назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [ 111 ] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335]


111

Шкапа относитвлышх показателей, 1977 г. - 100 240 г-

1955 1960

1970

1980

1990

РИС. 7.1. Характер изменения индекса промьшшенного производства

Незаштрихованная зона представляет собой периоды расцвета; заштрихованная зона - периоды спада производства. Индекс промышленного производства отражает доминирующее состояние экономики. {Источник Federal Reserve Chart Book, 1988.)

центральным банком США, она по-прежнему малоизвестна, а ее деятельность во многом непонятна. Во вставке "Проницательному инвестору" рассказывается об этом правительственном учреждении, вкратце объясняются некоторые его функции и показывается влияние ФРС на экономику страны.

Бмвные

Некоторые области экономики представляются особенно ваясными в силу влияния, которое они обычно оказывают на общеэкономическую деятельность. К ним, в частности, относятся:

Государственная налоговая политика: налоги;

государственные расходы; управление государственным долгом.



Денп/сная политика (деятельность совета управляющих ФРС США):

предлояжнис денег;

процентные ставки. Прочие факторы: инфляция;

потребительские расзюды; инвестиции в развитие бизнеса;

ПРОНИЦАТЕЛЬНОМУ ИНВЕСТОРУ

Федеральная резервная система: шествуя неслышно, эта организация несет в руках огромную экономическую дубинку

Когда в августе 1988 г. ФРС повысила учетную ставку, это привело к стремительному падению курса акций, резкому повышению процентных ставок и взлету стоимости доллара, в то время как иностранные инвесторы буквально пожирали долларовые банкноты. Это было яркой демонстрацией власти малоизвестной организации, которая тем не менее является опорой для правительства и влияние которой простирается на повседневную жизнь каждого американца...

ФРС является, по существу, центральным банком Америки, руководимым советом, состоящим из семи управляющих, назначаемых президентом на 14-летний срок. Один из членов совета банка назначается президоггом на пост председателя на 4-летний срок. Конгресс вправе принять постановление, требующее от ФРС проведения политики, угодной ему, однако такого еще никогда не было.

Учетная ставка (упомянутая в первых строках этой вставки) является единственной ставкой процента, напрямую контролируемой ФРС. Каждый региональный банк этой системы готов выдать срочные ссуды любому депозитному учреждению, принимающему на себя обязательство по выплате ссуды и нуждающемуся в средствах. Процент, взимаемый за такие кредиты, называется учетной ставкой, и он устанавливается и изменяется согласно воле ФРС. Высокая учетная ставка обычно снижает спрос на займы. Увеличение этой ставки... служит сигналом опасений со стороны ФРС по поводу того, что "перегревшаяся" экономика угрожает "разжечь" инфляцию.

Оснсжным органом ФРС, ответственным за разработку соответствующей политики, является Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, которые состоит из семи управляющих и президентов пяти банков из 12 региональных банков, входящих в ФРС. Восемь раз в год комитет проводит анализ экономики и принимает решения об ужесточении или смягчении усДовий кредитования.

Комитет, как правило, придерживается тщательно продуманной и опофедованной политики деятельности. Его лк>(5имой тактикой является манипулирование общим уровнем резервов, находящихся в распоряжении банков, ссудосберегательных ассоциаций и кредитных союзов. Это позволяет осуществлять регулирование находящейся в обращении денежной массы, которой располагают финансовые учреждения для предоставления ссуд.

Банк, резервы которого превышают его потребности, может предоставить кредит банку, временно не имеющему достаточных резервов. Заимствование срсцстъ с целью увеличения своих резервов позволяет банку удовлетворить заявки клиентов на получение кредита; предоставление кредитов за счет избытка резертов позволяет банкам, имеющим большие срсдсгаа, заработать дополнительно на св(жх избыточных средствах, которые в противном случае просто лежали бы на счетах. Процент, взимаемый за такие срочные ссуды, носит название ставки процента по федеральным резервным фондам.



СОЗДАНИЕ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ

Федеральная резервная система оказывает влияние на процентную ставку посредством манипуляции уровнем резервов чеоез массированное приобретение или, наоборот, продажу казначейских ценных бумат. Приобретение ценных бумаг Казначейства США происходит у одного или нескольких из тех 40 банков и брокерских фирм, которые выступают уполномоченными дилерами при первичном размещении этих ценных бумаг. Оплатив чеком приобретенные ценные бумаги, ФРС таким образом осуществляет свою власть над уровнем резервов, имеющихся в кредитно-финансовых учреждопик. Когда банк продавда ценных бумаг представляет чек на оплату в ФРС, то она в ответ не изыскивает наличные денежные средства, а вместо этого на соответствующую сумму кредитует резервный сцсг федерального резервного банка.

Дешги создаются быстро. Банк продавца получает дополнительные резервы и увеличивает объем своих операций по кредитованию. Таким образом, увеличение денежной массы для потребностей экономики приводит к снижению процентных ставок по федеральным резервным фондам й затем по другим краткосрочным процентным ставкам. Если ФРС продает казначейские векселя, то складавается противоположная ситуация. Стоимость резервов в банке покупателя снижается, так как за их счет происходит оплата операции. Банк предоставляет меньше ссуд*, конкуренция за наличные средства финансирования разгорается, в связи с чем кратмхрочные процентные ставки поднимаются.

В то же аремя последствия покупки и продажи казначейских ценных бумаг ФРС на этом не заканчиваются. В острой финансовой ситуации, например такой, когда банки боялись давать кредиты брокерским фирмам, средства которых были истощены вследствие краха фондовой биржи, ФРС мажет вводить почти неограниченные количества новых денег в банксшасую систему, приобретая ценные бумяги и таким образом увеличивая банковские резервы. Так, простое оглашение намерения ФРС приобрести казначейские ценные бумаги способно хфедотвратить паническое падение курса.

В арсенале ФРС есть еще одно оружие. Она способна увеличить или уменьшить количество денежных средств, которые депозитные институты должны хранить как резерв в своих хранилищах или в региональном федеральном резервном банке. Когда ФРС резко повышает норму резервирования, у кредитно-финансовых институтов остается меньше денежных средств для предоставления ссуд и процентные ставки по кредитам восстают. И наоборот, когда требуемая ФРС норма резервирования снижается, у депозитных институтов появляется больше средств для предоставления кредитов и процентные ставки падают. Однако изменение ще/емой нормы резервирования с админи-ативной точки зрения провести сложно, поэтому это делается редко.

Иетвчник Maauel Schffies, "The Federal Reserve Walks Quietly, But it Adects die Economy Widi a Big Stick", Chair Tmes, Oaober 1988, p. 16.

* Способность банка предоспвлять ссуды своим клиентам, т.е. эмитировать кредитные дшьги, зависит от суммы его так,называемых избыточныхрезвов. Этя pe3q)BH представляют собой остаток денег в коммерческом банке после того, как он перечислил часть денежных средств, составляющих обязательные резервы по требуемой 1№втральтм банком норме, в региональное отделение центрального банка. Если избыточные ре-эервн свюмются, самяится н способность коммерческого банка предосгавляп ссуды. (Прим. науч. ред.)

стоимость и наличие энергетических ресурсов; внешняя торговля и валютные курсы.

Налоговая политика склонна быть экспансионистской, когда она направлена на поощрение расходов, т.е. когда государство снижает налоги и/или увеличивает размер бюджета. Аналогично этому считается, что денежная политика становится также экспансионистской, когда предложение денег

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [ 111 ] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335]