зана с буржуазией, получает крупные доходы, и именно этн конкретные экономические интересы, а не абстрактное «общественное благо» являются основным стимулом «е производственной деятельности. Принципиальная ошибка Веблена - утверждение о существовании единых для всей научно-технической интеллигенции интересов. В этом обнаружилось характерное для Веблена нежела-лпе ана.пизпровать явления с социально-классовых позиций. Инженерно-техническая пителлигенция при капитализме чрезвычайно разнородна но своему социально-классовому составу, что опровергает тезис об «общности интересов» интеллигенции.
В сценарии будун,его у Веблена нреднолагается забастовка инженеров, которая должна завершиться установлением «нового порядка». Передача власти инженерно-технической интеллнгонцпп представляется Веблену легко достижимой: вся индустриальная система настолько завпснт от деятельности своих лидеров, что «забастовка инженеров» принесет «паралич старого порядка» и заставит предпринимателей отказаться от свопх руководящих позиций в производстве, от власти. Веблеи настолько переоценивает значение инженерно-технической интеллиген-цлп, что утверждает, будто достаточно объединен1ш лишь 1% всех инженеров п техников, чтобы «общая революция технических специалистов в промышленности завершилась успехом». Хозяйственную жнзнь страны Веблеи предлагает подчинить специально созданному «совету технических специалистов». Он рисует утопическую картину общества, которым будет руководить технократия: производство, освобожденное от власти бизнеса, функционирует для удовлетворения потребностей всех членов общества; «совет технических снецпа.чистов» осуществляет эффективное использование природных ресурсов, увеличение объема производства. Будут ликвидированы недостатки, вызванные «финансовым саботажем абсенте-истских собственников» .
Прогноз Веблена о том, что в случае гипотетического переворота вся техническая интел.чигенция поддержит его, носит явно утопический характер. Руководящий технический персонал капиталистических иредприятий заинтересован в сохранении господства буржуазии, в то время как рядовые инженеры и техники подвергаются экс-
Ibid., р. 441, 442.
плуатации со стороны капиталиста. Выдвигая тезис о возможности «революции технологических специалистов» и о необходимости поставить производство под полный контроль этих специалистов, Веблен упускает то важнейшее обстоятельство, что интеллигенция не является самостоятельным классом. Буржуазная интеллигенция не выступает носителем какого-либо способа производства и поэтому не может ни осуществить коренное преобразование, ни стать во главе нового общества.
Совершенно очевидна наивность представлений Веблена о методах реорганизации общества. Гипотеза о том, что буржуазия добровольно уступит свои привилегии и откажется от власти практически без борьбы, не выдерживает никакой критики. Технократический сценарий Веблена следует расценить как социальную утопию. Вероятно, сознавая в какой-то мере противоречивость и утопизм своей программы, Веблен не называл сроки ее претворения в жизнь и переносил ее осуществление в неопределенное будущее.
Независимо от намерений самого Веблена предложенная им программа объективно выступает не только как критика, но и как форми защиты капитализма. Изменения методов управления нроизводством недостаточно для коренного преобразования капиталистического общества. Игнорируя вопрос об эксплуатации наемного труда в условиях капитализма, Веблен не предложил искоренить ее источник - капиталистическую собственность на средства производства во всех ее формах. В этом и нашла свое проявление буржуазно-либеральная сущность теории Веблена. Своеобразие предложенного им варианта защиты капитализма состоит в том, что он применил технологический подход для затушевывания важнейших антагонизмов капиталистического способа производства, для отрицания историческо!! миссии пролетариата.
Теоретической основой технократического сценария Веблена явился технологический детерминизм: развитие техники представлялось определяющим, детерминирующим все социально-экономическое развитие. В трактовке Веблена техника, ее прогресс непосредственно влияют на надстройку, в частности на общественную психологию. Он полагал, что простая причастность человека к технике, его занятость в машинном производстве автоматически определяют его психологию, заинтересованность в лучшем функционировании индустриальной системы. Это
iipeflcTaBneHHe Веблена - вполне в духе примитивного техницизма - является глубоко ошибочным. Марксистская теория доказала, что техника влияет на социальную л духовную стороны общественной жпзни не прямо, а опосредованно, через экономический базпс: «Способ про-лзводства материально!! жизн!1 обусловливает социаль-Bbiii, пол!1тический !i духовный ироцессы жизни вообще»
В силу двойственности позиции Веблепа его социальное лицо не может быть определено однозначно. С одно11 стороны, очевидна антимонополистическая направленность его теории: он выстун!1л с мелкобуржуазной кри-THKOii ф!1нансовой олигарх1ш. С другой стороны, технологический подход, игнорирование капиталистической •эксплуатац!ш, отрицанпе ведущей рол!1 рабочего класса в нреобразовании обгцества означают затушевыва!!пе анта-гон!1стических противоречий капитализма, и в этом плане Веблен объект!1вно предстает выразителем классовых интересов всей буржуазии. Дальнейшая эволюция технологического подхода в буржуазной по.литэкономнп иодтвер-нодает это положение. По су1цеству, Веблен предложил своеобразную апологетаку, которая в наше время широко используется многими буржуазными экономистами.
* * *
«Теория праздного класса» остается самой известной работой Веблена. Почему она представляет !1нтерес для читателя?
Эта кн!1га содержит огромный заряд социального крн-т!1цизма по отношен!т!о к кап!1талист11чоскому обществу. Термины взрывной силы «демонстративное нотребленне» и «демонстративное расточение» не оставляют никаких сомнений в позиции Веблена - последовательного ниспровергателя ценностей буржуазной цивилизации. Скальпелем социальной сатиры он вскрывает ее основу - и приглашает читателя в свидетели. «Праздны!"! класс» в освещении Веблена - это napa3!iTii4ecKi!ii нарост на общественном организме, которы!"! тормозит его развитие. Демонстрация праздности - паразитизма, становится основным занятием целого класса, которы!"! превращает праздность в профессию. И каноны «достойной» демон-страци!! праздного образа ж!1зни пронизывают всю идеологию буржуазного общества, все ее разнообразные сфе-
К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 13, с. 7. -ii: ;
ры - право, религию, семью, систему выс1пего образования.
По буржуазия опасна не только ceoeii обременительно!"! для общества празднЪстью, предостерегает Веблен. Она создает ложную с!!стему ценностей, подч!1няет весь строй жт13ни молоху демонстративного расточен!1я. Именно в демонстративном потреблении, жизни напоказ Веблен в!1дит стержень созданно!"! буржуазией «денежно!! циви-л!1заци1!». В рамках этой ц!1в!!лизац!1и люд!1 не стремятся жить полнее, разумнее, добрее, ярче, нет, oh!I лишь стремятся доказать всем остальным, что у них имеется !13л!1-шек денег и вещей! - стремятся продемонстрировать этот излишек наиболее наглядным способом. И под флагом все-логлощающего стремлен!1я к деньгам и, по существу, совсем не нужным вещам проходит человеческая жизнь, низведенная цивилизацией доллара до уровня бесконечной п бессмысленной погони за денежным фетишем. В этом плане книга Веблена архисовременна: она бьет неносредственно по современной буржуазной культуре, по идеолог!!!! общоства потребления.
Веблен подчерк!1вает, и это очень важно, что своп каноны образа н\!!зни буржуаз!1я пытается навязывать всед1у обществу, всем его слоям. Орудия идеологического возде1"1ствия - средства рекламы, массовой информации- пр!1надлежат буржуаз!!и, и буржуазная система ценностей обладает высокой проникающей способностью. Представители средних !! низш!1х слоев втягиваются в изнурительную гонку за «престижным» уровнем потребления: самый ритм капитализма в принудительной форме навязывает «маленькому человеку» cboii стереотип существования- «денежный стереотип». Этот стереотип полностью подчинен принципу демонстративного потребления, он определяет буржуазные каноны, в соответствии с которыми вехи на жизненном пути - это всего лишь вехи в потреблении все новых и новых товаров. Такой стереотип существования предстает в освещении Веблена !хак убогий и бессмысленный. «Теория праздного класса» содержит не только объективное осуждение современной Веблену «цив!1лизации бизнеса» !i созданной этой ц!1в!!л!!за-Цией шкалы ценностей, ориентирующей людей лишь на потреблен!1е, но и представление об iictiihhoii сущности человека, от природы одаренного «инстинктом мастерства» и неодолимО!"! тягой к иным ценностям - знанию и труду. В этом бесспорное достоинство книги Веблена.
Есть еще один аспект, который превращает издание этой KiiHFH в дело и важное, и своевременное. Вышедшая за год до начала нашего века и неоднократно переиздававшаяся книга Веблена звучит вполне современно сейчас, через восемьдесят с лишним лет после первого издания. Ненужное и губительное для человечества производство военно-промышленным комплексом средств уничтожения людей ради бизнеса финансовой олигархии достигло астрономических масштабов. Буржуазия хищнически расточает материальные ресурсы Земли, отвлекает их от прямого назначения-удовлетворения насущных и рациональных потребностей людей. Во имя монопольно высокой прибыли крупной буржуазии индустрия нашей маленькой планеты производит мириады вещей, которые представителям вида homo sapiens не только никоим образом не нужны, но опасны и губительны для жизни человечества. В то же время людям на Земле остро не хватает хлеба, медикаментов, книг. Миллионы людей умирают каждый год от голода, погибают от болезней, так и не узнав, что такое медицинская помощь. Даже но данным буржуазной статистики, около одного миллиарда людей в капиталистических странах страдают от хронического недоедания, а свыше 700 млн. человек за всю жизнь так ни разу не смогли побывать на приеме у врача. На этом фоне особенно резко выделяются паразитизм и расточительное потребление крупной буржуазии.
Излюбленной мыслью Веблена была мысль о тупике, в который приводит человечество «денежная цивилизация». Веблен не нашел выхода из этого тупика - на базе своих методологических предпосылок он и не мог указать такого выхода. Но он первым среди буржуазных экономистов выступил с беспощадной критикой финансовой олигархии, ее паразитической сущности и идеологии, и актуальность этой критики не теряется перед лицом современности.
«Праздный» - ключевое слово в названии книги. Реалистическая картина всего комплекса фантастических ненужностей, которые влечет за собой праздность, подводит к пониманию главного: перспектива у человека одна- в развитии «инстинкта мастерства», в его естественной реализации в процессе свободного творческого труда. Надо надеяться, что именно это в первую очередь оценит советский читатель.
С. СОРОКИНА
, ВРЩИСЛОВИБ
Цель данного исследования - выяснить место и значение праздного класса как экономического фактора в жизни современного общества. Однако практически оказалось невозможным сузить рассмотрение этого вопроса, строго придерживаясь таким образом намеченных границ: какое-то внимание но необходимости уделяется происхождению и пстории развития института праздного класса, а также тем характерным чертам общественной жизни, которые обычно не причисляются к чертам экономическим.
Некоторые моменты изложения развиваются на основе тех данных экономическох! теории Х1ли обобщенных фактов этнологии, которые могут оказаться в какой-то степени незнакомыми читателю. Вводная глава в общих чертах раскрывает природу этих теоретических иредносылок - достаточно, как мы надеемся, для того, чтобы избежать неясности изложения. Принятая нами теоретическая позиция в более явном виде излагается в ряде статей, опубликованных в четвертом томе «Америкэи д/корнэл оф со-циолоджи» под рубриками «Инстпикт мастерства и изнурительность труда», «Истоки собственности» и «Статус женщин в эпоху варварства» {American Journal of Sociology, «The Instinct of Workmanship and the Irksomeness of Labour*, «The Beginnings of Ownership*, and «The Barbarian Status of Women*). Однако содержание книги не основывается лишь на этих - отчасти непривычных - выводах таким образом, чтобы она совсем утратила свою возможнную ценность как часть экономической теории в том случае, если бы эти непривычные выводы оказались в нредставленхш читателя недостаточно обоснованными или недостаточно авторитетными.
Отчасти из соображений удобства, отчасти в силу того, что не столь велика возможность неправильного нони-мания тех явлений, которые знакомы всем людям, для иллюстрации или для подкренления теоретических выводов взяты непосредственно наблюдаемые или общеизвестные факты преимущественно из повседневной жизни, а