18. 2 X 2-ИГРЫ
18.1. Анализ матричных игр, как, впрочем, и любых многопараметрических игр, оказьюается нетривиальным даже в простейших случаях.
Рассмотрим матричную игру, в которой каждый из игроков имеет по две чистые стратегии. Матрица вьшгрьппей этой игры имеет вид
«11
«2 1
«12 «2 2 J
(18.1)
Пусть X - произвольная смешанная стратегия игрока 1 (в частности, эта стратегия может быть и чистой). Если ? - вероятность выбора игроком 1
и.<0
Рис. 1.9
Рис. 1.10
своей первой чистой стратегии в условиях X, то вероятность выбора им второй стратегии есть 1 - ?. Поэтому стратегию X можно представить в виде (I, 1 - ?). Аналогично, если Y - произвольная смешанная стратегия игрока 2, то она имеет вид (г?, 1 - г?). Таким образом, стратегия X однозначно определяется числом а стратегия У - числом г]. Чистым стратегиям соответствуют, очевидно, значения параметров О и 1. Мы будем в соответствии со сказанным обозначать ситуацию (X, У) парой чисел (, т?).
Геометричесюи всякую ситуацию (?о> о) в смешанных стратегиях такой игры можно понимать как точку на единичном квадрате (рис. 1.9). Ситуациям в чистых стратегиях соответствуют вершины этого квадрата.
18.2.Ситуация (X У) является седловой точкой в игре Г, если она приемлема для каждого из игроков. Поэтому для описания всех седловых точек в игре мы опишем множества ситуаций, приемлемых для отдельных игроков, и изобразим их на единичном квадрате всех ситуаций. Пересечение двух этих множеств и будет составлять множество всех седловых точек игры.
18.3.Займемся описанием ситуаций, приемлемых для игрока 1 в 2 X 2-игре .
Приемлемость ситуации (X, У) для игрока 1 в 2 X 2-игре означает (например, в силу леммы о переходе к смешанным стратегиям), что
Ao.Y ХАУ
ХАУ, т
(18.2) (18.3)
Положим X = (f, 1 - ?) и рассмотрим отдельно три случая, а) 1 = 1. Зде.сь g > О (18.2) обращается в тождественное равенство, так что необходимым и достаточным условием приемлемости ситуации (X, У)
для игрока 1 оказьшается неравенство (18.3). Это можно записать как A,,YA2,Y.(18.4)
б)? = 0. Здесь 1 - ? > О, так что в тождественное равенство обращается (18.3), и условием приемлемости жтуации (Х, У) оказьшается (18.2) или, что то же самое,
A,JSA2,Y.(18.5)
в)О < S < 1. В этом случае как > О, так и 1 - > 0. Поэтому по теореме п. 17.3 о дополняющей нежесжости оба неравенства (18.2) и (18.3) обращаются в равенства, и условием приемлемости становится
A,.Y=A2J.(18.6)
18.3.Опишем варианты приемлемости ситуаций в более явном виде. Заметим для этого, что в любой ситуации {X, Y) = (?, i?) в смешанных стратегиях 2 X 241гры мы имеем
XAY = (k,l-)\ "](V,1-Vf =
. 2 1 22 J
= Ш11 +?(1 -V)ai2 +(1 "?)W2 1 +(1 -0(1 ~Ф22 =
= iv(aii -ai2 -21 +«22) + ?(i2 -a22) + V(a2i -Л22) + Л22. (18.7)
Поэтому соотношения(18.4), (18.5) и (18.6) можно соответственно записать как
г?С >ai,(18.8)
г?С а, ,(18.9)
т?С =«1,(18.10) где
C = aii -ai2 -а21 +а22 и «1=22-«i2-(18.11)
Таким образом, приемлемые для игрока 1 ситуации в игре могут быть одного из трех типов:
(1,7?),гдеТ7С g:i,
(0,7?), где r?Cai,
(?,7?), где 7?С =ai, а ?G(0,1).
18.4.Если С = О, но «1 Ф 0,то (18.10) не имеет места, так что вьшолняется либо (18.8), либо (18.9), и притом со знаком строгого неравенства. Поэтому множество всех 7? дает приемлемые ситуации либо с ? = 1, либо с = О, смотря по тому, какое из чисел окажется больше, -Д22 или ai2.
Если же С = О и oil = О, то все соотношения (18.8) - (18.10) выполняются тождественно, и приемлемыми для игрока 1 будут вообще все ситуации.
Перечисленные случаи изображены на рис. 1.10.
18.5.Обратимся к случаю, когда С Ф 0. Тогда из (18.10) следует т? = = ai/C. Это значение 7? мы далее будем обозначать через 7?*. С учетом(18.11)
должно быть
г?* =---- .(18.12)
«11 -«12 -«2 1 +«2 2
Тогда перечисленные в п. 17.3 типы приемлемых для игрока 1 ситуаций приобретают следующий вид:
(1,7?), гдеесли ОО, т?г7*, если С<0;
(0,7?), где 7? 7?*, если ОО, т?!?*, если С<0; (?,7?*), где S G[0,1]. (lgj3)
Если отвлечься от того, что число т? является вероятностью и поэтому должно принадлежать сегменту [О, I], то во всех вариантах случая СФ множества (18.13) составляют трехзвенные зигзаги, а множества приемлемых для игрока 1 ситуаций суть пересечения этих зигзагов с единичным квадратом ситуаций. Возможные случаи изображены на рис. 1.11.
Далее назовем трехзвенный зигзаг левьш, если при подходе к его среднему звену оно будет расположено слева по направлению движения (рис. 1.11 а - д), и правым - в противном случае (рис. \Л{е -к).
18.6. Описание ситуаций в игре , приемлемых для игрока 2, делается симметрично проведенному в пп. 18.3-18.5 описанию приемлемых ситуаций для игрока 1.
Приемлемость ситуации {X, Y) в игре для игрока 2 означает, что
Х4.1 XAY, ХА.2 ХАУ,(18.14)
Положив Y = (7?, 1 - 7?), мы приходим к рассмотрению трех случаев:
а)7? = 1. В этом случае приемлемость ситуации (X, У) равносильна неравенству
Х4.1X4.2.(18.15)
б)7? = 0. Приемлемость ситуации (X. У) для игрока 2 означает, что ХЛ.1ХЛ.2.(18.16)
в)О < 7?< 1. Приемлемость ситуации (X, У) для игрока 2 означает, что ХА,1 =ХЛ.2.(18.17)
Согласно (18.7) соотношения (18.15), (18.16) и (18.17) могут быть соответственно переписаны в виде
где число С определяется, как ив (18.11), а «2 ~ «2 2 - «21 •
Случай С = О разбирается так же, как и при рассмотрении ситуаций, приемлемых для игрока 1. В случае С Ф О положим * = a2/Q т.е. в наших обозначениях
«? 7 - 1
Г =-----.(18.18)
«11 -«12 -«21 +«22
Приемлемые для игрока 2 ситуации составляют пересечение единичного 5.Н.Н. Воробьев65