозяйства, отдельных видов транспорта, связи, дорожного хозяйства, метрополитенов);

•обеспечение правоохранительной деятельности;

•финансирование общего образования по основным образовательным программам;

•обеспечение социальной защиты населения;

•развитие рыночной инфраструктуры;

•охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов;

•иные виды расходов, связанные с реализацией полномочий органов государственной власти по предметам совместного ведения.

Сокращение состава расходов, совместно финансируемых за счет бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ, составляет одно из основных направлений реформы межбюджетных отношений, определенное Программой развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года . Его реализация связывается с необходимостью усиления ответственности органов власти каждого из уровней за выполнение принимаемых социальных обязательств; сдерживания процессов передачи расходных полномочий на иной уровень государственной власти или местного самоуправления; сужения регламентации расходов региональных и местных бюджетов через финансовые нормы и нормативы, устанавливаемые федеральными правовыми актами.

Сокращение совместно финансируемых расходов осуществляется на основе дальнейшего разфаничения расходных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии с критериями и принципами, предусмотренными Профаммой развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов: деятельность Президента РФ, федеральных органов законодательной и исполнительной власти; функци-

Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года».

онирование федеральной судебной системы; международная деятельность (реализация межгосударственных договоров); национальная оборона (содержание Вооруженных Сил РФ); утилизация и ликвидация вооружений; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства (содержание учреждений уголовно-исполнительной системы, деятельность таможенных органов, содержание органов прокуратуры, деятельность органов пофаничной службы, обеспечение органов государственной безопасности); фундаментальные исследования и содействие научно-техническому профессу; исследование и использование космического просфанства; государственная поддержка атомной энергетики; конверсия оборонной, угольной промышленности; государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; деятельность средств массовой информации Российской Федерации; обеспечение мифационной политики; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; обслуживание государственного долга РФ; пополнение государственных запасов и резервов; проведение выборов и референдумов Российской Федерации; финансовая поддержка субъектов РФ (ст 84 БК РФ) .

Распределение всех расходов федерального бюджета по основным направлениям их функциональной фуппировки представлено в табл. 12.4.

Таким образом, основной объем расходов федерального бюджета приходится на финансовую поддержку бюджетов субъектов РФ и отдельных муниципальных образований, а также на обеспечение национальной обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства. В 2004 г приоритетные направления расходования средств федерального бюджета существенно не изменились. Это - финансовая помощь бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, национальная оборона, образо-вание.

Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года». -Прил. 1.

Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год».



Таблица 12.4 Структура расходов федерального бюджета в 2003 г.

Виды расходов федерального бюджета

Уровень расходов

Государственное управление

Судебная власть

Национальная оборона

Правоохранительная деятельность и обеспечение безо-

пасности государства

Фундаментальные исследования и содействие научно-

техническому прогрессу

Промышленность, энергетика, строительство

Сельское хозяйство и рыболовство

Образование

Культура, искусство и кинематография

Здравоохранение и физическая культура

Социальная политика

Обслуживание государственного долга РФ

Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной сис-

темы РФ

Другие виды расходов федерального бюджета

Всего расходов федерального бюджета

Источник. Рассчитано на основе Отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2003 г.

Приоритетные направления расходов федерального бюджета ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ и находят отражение в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики РФ на очередной финансовый год (ст 182, 192 БК РФ).

Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие виды расходов: деятельность президентов республик в составе РФ и глав администраций субъектов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ; содержание мировых судей и судов субъектов РФ; организация междугородного автомобильного пассажирского транспорта; содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ; деятельность средств массовой информации субъектов РФ; обеспечение молодежной политики; предупреждение

и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий регионального масштаба; обслуживание и погащение государственного долга субъектов РФ; проведение выборов и референдумов субъектов РФ; финансовая поддержка муниципальных образований (ст 86 БК РФ).

Распределение всех расходов, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, представлено в табл. 12.5.

Таблица 12.5 Структура расходов бюджетов субъектов РФ в 2003 г.

Виды расходов бюджетов субъектов РФ

Уровень расходов

Государственное управление

Правоохранительная деятельность и обеспечение

безопасности государства

Промышленность, энергетика, строительство

Сельское хозяйство и рыболовство

Транспорт, связь и информатика

Жилищно-коммунальное хозяйство

Образование

Культура, искусство и кинематография

Здравоохранение и физическая культура

Социальная политика

Обслуживание государственного долга субъектов РФ

Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной

системы РФ

Дорожное хозяйство

Другие виды расходов бюджетов субъектов РФ

Всего расходов бюджетов субъектов РФ

Источник. Рассчитано на основе Отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2003 г.

Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года». -Прил. 1.



Таким образом, приоритетное место в структуре расходов бюджетов субъектов РФ занимают расходы на финансовую поддержку муниципальных образований, а также государственную подцержку отдельных отраслей экономики региона.

Состав расходов местных бюджетов приближен к сферам деятельности, обеспечивающим удовлетворение потребностей граждан, связанных с их проживанием на территории данного муниципального образования. Исключительно за счет средств местных бюджетов финансируются: деятельность органов местного самоуправления; функционирование муниципальных органов охраны общественного порядка; содержание муниципального жилого фонда, благоустройство и озеленение территории муниципального образования и иные мероприятия в области жилищно-коммунального хозяйства; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; организация наземного пассажирского транспорта общего пользования; деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, находящихся в муниципальной собственности либо в ведении органов местного самоуправления; деятельность средств массовой информации муниципальных образований; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий местного масштаба; обслуживание муниципального долга; проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Структура всех расходов, финансируемых из местных бюджетов, представлена в табл. 12.6.

Таким образом, основные бюджетные ресурсы органов местного самоуправления (более чем на 50%) сосредоточены на финансировании жилищно-коммунального хозяйства, дошкольного и общего образования.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ может быть предусмотрено формирование резервных фондов. Резервные фонды представляют собой обособленную часть бюджетных средств, находящихся в распоряжении органов исполнительной власти или органов местного самоуправления и предназначенных для финансирования непредвиденных расходов. Статьей 81

Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года». -Прил. 1.

Таблица 12.6

Структура расходов местных бюджетов в 2003 г.

Виды расходов местных бюджетов

Уровень расходов

Местное самоуправление

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства Промышленность, энергетика, строительство Сельское хозяйство и рыболовство Транспорт, связь и информатика Жилищно-коммунальное хозяйство Образование

Культура, искусство и кинематография Здравоохранение и физическая культура Социальная политика Обслуживание муниципального долга Другие виды расходов местных бюджетов Всего расходов местных бюджетов

20 32 3 15 8 1 3

Источник. Рассчитано на основе Отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2003 г.

Бюджетного кодекса РФ образование резервных фондов законодательных (представительных) органов запрещается.

Традиционно формирование резервных фондов связывается с необходимостью финансирования расходов на проведение аварийно-спасательных, восстановительных и иных видов работ, вызванных чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями. Между тем содержание непредвиденных расходов не ограничивается их экстренным характером, предполагая финансирование различного рода мероприятий, не предусмотренных на текущий финансовый год. Иными словами, за счет резервных фондов обеспечивается финансирование расходов, не предусмотренных законом (решением) о бюджете и определяемых решениями органов исполнительной власти.

В федеральном бюджете формируются резервный фонд Президента РФ, резервный фонд Правительства РФ, резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Общий размер резервных фондов в федеральном бюджете не может пре-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [ 59 ] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]