назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [ 224 ] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335]


224

ПРОНИЦАТЕЛЬНОМУ ИНВЕСТОРУ

Остерегайся коммивояжеров, приносящих паи трастовых инвестиционных фондов!

"Я купила несколько паев трастовых инвестиционных фондов, рассчитывая на то, что это ценные бумаги для бедняков, вдов и сирот и что я буду спокойно получать на них постоянный доход без всяких странностей и неожиданностей", - рассказывает Анита Лоув. Лоув, состоятельный инвестор из Лос-Анджелеса, искала ценные бумаги с минимальным риском, чтобы подстраховать свои достаточно крупные вложения в акции и облигации компаний. Брокер посоветовал ей купить несколько паев трастовых инвестиционных фондов, так как у этих фондов хорошо сбалансированные портфели и они регулярно раз в месяц выплачивают дивиденды своим клиентам.

Но Лоув ждало жестокое разочарование. Она рассчитывала получать твердый доход на паи одного из фондов, а именно на 11-ю серию высокодоходных паев трастового фонда муниципальных облигаций "Бир, Стирнс . Однако из-за того, что по четырем облигациям, находившимся в портфеле фонда, выплата процентов была прекращена, доходность инвестиций фонда, составлявшая два года назад 8,77%, упала до 7,4%. "Мне казалось, что я опытный, искушенный инвестор, - говорит она, - и я никогда не думала, что доходность может так резко упасть". На деле из портфеля облигаций на сумму 61 млн. долл., под которые и была выпущена 11-я серия, по 7%-м облигациям были приостановлены платежи наличными и еще 40% было досрочно погашено или продано. Аниту Лоув, поверившую рекомендациям брокера, нисколько не утешает предупреждение, которое было записано в проспекте эмиссии трастового фонда: инвесторы должны быть в состоянии "принимать на себя риски, связанные с выпуском спекулятивных муниципальных облигаций". Теперь ей хотелось бы продать эти паи. Но их чрезвычайно трудно продать на вторичном рынке. Курс покупки снизился с 9,61 долл. в марте 1987 г. до 7,85 долл. в середине февраля 1989 г., а курс предложения составляет 8,27 долл.

«Покупайте паи трастовых инвестиционных фондов! После "черного понедельника" они очень хорошо идут!» Действительно, по сведениям Института инвестиционных компаний, аналитического центра этой отрасли, в течение 1988 г. их было продано на 12,7 млрд. долл., что на 17% больше, чем в 1987 г. Большая часть средств этих фондов вложена в муниципальные облигации, но у иных есть и вложения в недвижимость, и облигации с нулевым купоном, и "бросовые" облигации, и акции компаний, ведущих поглощения, и опционы. Однако объем паев трастовых инвестиционных фондов, обращающихся на рынке, оценивается в 130 млн. долл. по сравнению с 810 млн. долл. акций взаимных фондов. Причем на этом все сравнения и заканчиваются. Так как для паев трастовых инвестиционных фондов нет институтов вторичного рынка, мелкие вкладчики должны самостоятельно защищать свои интересы, что крайне сложно. Не существует независимых аналитических центров, которые отслеживали бы судьбу отдельных выпусков паев трастовых инвестиционных фондов и поведение их спонсоров по примеру того, как это делают "Липпер аналитикал" и другие исследовательские группы взаимных фондов. Газеты не печатают сведений о колебаниях курсов спроса и предложения на эти паи. Не установлено правил, по которым можно было бы оценивать ту доходность, которая декларируется отдельными трастовыми инвестиционными фондами в рекламных целях. И хуже всего то, что, несмотря на многочисленные жалобы о мошенничествах при продаже и на конфликты между управляющими компаниями трастовых инвестиционных фондов. Комиссия по ценным бумагам и биржам до сих пор не провела и даже не планирует провести полную проверку деятельности этой отрасли.

А брокерские дома продолжают настаивать на том, что для инвесторов паи этих фондов почти так же хороши, как и счета в швейцарских банках. Но несмотря на то что многие трастовые инвестиционные фонды в принципе дают все, что обещают, - безопасность, диверсификацию и стабильный ежемесячный доход, профессионалы не хотят



работать с ними. Вот что говорит Фредерик Стовер, президент фирмы "Стовер гласе", торгующей и муниципальными облигациями, и паями трастовых инвестиционных фондов: "Я работаю в этой области уже 25 лет и ни разу не видел, чтобы кто-нибудь из торговцев облигациями или брокеров вложил собственные деньги в паи такого фонда".

Стивен Энрайт, руководитель отдела финансового планирования компании "Зейдман файнэншл сервисез", говорит: "Я никому не советую их покупать. Если у вас есть 50 ООО долл. или больше, лучше сами покупайте облигации. А если у вас меньше 50 ООО долл., то купите паи взаимного фонда облигаций". Еще резче отзывается о них Мэрилин Коэн, президент "Кэпитал инсайт брокередж" (Беверли Хиллз): "Их всячески проталкивает Уолл-стрит. Но мне не 1авятся трастовые фонды, и я сама никогда не буду ни продавать, ни покупать их паи . Интерес дельцов Уолл-сгрита легко объясним: от продаж этих паев можно получить комиссионные от 4 до 5%; разве можно сравнить паи с акциями взаимных фондов "без нагрузки", которые продаются вообще без комиссионных, а за управление ими берется от 0,8 до 1,2% в год.

С теоретической точки зрения в принципах работы трастового инвестиционного фонда нет ничего плохого. Брокерская компания составляет диверсифицированный портфель, в который включаются главным образом облигации, и продает инвесторам доли этого портфеля - паи размером в 1000 долл. каждый. Инвесторы покупают эти паи, рассчитывая на постоянный доход из месяца в месяц и на то, что по окончании срока управления облигащ1ями, через 20-30 лет, они получат сумму первоначального вложения. После того как портфель набран, им не управляют, иначе говоря, его состав почти не меняется. На этом паевые фонды и делают себе рекламу, так как считается, что инвесторам выгодно, чтобы облигации находились в портфеле до срока погашения и не были подвержены риску краткосрочных сделок купли-продажи.

Но современные финансовые рынки так коварны и непредсказуемы, что составление "неуправляемого" портфеля чем-то похсже на объявление войны без генерала, который должен командовать войском. В отличие от взаимных фондов в трастовых фондах нет менеджеров, которые занимаются активным управлением портфелем и готовы сбросить те или иные акхщи или облигации при первых признаках серьезных неприятностей. А что еще хуже, фирмы настолько жестко конкурируют друг с другом, обещая высокую доходность вложений, что иные пытаются составлять свои портфели из очень мелких пакетов в расчете на более высокие прибыли в краткосрочном плане. "Если вы присмотритесь к тому, как складывались портфели этих фондов, то увидите, что через них проходят все ненадежные облигации - нью-йоркские, кливлендские, облигации домов для престарелых, больниц и т.д.", - предупреждает бывший брокер Мэри Кэл-хоун. Но спонсоры трастовых фондов все-таки имеют право продать облигации, у которых есть проблемы с погашением или выплатой процентов...

"...Очень многие покупают паи трастовых инвестиционных фондов, веря в то, что их портфели подбираются профессионалами, - говорит Ричард Леман, президент ассоциации инвесторов в облигации. - Но этим фондам присущ постоянный конфликт интересов, о чем большинство инвесторов не догадываются. Фирмы, которые размещают эти облигации, одновременно занимаются составлением портфелей и рекламой трастовых инвестиционных фондов..."

В самом деле, как только прекращается выплата процентов по какой-то одной облипщии, доходность паев падает, а их курс на вторичном рынке снижается. Анита Ло-ув поняла это на своем горьком опыте. Паевые трастовые фонды работают с самыми рискованными активами, такими, как опционы "пут", недвижимость, "бросовые" облигации и т.д., поэтому и сами фонды - очень рискованные финансовые учреждения. "Люди не понимают, что, несмотря на уверения брокеров, трастовые инвестиционные фонды не могут быть стабильнее, чем те активы, в которые вложены их средства, или чем их страховка, если она у них вообще есть", - подчеркивает Майкл Шварц, менеджер по личным финансовым услугам в компании "Купер и Лайбранд".

Есть еще один риск, о котором часто забывают держатели паев: облигации могут быть пся-ашены досрочно. "Каждый раз, когда облигации продаются с досрочным погашением, полным или частичным, доходность инвестиций падает", - подчеркивает Ко-



эн. Вспомним историю с 11-й серией высокодоходных паев трастового фонда муниципальных облига191й "Бир, Стирнс". Анита Лоув и ее товарищи по несчастью получили только 6,8% вместо предполагавшихся 8,77%, если исключить 51 долл. основной суммы долга по облигации, которая была погашена или продана ранее. А текущая доходность паев 2-й серии фонда Адвестс Нью-Джерси траст" (не облагаемые налогом паи, разрешенные к продаже во многих штатах) снизилась за четыре года с 9,72 до 9,13%, потому что часть облигаций была погашена досрочно и даже без учета того, что по каким-то облигациям в портфеле фонда перестали выплачиваться проценты. "Брокеры заранее обещают клиентам фиксированные доходы, но на самом деле их нельзя зафиксировать без того, чтобы портфель не включал отзывные облигации. А это требование соблюдается немногими брокерами", - говорит Коэн. Она советует инвесторам искать спонсоров (управляющих), которые рассчитывают более реалистичную в этой ситуации доходность к моменту отзыва облигаций, а не доходность к погашению по облигациям, которые на самом деле являются отзывными.

Конечно, спонсоры трастовых фондов бывают разными: одни защищают доходность фонда лучше, другие хуже, но, к сожалению, инвесторам не под силу следить за их действиями. "Все жалуются на отсутствие стандартов в деле рекламы и маркетинга, - говорит Томас Харман, главный консультанпг отдела управления инвестициями в Комиссии по ценным бумагам и биржам. - Сейчас все рекламируют свои продукты на основе показателей текущей доходносги, а не яа базе доходносги к погашению облигаций или каких-то других, более содержательных данных". Комиссия по ценным бумагам и бирягам заявляет, что она собирается пересмотреть правила рекламы для трастовых инвестиционных фондов, ио до сих пор этот пересмотр еще не сделан. К сожалению, нет никакой независимой организафш, которая следила бы за колебаниями доходности их активов. "Почему-то никто не следит за облигациями, по которым приостановлены платежи, и не ведет соответствующих записей", - говорит Мэтью Финк, первый вице-президент и главный советник Инсгитута инвестиционных компаний. "По газетным пу6лика19<ям нельзя даяое наблюдать за спре-дом - разницей между курсами спроса и предлоякния", - вторит ему Мэри Кэл-хоун. Все это означает, что у инвестора нет никакой возможности проверить поведение спонсоров и он может только полагаться на рекомендации брокеров или сам следить за действиями отдельных спонсоров.

Однако если инвестор имеет данные только о текущей доходности, то ошибки в оценках почти неизбежны. Кроме того, существует проблема эмиссионных проспектов трастовых инвестиционных фондов. Всем известно, что эти проспекты написаны в основном на юридическом жар1ч>не и содсртсат прелреждение инвеспмм о том, что курсы облигаций могут колебаться, а сроки поггшеяНя могут не соблюдаться. Но инвесторы получают проспасгы на руки только через 10 дней twaeroro, как шло-жат свои деньги, из-за чего многие просто не обращают юосжого внимшия яа этот докумезтт. Томас Харман признается, что для него vto не имеет значения. Он говорит: «Я слышал, что многие спонсоры разрешают инвесторам сразу же "уйти с рьшка", если их не удовлетворяет полученный проспект». Это неудивительно, поскольку работа трастовых инвестиционных фондов Построена таким образом, что окончательные решения остаются за спонсорами.

nnovMMicjmAndiesky, "Satanic Piuses, FmancudWorU,M»tA 21, 1989. pp. 52-54.

конъюнктуры рынка. Зачастую это оказывается слишком дорого. Например, у вас есть акции фонда на сумму 10 ООО долл., а данный фоцд берет каждый год плату по формуле "12(19- 1". равную 14% стоимости ваших активов. Это составит 125 долл. в год. Цифры;» пр«Ёвсдевш1е нияве, дают пред-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [ 224 ] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335]