назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [ 49 ] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]


49

Глава 12 БЮДЖЕТЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

12.1. Бюджет и его влияние на социально-экономические процессы

В результате длительных и серьезных исследований сущности бюджета и его влияния на общественное воспроизводство признано, что бюджет не может быть определен однозначно, поскольку данный термин используется в разных значениях и отражает разные явления. По экономической сущности бюджет - это совокупность объективно существующих денежных отношений, по материальному воплощению - фонд денежных средств, по организационной форме - финансовый документ, утверждаемый в форме закона.

При всем многообразии взглядов разных экономистов на сущность бюджетных отношений общим для них является то, что эти отношения признаются частью объективно существующих финансовых отношений и соответственно обладают основными их признаками: денежным и распределительным характером. Отличительные черты бюджетных отношений, позволяющие их вьщелить из общей системы финансовых отношений, следует искать в характере распределительных отношений, составе участников и особом назначении данных отношений, а также в их материальном воплощении.

См.: Финансово-кредитный экономический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. - С. 112-ИЗ.

См.: Финансы / Под ред. М. В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт, 2002. - С. 151; Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - С. 234; Финансы / Под ред. Л.А. Дробозиной. - С. 109; Финансы / Под ред. А.М. Ковалевой. - С. 31; Годин A.M., Максимова Н.С, Подпори-на И.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. - С. 14.

Специфика бюджетных отношений определяется тем, что i они представлены в основном перераспределительными отноше-\ниями, те. связанными с дальнейшим распределением первичных доходов, сформированных в результате первичного распре-[еления валового внутреннего продукта (прибьши, заработной латы, доходов от собственности и т.п.). Результатом такого пере-аспределения является формирование финансовых ресурсов ор- анов государственной власти и органов местного самоуправления в виде доходов, поступлений и денежных накоплений. Данные органы, на которые обществом возлагается удовлетворение общественных потребностей, являются обязательными участниками бюджетных отношений, благодаря чему последние легко вычленяются из совокупности финансовых отношений.

Бюджетные отношения выполняют особое назначение -распределяют валовой внутренний продукт, доходы от внешнеэкономической деятельности и часть национального богатства с целью предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления финансовых ресурсов. При этом финансовые ресурсы, которые являются материальными носителями бюджетных отношений, формируются и используются в фондовой форме - в форме фондов денежных средств, создаваемых соответствующими органами власти либо органами местного самоуправления и используемых ими для удовлетворения общественных потребностей. Они могут быть сфуппированы и представлены следующими видами потребностей в:

•оказании услуг общественного сектора экономики, и прежде всего услуг образования, здравоохранения, культуры и других отраслей социальной сферы;

•расширении общественного производства;

•регулировании межотраслевых и территориальных пропорций развития экономики;

Под общественными потребностями понимаются потребности всех экономических субъектов (органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций, а также граждан), удовлетворение которых возложено на органы государственной власти и органы местного самоуправления. В экономической литературе чаще используется термин «общегосударственные потребности», с которым можно согласиться только при условии, что под ними понимаются не только потребности государства в лице органов власти и местного самоуправления, но и потребности других экономических субъектов.



• содержании органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебной власти, органов правопорядка, обеспечения безопасности и обороноспособности государства.

Таким образом, в системе общественных потребностей вьщеляются как потребности самих органов государственной власти и местного самоуправления, связанные с их содержанием, так и потребности субъектов хозяйствования и отдельных фаждан. Соотношение отдельных фупп потребностей зависит от уровня экономического развития сфаны, приоритетов, целей и задач экономической и финансовой политики.

Исходя из изложенного бюджетные отношения представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих между органами государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой, по поводу перераспределения валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, с целью образования фондов денежных средств, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления и используемых ими на удовлетворение общественных потребностей в рамках возложенных на данные органы функций и задач.

В некоторых учебных изданиях бюджетные отношения трактуются как отношения, связанные с формированием и использованием ценфализован ного фонда денежных средств. Ранее этот термин соответствовал организационно-правовой форме существования бюджета в виде единого (консолидированного) фонда, утверждаемого в форме закона. После образования Российской Федерации в условиях разделения единого бюджетного фонда по уровням власти правомернее говорить о том, что бюджетные отношения материализуются не в едином централизованном фонде, а в совокупности фондов денежных средств, формируемых соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления. Для определения любого из этих фондов, абстрагируясь от уровня управления (федерального, регионального или местного), на котором они формируются, право-

См., например: Финансы / Под ред. М. В. Романовского, О.Б. Врублевской, Б. М. Сабанти. - С. 151; Финансы / Под ред. A.M. Ковалевой. -С. 31; Годин А.М., Максимова Н.С, Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. - С. 14.

\мерно использовать термин «бюджетный фонд», который является материальным воплощением бюджетных отношений.

Бюджетный фонд представляет собой обособленную часть .поимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэко-омической деятельности и части национального богатства, кон-\нтрируемую в распоряжении соответствующего органа государ-сщвенной власти и органа местного самоуправления и используемую .1 выполнения функций и задач, отнесенных к его компетенции. Таким образом, формирование бюджетных фондов происходит путем вычленения из стоимости валового внутреннего продукта и других объектов распределения и последующей конценфации части денежных средств в распоряжении органов власти и местного самоуправления для удовлетворения общественных пофеб-ностей.

Признание объективной необходимости конценфации ресурсов в распоряжении соответствующих органов власти и местного самоуправления, в свою очередь, фебует определения разумных масштабов такой концентрации. Отсутствие понимания этого положения при определении целей, задач и направлений бюджетной политики может привести к двум крайностям. Постоянно возрастающие общественные пофебности фебуют адекватного увеличения бюджетных фондов. Однако излишне высокий уровень конценфации средств в руках государства вызывает чрезмерное изъятие доходов у субъектов хозяйствования и как следствие уклонение от налогообложения, снижение заинтересованности организаций в увеличении накоплений и развитии, что в перспективе может привести к уменьщению объекта бюджетного распределения (в основном валового внутреннего продукта) и снижению доходной базы бюджетов. В то же время уменьшение размеров бюджетных изъятий путем резкого снижения налогового бремени (целью которого является создание наиболее благо-

Использование термина «концентрация средств» нам представляется более оправданным, чем использование термина «централизация средств» в силу аргументов, высказанных ранее против применения термина «централизованный фонд денежных средств». В противном случае под термином «централизация средств» может ошибочно пониматься процесс сосредоточения бюджетных средств в распоряжении центральных органов власти страны (применительно к РФ - в федеральном бюджете). В таком же значении понимается и централизация доходов в бюджеты вышестоящих уровней, предусмотренная ст. 39 Бюджетного кодекса РФ.



приятных условий хозяйствования субъектам хозяйствования для обеспечения экономического роста) может привести к необходимости пересмотра системы общественных потребностей в ущерб малообеспеченным слоям населения, занятым в социальной сфере, росту социальной напряженности, замедлению темпов науч-но-технического профссса, снижению воспроизводства квалифицированных кадров и в конечном итоге к снижению темпов экономического роста.

Сложность определения разумных масштабов концентрации средств обусловлена, с одной стороны, количественной офани-ченностью объекта распределения и, с другой стороны, внутренней противоречивостью экономических интересов всех экономических субъектов (органов власти, организаций, фаждан). Особенно осфо стоит эта проблема в сфанах с переходной экономикой ввиду недостаточно стабильного роста валового внутреннего продукта, в условиях которого формирование и разделение «бюджетного пирога» в интересах всех экономических субъектов становится практически неразрешимой задачей. Поэтому возникающие противоречия могут быть сняты только на основе установления экономически обоснованных пропорций и методов распределения финансовых ресурсов между всеми субъектами бюджетных отношений. При этом сложность выработки механизма бюджетного распределения обусловлена необходимостью решения двух основных (часто взаимоисключающих) задач: увеличения доходной базы бюджетов для удовлетворения пофебностей общества и создания условий для роста накоплений субъектов хозяйствования путем стимулирования их материальной заинтересованности в увеличении доходов.

Основными факторами, влияющими на уровень концентрации в распоряжении органов власти и местного самоуправления финансовых ресурсов, являются: уровень развития экономики (обобщающими показателями которого являются не только темпы экономического роста, но и абсолютный размер валового внутреннего продукта); цели и задачи бюджетной политики, определяющие приоритетные направления распределения бюджетных средств в пользу отдельных офаслей экономики и территорий; исторические и национальные фадиции. Сочетание этих факторов определяет конкретный объем бюджетных средств.

Этот образный термин содержится в зарубежных источниках.

[формируемых в распоряжении всех органов государственной \власти и местного самоуправления. Определение размера бюд-кетных фондов происходит в процессе бюджетного планирования, что предъявляет высокие фебования к обоснованности определения бюджетных показателей на основе составления много-йариантных расчетов бюджета с учетом научно обоснованной гфебности в средствах субъектов хозяйствования, необходи-Ьсти повышения эффективности и результативности преду-смофенных бюджетных расходов.

Бюджет как совокупность денежных отношений оказывает огромное влияние на общественное воспроизводство. Регулирующая роль бюджета заключается в его возможности изменять воспроизводственные, офаслевые и территориальные пропорции развития экономики, регулировать темпы развития отдельных сфер и Офаслей для достижения основных задач и целей финансовой политики. Бюджет оказывает влияние на экономические и социальные процессы через соответствующие фуппы бюджетных отношений - доходы бюджета и расходы бюджета. Однако доходы и расходы бюджета выступают регулятором социально-экономических процессов не автоматически, а через осуществляемую государством бюджетную политику, являющуюся органической составной частью финансовой политики. При этом реализация целей и задач бюджетной политики происходит путем создания адекватного этим целям бюджетного механизма, который позволяет облечь объективно существующие отношения в организационные формы мобилизации доходов в бюджет и осуществления расходов. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств.

Доходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Основным назначением доходов бюджета является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и органами местного самоуправления своих задач. Вместе с тем доходы бюджета выступают одним из важнейших методов государственного регулирования социально-экономических процессов через установление форм финансовых

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [ 49 ] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]