церковь, известную под названием Армия спасения *. Она до какой-то степени набрана из преступников низших слоев и, видимо, заключает в себе, особенно в числе своих офицеров, ненропорционально больше людей со спортивными биографиями, чем та доля, которую составляют такие люди от общего числа паселенпя. Прямое отношение к обсуждаемой теме имеет университетская атлетика. Как утверждается выразителями стихии благочестия в университетской жизни - и, видимо, нет оснований оспаривать это заявление, - люди, нужные для проведения атлетических состязаний, находятся среди студентов любого колледжа в Hameii стране и оказываются вместе с тем преимущественно людьми набожными; по крайней мере они предаются соблюдению обрядов благочестия в большей степепи, чем в среднем те студенты, чей интерес к атлетике и другим видам университетской спортивной деятельности не так ярко выражен. Такой факт вполне согласуется с теорией. Попутно можно заметить, что с некоторой точки зрения это как раз и придает достоинство университетской спортивной жизни, атлетическим состязаниям и их участникам. Нередко случается, что университетские спортсмены посвящают себя религиозной пропаганде как основному или второстепенному виду деятельности; и что характерно, такие люди чаще всего становятся проиаган-дистами одного из наиболее антропоморфических культов. В своих проповедях они склонны настаивать главным образом на отношении статуса, господстве антропоморфического божества над человеческой личностью.
В студенческой среде такая тесная связь между атлетикой и обрядами благочестия - явлехше достаточно известное; однако тут есть одна характерная особенность, на которую не обращалось внимания, несмотря на ее достаточную очевидность. Религиозное рвение, которое сильно распространено в стихни университетской спортивной жизни, имеет особенную тенденцию выражаться в бездум-HOii благочестивости и самодовольной покорности загадочному провидению. Поэто.му обычно оио приводит индивида
мия спасения основана в 1863 г. Вильямом Бутом; религиозная филантропическая организащш евангелического направления; насаждает религиозность независимо от вероисповедания; по структуре напоминает армию: имеет офиперов и рядовых которые носят форму. - Прим. перев.
В какую-либо нецерковную религиозную организацию, занимающуюся распространением религии в общедоступных формах, как это делает, например. Ассоциация люлодых христиан, или Общество молодежи христианского стремления *. Эти светские по форме группировки оргапизовапы для содействия «практической» религии; и словно для того, чтобы подтвердить занимаемую ими позицию и установить прочную, тесную связь между спортивным темпераментом и архаической благочестивостью, эти нецерковные группировки обычно направляют значительную часть своих усилий на помощь атлетическим состязаниям и прочим спортивным играм, связанным с азартом и ловкостью. Можно было бы даже сказать, что спорт такого рода имеет известную притягательную силу. Его явно можно использовать в качестве средства привлечения новых приверженцев и способа поддержания благочестивых настроений у тех, кто уже стал на путь веры. Другими словами, спортивные состязания, упражняющие анимистическое чувство и развивающие склонность к соперничеству, способствуют формированию и сохранению того склада ума, которому близкх! эти более доступные религиозные культы. Таким образом, спортивная деятельность, попадая в руки организаторов нецерковных религиозных группировок, начинает служить испытательным или нодготовнтельны.м этаном для той духовной жизни, более полное раскрытие которой является привилегией только лиц, прошедших причащение по всей форме.
Тренировка сопернических и нримитпвных анимистических склонностей, по существу, содействует соблюдению обрядов благочестия, и сей факт не должен вызывать никакого со.мнения уже в силу того, что духовенство многих вероисповеданий следует в этом отношении примеру светских группировок. Особенно те церкви, которые ближе других к светским организациям в их настоянии на практической религии, нредирнпяли определенные шаги к принятию таких же мер по воспитанию нравов, что не мешает соблюдению традиционных обрядов благочестия. Так, существуют «бригады мальчиков» и другие организации.
* Ассоциация молодых христиан - религиозно-благотворительная организация, существует по сей день; занимается популяризацией религии среди молодежи, особенно юношей; содержит общежития, клубы и т. п. Вторая организация ныне не существует. - Прим. перев.
официально поддерживаемые церковью, действие которых направлено на развитие склонности к соперничеству и чувства статуса в юных членах прихода. Эти псевдовоенные организации Илмеют тенденцию разрабатывать и подчеркивать склонность к соперничеству и завпстническому сравнению, таким образом укрепляя наивную способность к различению и одобрению отношения личного господства и подчинения. И веруюш;ий является лицом, очень хорошо умеющим повиноваться и благосклонно принп-мать наказание.
Однако тот образ мысли, который воспитывается и сохраняется этими ритуалами, составляет лишь половину сущности антропоморфических культов. Другой, взаимодополняющий элемент благочестивого образа жизни - анимистический склад ума - укрепляется и сохраняется еще одной областью деятельности, организуемой с одобрения церкви. Это - разряд азартных мероприятий, за типичный образец которых можно взять церковный благотворительный базар или вещевую лотерею. Указывая и» степень узаконеяности этих мероприятий в связи с собственно соблюдением обрядов благочестия, нужно за.ме-тить, что эти вещевые лотереи, а также подобные тривиальные благоприятные возмонности для азартных игр, видимо, более действенно прельщают простых членов религиозных организаций, чем .чиц, имеющих менее благочестивый склад ума.
Все это говорит, видимо, о том, что, с одной стороны, людей приводят к занятиям спортом, как и к антропоморфическим культам, одни и те же черты характера, а, с с другой стороны, что это усвоение спортивной привычки, особенно в отношении занятий атлетикой, может быть наиравлено на развитие склонностей, находящих удовлетворение в соблюдении обрядов благочестия. Очевидно также, что и, наоборот, усвоение привычки соблюдать обряды благочестия способствует развитию и распространению склонности к атлетике и всем спортивным играл!, дающим свободно проявляться привычке завистнического сопоставления и обращения к судьбе. В основном один и тот же ряд склонностей находит выражение и в Toii, !i в другой области духовной жизни. Человеческая натура варвара, в которой преобладают хищнический инстинкт и анимистическая точка зрения, склонна и к благочестию, и к спорту. Хищнический склад ума включает в себя подчеркнутое чувство личного достоинства и твердое представление о
(Положении индивидов по отношению друг к другу. Структура общества, в которой хищнический склад ума стал господствующим фактором ири формировании институтов, является С!1стел1011, основанной на статусе. Норма, пронизывающая хищн!1ческий жизненр!ый уклад, - это отношение вышестоящих и ппнсестоящих, знатных и низких, господствующих и подчиненных лиц и социальных групп, отношение хозяина и раба. Антропоморфические культы передавал!тсь из поколения в поколение, начиная с той, хищнической, стад!ти развития производства и сфорл!иро-вались по той же схелщ эконол1ического разделения - разделения на потребителя и производителя - и их пронизывает тот же дол!инирующий припц!1н господства и подчи-ненпя. Эти культы приписывают их божествам образ мысли, соответствующий той стадии эконол!ического разделения, на которой эти культы приняли определенную форлру. Антропол!орфическое божество, как понимается, является щепетильнылг во всех вопросах первенства и склонно к утверждению своего господства и деспотическому проявлеп!1Ю власти - пр!!вычному применению силы в качестве окончательного вершителя судеб.
В более поздних зрелых форл1улировках антропоморфической веры это обыкновение господствовать, приписываемое сначала божеству ужасного облика !i непостижимой власти, сл1ягчается в образе «бога-отца». Ду.ховная позиция и способности, приписываемые сверхъестествен-нол1у агенту, все еще относятся к режиму статуса, но ири-вт1ают теперь форму патриарха.тьного ук.тада, характерного для квазил!пролюбивой стадии развития общества. Все же нужно за.метпть, что даже в этой продвинутой стадии культа при соблюде!!Ии обрядов, в которых благочестивость находит свое выражение, люди стремятся умилостивить божество, превознося его величие и славу и изображая подчинение и верность вассалов. Акт ул1ило-стивле!!ия !1ли иок.чонеиия рассчитан на то, чтобы польстить чувству статуса, которое ирии!1сывается той зага-Д0ЧИ011 власти, к которой так обращаются. Са.мь!ми популярными формал1и обращения за милостью все еще являются те, которые содержат в себе и.чи нодразул1ева!От завистническое сопоставление. Верность и преданность по отношению к личности антропоморфического общества, наделенного такил1И архаичпь!Л!и свойствами человеческой натуры, предполагают наличие похожих склонностей у самого приверженца веры. Применительно к целял! эконо-
мической теории, отношение вассальной зависимости, будь, то от материальной или внематериальной личности, нужно-рассматривать как ту или иную разновидность личного подчинения, которое составляет столь значительную долю в хищническом или квазимиролюбивом жизненном укладе.
Имеющееся у варвара представление о божестве как о воинственном предводителе, склонном к властной манера-правления, сильно смягчилось вследствие тех более кротких манер и того более умеренного образа жизни, которые характеризуют этапы развития общества, лежащие между стадией раннего хищничества и настоящим временем. Однако даже после такого укрощения благочестивого воображения и последующего затухания тех более грубых черт-поведения и черт характера, которые принято приписывать божеству, в общем понимании божественной натуры п темперамента все еще остается очень существенный след представлений варвара. В результате получается, что при характеристике божества и его отношений с процессом жизни человеческого общества выступающие и пишущие все еще в состоянии эффективно воспо.льзоваться образными сравнениял1и, заимствованными из военной лексики пли из лексики хищнического образа жизни, так же и выражениями, которые содержат в себе элементы завистпического сопоставления. Образные средства такого рода прекрасно достигают своей цели даже в наши дни при обращении к наименее воинственной аудитории, состоящей из приверженцев веры в ее наиболее мягких вариантах. Такое эффективное употребление варварских эпитетов и оснований образного сравнения людьми, выступающими перед народом, говорит в пользу того факта, что современ-ное поколение сохранило живое восприятие чувства собственного достоинства, черт и качеств варвара; оно говорит также о том, что между благочестивой позицией и хищническим складол! ума существует некоторое соответствие. Если благочестивое воображение молящихся и заставляет их испытывать отвращение, когда объекту их поклонения приписываются свирепые эмоции и карающие действия, то лишь по зрелом размышлении. Обычному наблюдению доступен тот факт, что кровожадные эпитеты, применяемые при описании божества, в общем понимании обладают большой ценностью по красоте и почетности. Другими словами, намеки, содержащиеся в этих эпитетах, вполне приемлемы для нашего бездумного восприятия.
Моим глазам открылось в сиянии явление господне
Величественный он топчет гроздья гнева Свет молний роковых рождает взмах его ужасного меча
И шествует по свету дальше истина его
Направляющий образ мысли благочестивого лица развивается на уровне архаичного жизненного уклада, прак-тическп пережившего период своей эффективности для удовлетворения экономических потребностей современной «ол.лективной жизни. В той мере, в какой организация экономики соответствует потребностям современной коллективной жизни, она пережила режим статуса, и отношение личного рабского подчинения является в ней бесполезным и неуместным. В том, что касается экономической эффективности общности, чувство личной вассальной зависимости и тот общий склад ума, который в этом чувстве выражается, являются пережитками, не дающими развиваться новому п препятствующими достаточному приспособлению социальных институтов к существующей ситуации. Прозаический склад ума, который больше всего годится для целей миролюбивой, производственной общности, - это тот, при котором материальные явления расцениваются просто как элементы механической последовательности, не скрывающей ничего другого. Это - тот умственный настрой, которы!! не приписывает инстинктивно ве-ща.м какого-то анимистического предрасположения и ие обращается к сверхъестественному вмешательству как к объяснению приводящих в недоумение явлений, а также не полагается на то, что невидимая десница придаст событиям полезный для человека ход. Чтобы это в современных условиях соответствовало требованиям наивысшей в вопросе экономической эффективности, «мировой ироцесс» до.лжен привычным образом пониматься с точки зрения поддающихся количественной оценке бесстрастных сил и последовате-льности событий.
С точки зрения современных экономических потребностей благочестивость во всех, пожалуй, случаях нужно рассматривать как явление, сохранившееся от более ранней стадии жизни в сообществе, т. е. как признак задер-
"""первые строчки старинного религиозного гимна, популярного в США.