назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [ 9 ] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60]


9

не из малоизвестных и более далеких источников. Надо надеяться, что ни у кого нз читателей не возникнет ощущения неуместности с литературной или научной точки зрения такого обращения к обыденным фактам или того вольного, как может казаться временами, оперирования примитивными явлениями или явлениями, которые в силу их сокровенного места в жизни людей нередко оказывались недоступными для рассмотрения с экономической точки зрения.

Теоретические предпосылки и подкрепленные фактами свидетельства, приводимые из более далеких источников, как и любые теоретические положения или выводы, заимствованные из этнологии, также относятся к наиболее известным и доступным, и достаточно начитанные люди до.лжны легко определять соответствующие источники. В книге поэтому не соблюден обычай ссылаться на документы и авторитетные издания. Таким же образом немногочисленные цитаты обычно узнаются достаточно легко без указания источника цитирования и приводятся большей частью для иллюстрации.

ГЛАВА I ВВОДНАЯ

Институт праздного класса получает свое наивысшее развитие на более поздней стадии существования варварской культуры, например, в феодальной Европе или феодальной Японии. В таких обществах различия между классами соблюдаются очень строго и характерной чертой классовых особенностей, имеющей поразительное экономическое значение, является различие между видами деятельности, подобающими отдельным классам. Верхние слои общества, по обычаю, освобождаются от занятий в производстве или остаются от них в стороне, за лиш! закрепляются известные занятия, которые считаются Апочетпыми». Главным среди почетных занятий является военное дело, а второе место после него обычно занимает священнослужение. Если общество на ступени варварства не отличается воинственностью, функция священнослужителя может выдвигаться на первое место, отодвигая на второй план «ратную функцию». С незначительными исключениями соблюдается правило: верхние слои общества, будь то воины или священнослужители, не заняты производственной деятельностью, и эта незанятость есть экономическое выражение их высокого положения. Индия браминов представляет собой яркий пример общества, где эти два класса не заняты в производстве. В обществах, относящихся к стадии позднего варварства, наблюдается значительное расслоение на подгруппы той социальной группы, которую можно обобщенно назвать «праздным классом»; между этими подгруппами существует также дифференциация по видам деятельности. Праздный класс в целом включает в себя представителей знати и священноелужителе!! вместе с многочисленным их окружением. Соответственно разнообразны и занятия среди этого класса, но они имеют общую экономртческую черту - непроизводительный характер деятельности. Эти непроизводительные виды деятельности высшего класса можно грубо разделить на следующие сферы: управление, военное дело, религия, спорт и развлечения.

На относительно ранних, однако не начальных стади-



ях варварства праздный класс находится в менее дифференцированном состоянии. Ни классовые различия, ни различия между сферами деятельности праздного класса еще не являются столь дробными и запутанными. На примере жителей островов Полинезии, в общем, хорошо прослеживается этот этап развития, за тем исключением, что из-за отсутствия на островах крупной дичи охота обычно не занимает в их жизненном укладе почетного места. Яркий пример дает также жизнь общества в Исландии, запечатленная в сагах. В таком обществе существуют строгие различия между классами и занятиями, присущими каждому классу. Ручной труд, производство и все, что непосредственно связано с ежедневным трудом но добыванию средств к существованию, - всем этим занимаются исключительно низшие слои. Эти последние включают в себя рабов и других зависимых людей, к которым относятся обычно и все женщины. Если аристократия делится на несколько ступеней, то женщины высхиего ранга обычно освобождаются от производственной деятельности или по меньшей мере от наиболее грубых видов ручных работ. Мужч1шы высших слоев общества ие только освобождаются, по, но предписывающему обычаю, не допускаются ни к какому участию в производстве. Сфера их занятий строго ограничена. Как уже отмечалось, па более высокой стадии развития общества это - правительственная, военная, религиозная служба, спорт и развлечения. Эти четыре направления определяют образ жизни высших слоев, а для высочайшего ранга - вождей и королей - они являются единственными видами деятельности, которые допускаются обычаем тшп здравым смыслом членов общества. В самом деле, там, где эта система хорошо развита, даже спорт и развлечения не считаются безусловно оправданными занятиями для членов самого высшего слоя общества. Для более низких слоев праздного класса возможны некоторые другие виды деятельности, но это те ее виды, которые являются вспомогательными для одного или другого из типичных занятий праздного класса. Таковыми являются, например, изготовление оружия, военного снаряжения, военных каноэ и уход за ними, содержание и дрессировка собак, лошадей, ястребов, подготовка утвари для богослужения. Низшие слои не допускаются к этим второстепенным видам почетной деятельности, за исключением тех из них, которые носят явно производственный характер и лишь отдаленно связаны с

типичными занятиями праздного класса.

Если мы сделаем шаг назад и перейдем на более раннюю ступень эволюции варварской культуры, мы уже не найдем вполне оформившегося праздного класса. Но эта низшая ступень варварства демонстрирует те обычаи, причины и обстоятельства, из которых возник нраздны!! класс, и в общих чертах показывает ранние этапы его становления. На примере кочующих охотничьих племен в различных частях света можно проследить эти менее сложные фазы дифференциации общества. В качестве примера подходит любое племя охотников Северной Америки. Едва ли можно утверждать, что у этих племен праздный класс имеет установившиеся границы. Существует разделение функций, и на основе этого разделения - различие между классами, однако освобождение от труда класса, стоящего выше других, не зашло так далеко, чтобы к нему было вполне применимо название «праздный класс». У племен, которые можно отнести к этому уровню развития, экономическая специализация доведена до такой степени, когда начинают заметно различаться занятия мужчин и женщин и это различие носит характер нротивопоставленности. Почти во всех этих племенах за женщинами, по нреднисывающему обычаю, захренляются те виды деятельности, из которых на следующем этане развиваются формы собственно производственных занятий. Мужчины освобождаются от этой грубой деятельности и оставляют за собой войну, охоту, развлечения и соблюдение обрядов благочестия. В этих занятиях различия видны очень хорошо.

Такое разделение труда соответствует различиям между работающим и праздным классами, как оказывается, и на более высших ступенях развития варварства. По мере специализации производства и размежевания по видам деятельности возникает соответствующая разграничительная линия, отделяющая производственную деятельность от ненроизводственной. Занятия мужчин, какими они являются на ранних стадиях варварства, ие становятся первоосновой, из которой впоследствии развивается какая-либо Ощутимая часть производственной деятельности. В дальнейшем эти занятия остаются в сферах, которые не причисляются к производственной деятельности, - война и политика, спортивные состязания, образование, богослужение. Единственными заслуживающими внимания исключениями являются отчасти рыбный промысел, а также



определенная деятельность, которую нельзя безоговорочно отнести к производственно!!, такая, как изготовление оружия, игрушек и предметов для занятий охотой и спортом. Практически весь ряд производственных видов деятельности развивается на основе того, что в обп];естве, находяш;емся на стадии варварства, попадает в разряд женской работы.

На низших этапах эволюции обхцества в эпоху варварства работа мужчин не менее необходима для жизни группы, чем работа, выполняемая же1!1цинами. Возможно даже, работа мужчин вносит такой же большой вклад в добывание нищи и других необходимых для группы предметов потребления. В самом деле, «производственный» характер работы мужч1!н так очев1!ден, что в трад!1цнон-ных трудах по экономике охота считается тиштчным образцом первобытной производственной деятельности. Но не так обстоит дело в представлен!!и самого охотника первобытного общества. В его собственных глазах он не работник, !! в этом отношении его нельзя ставить в один ряд с ?кенщинами и его труд нельзя приравнивать к нудной работе, выполняемой женщинами, как работу или производственную деятельность в том смысле, что непозволительно путать его усилия с усилиями последн!!х. В эпоху варварства в любом обществе пр1!сутствует глубокое понимание неравенства между работой мужч!!н и работой женщин. И хотя работа мужч1!НЬ! может способствовать поддержанию жизни группы, но она воснр!!ннмается как деятельность, связанная с обладанием определенным мастерством и силой, которые нельзя, не умаляя !ix достоинств, даже сравнивать с унылым усердием женщин.

При следующем шаге вниз по лестнице эволюции, на стадии диких групп, разделение труда становится еще менее слоЖ!!Ь!м, а вызывающие зависть различия между классами и видами деятельности - менее последовательными и жесткими. Трудно найти явные примеры первобытной культуры, в настоящее время. Мало в каких группах или общностях, которые причисляют к «диким», не обнаруживается признаков отхода от более высоких ступеней развития. Однако существуют племена, которые с некоторой степенью точности воспроизводят - в ряде случаев явно не в результате регресса - черты первобытного дикарства. Их культура отличается от варварских сообществ отсутствием праздных классов, а также - в значительной степени - и того предубеждения или духов-

ной поз!!Цпп, на которой покоится институт праздного-класса. Эти общности первобытных дикарей, где нет никакой экономической иерархии слоев, составляют лишь малую, незамет!1ую часть человеческой расы. Лучший нз имеющихся примеров этого этапа эволюции - племена of the Andamans или the Todas of Nilgiri Hills. Для уклада жизни этих племен во времена их ранних контактов с европейцами было, по-видимому, характерно почти полно» отсутствие праздного класса. В качестве дальнейших примеров можно привести племена айну, и с меньшей степенью уверенности некоторые племена бушменов и эскимосов. В тот же класс, но уже без особой уверенности, следует включить некоторые поселения индейцев. Многие,, если не все, из 1!азванпь!х общностей вполне могут оказаться случаями вь!рожде!!!!я более развитого варварства, а не носителям!! такой культуры, которая никогда не под-1!пмалась выше своего настоящего уровня. Если это так,, то на это нужно делать ск!1дку, помня о целях нашего !ic-следовання, но тем не менее эти народности могут служить св1!детельством в пользу того же вывода, как если бы ОН!! действительно представляли собой «первобытное» население.

Эти общности, где нет сложившегося института праздного класса, похожи друг на друга рядом общих черт !!Х социального устройства и образа жи,зни. Это - малые-группы с простым (архаичным) устройством; обыкновенно 0!!И миролюбивы И оседлы; они бедны; !!х индивидуальная собственность пе является преобладающей чертой в системе экономических отношений. В то не время отсюда не следует ни то, что это самые малые из существующих обтцностей, ни то, что !!х социальная структура во всех отно1пенпях менее дифференцированна; не обязательно в этот класс включаются все находящиеся на первобытном уровне общности, у которых нет сложившейся системы 1!Пдивидуально1"1 собственност!!. Но нужно заметить, что этот класс включает на!1более м!1ролюбивые - возможно, миролюбие является пх характерной чертой - первобытные группы людей. В самом деле, из черт, общих для членов так!1х общностей, наибольшего внимания заслуживает некая дружелюбная беспомощность пртг столк!!Овении с силой плп обманом.

Свидетельства, предоставляемые обычаями и чертами культуры общностей, находящихся на низкой ступени развития, указывают, что институт нра,здного класса нояв-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [ 9 ] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60]