тя встречаются также ситуации, когда хищнические, характерные для мальчишеской жизни черты не появляются вовсе или самое большее появляются лпшь в незначительной или незаметной стеиепи.
У девочек переход к хищнической стад1П1 редко осуществляется столь же полно, как у мальчиков, и в сравнительно большом числе случаев он пе происходит вовсе. В таких ситуациях переход от раннего детства к отрочеству и зрелости является ностененпым и неразрывным процессом смещения интересов от инфантильных целей и снособпо-стей к целям, функциям и отношениям взрослой жизни. У девочек реже наблюдается хищнический период в развитии, а в тех случаях, когда он имеет место, хищническая и обособленческая позиция в течение этого промежутка является обычно менее подчеркнутой.
Хищнический промежуток в развитии ребенка мужского иола обыкновенно выражен довольно хорошо и длится в течение какого-то времени, по с достижением зрелости обычно заканчивается (если вообще заканчивается). Это последнее утверждение, возможно, требует весь.ма существенного уточнения. Отнюдь не редки случаи, когда переход от мальчишеского темперамента к взрослому пе совершается 1[ли совершается лпшь частично - пошшая под «взрослым» темпераментом средний темперамент тех взрослых индивидов в современной производственной жизни, которые обладают известной полезностью для процесса коллективной жизни с ее задачами и которые составляют, как можно, следовательно, сказать, реальную среднюю величину производствеппой общности.
Этнический состав населения в европейских странах различен. В ряде случаев даже низшие слои в значительной мере состоят из нарушающих общественный порядок долихоблондов, в то время как в других этот этнический элемент обнаруживается главным образом средхт наследников праздного класса. Привычка драться, видимо, менее широко распространена среди детей трудящихся классов низшей группы населения, чем среди подростков из верхов или среди подростков из стран, названных первыми.
Если бы этот вывод относительно подростков трудящихся классов был найден справедливым при более полном и тщательном рассмотреиин данного вопроса, он подкрепил бы ту точку зрения, что воинственный темперамент является в ощутимой степени характерным признаком расы;
он, видимо, более широко проявляется в складе господствующего этнического типа - долихоблонда - в европейских странах, чем в тех уступающих ему этнических типах низших слоев, которые, как понимается, составляют основную массу населения тех же общностей.
Может показаться, что пример с подростком не имеет серьезного отношения к вопросу о том, в како11 степени наделены доблестью те или иные социальные группы; однако он представляет собой по крайне мере некоторую ценность, способствуя демонстрации того, что боевой порыв свойствен более архаичному темпераменту, нежели тот, которым обладает средний взрослый из трудолюбивых слоев общества. В этой характерной особенности, как и во многих других, ребенок в течение некоторого времени воспроизводит в миниатюре ряд начальных этапов развития человека. Предрасположенность лхальчика к подвигам и к обособлению своих интересов нужно рассматривать как атавистический возврат к человеческому характеру, нормальному для культуры раннего варварства, т. е. культуры собственно хищнической. В этом, как и во многих других отношениях, характер представителя ираздпого класса и характер правонарушителя обнаруживает неренесеиие во взрослую жизнь и сохранение на ее протяжении черт, которые являются нормальными для детства и юности и которые оказываются также нормальными или обычными для ранних ступеней развития культуры. Черты, отличающие развязного преступника и щепетильного до мелочей праздного господина - если только это различие не сводится полностью к фундаментальному различию между существующими этническими тинахми, - являются в какой-то мере признаками задержанного духовного развития. По сравнеппю с тон стадией, которой достигает в среднем взрослое население современной ироизводствепной общности, эти черты характеризуют фазу незрелости. И мы вскоре увидим, что сей незрелый духовный склад этих представителей верхов и низов общества обпаругкпвается также в сочетании с другими чертами, отличными от этой склонности к жестоким подвигам и обособленности.
Как будто для того, чтобы не оставалось никаких сомнений насчет свойственной воинственному темпераменту незрелости, мы имеем, покрывая промежуток между периодом, законно отводимым детству, и взрослой жизнью, пусть бесцельные и шаловливые, однако более илп менее систематические и намеренные нарушения общественного
порядка, популярные среди школьников более старшего возраста. В обычного рода случаях эти беспорядки не выходят за границы периода отрочества. Когда юность вливается во взрослую жизнь, они повторяются все реже и с меньшей остротой и, таким образом, воспроизводят, вообще говоря, в жизни индивида ту последовательность, в которой группа переходила от хищнического к более спокойному образу жизни. В ощутимом числе случаев духовное развитие индивида подходит к своему завершению раньше, чем он выходит за пределы этого незрелого периода; тогда воинственный характер сохраняется в течение всей жизнп. Следовательно, те индивиды, которые в их духовном развитии в конце концов достигают возмужания, обычно проходят через временную архаическую фазу, соответствующую постоянному духовному уровню сражающихся и за-иимащихся спортом мужей. Естественно, различные индивиды в разной степени будут достигать духовной зрелости и трезвых взглядов, и те из них, кто ие достигает среднего уровня, остаются пережитком грубой человеческой природы п фоном для того процесса адаптации и отбора, который паиравлен на повышение производственной эффективности и иолиоту жизни коллектива.
Это задержанное духовное развитие может выражаться не только в непосредственном участии взрослых в жестоких подвигах юношей, по также косвенно, в содействии и поощреипи такого рода беспорядков, чинимых более молодыми людьми. Оно тем самым способствует форл1ированию жестоких привычек, которые будут продолжать свое существование в дальнейшей жизни подрастающего поколения, задерживая, таким образом, всякое движение но наирав-леипю к более миролюбивому темпераменту части общества. Если человек, столь наделенный склонностью к подвигам, имеет возможность направлять развитие привычек в юных членах общества, влияние, которое он оказывает в плане сохрапепия пережитков доблести и атавистического возврата к доблести, может быть очень значительным. Именно таково, например, значение отеческой заботы, расточаемой многими священниками и прочими столпами общества на «бригады мальчиков» * и аналогичные ировоеп-ные организации. То же справедливо в отношении потворствования развитию «духа колледжа», занятий спортом в
* Добровольная военизированная организация с таким названием основана в 1883 г. в Англии. - Прим. перев.
университетах и тому подобного, что наблюдается в высших учебных заведениях.
Все эти проявления хищнического темперамента нужно отнести к доблести. Частично они являются простыми и необдумапными выражениями свирепой сопернической позиции, частично - действиями, на которые идут умышленно, с видом на обретение славы за доблестные подвиги. Тем же общим свойством обладает спорт всех видов, включая состязания па приз, бои быков, атлетические игры, стрельбу, рыбную ловлю, парусный спорт и настольные игры, включая даже те виды спорта, где элемент физической подготовленности к уничтожению не является чертой, бросающейся в глаза. При переходе от одного вида спорта к другому происходит незаметный переход от лежащего в основе спорта боя врагов - через ловкость - к хитрости и мошенничеству, причем ни в какой момент этого перехода границу провести невозможно. Основанием пристрастия к спорту является архаичный духовный склад - обладание хищнической склонностью к соперничеству со сравнительно высокими потенцр1альными возможностями. Сильная предрасположенность к авантюрному подвигу и к причинению ущерба особенно ярко выражена в тех занятиях, которые в разговорной практике носят особое название - увлечение спортом. Возможно, более справедливым или по крайней мере очевидным в отношении спорта, неяели других способов выражения хищнического соперничества, о которых уже говорилось, является то, что хищнический темперамент, склоняющий людей к спорту, есть темперамент мальчишеский. Пристрастие к спорту, следовательно, в особенной степени характеризует задержанное развитие нравственной природы человека. Это особенное ребячество в темпераменте занимающихся спортом мужчин сразу же становится очевидным, когда внимание направляется па изрядный элемент игры, наличествующий во всякой спортивной деятельности. Эту характерную особенность воображать себя кем-то, сиорт делит с теми играми и подвигами, к которым привычным образом склонны дети, особенно мальчики. Притворство не входит в равной мере во все виды спорта, но во всех имеется в весьма ощутимой степени. Очевидно, что оно присутствует в большей мере в собственно увлечении спортом и в атлетических соревнованиях, чем в настольных играх, носящих менее подвижный характер; хотя может оказаться, что это правило пе обладает сколь-нибудь значительным единообразием применения. Можно,
например, заметить, что даже очень мягкосердечные и лишенные фантазии люди, выходя на охоту, склонны брать с собой избыток оружия п личного снаряжения для того, чтобы поразить свое собственное воображение серьезностью их предприятпя. И ходят такие охотники важным, театральным шагом, а подкрадываясь к добыче п бешено ее атакуя, что предполагается их геройскими подвигами, онп склонны к тш;ательно продуманному преувеличению своих двинхопий. Подобным образод! в атлетике почти неизменно присутствует изрядная доля и напыщенности, и важничанья, и показной таинственности - черт, характеризующих театрализованный характер этих занятий. Все это, безусловно, напоминает игру ребяческого воображения. Спортивный жаргон, между прочим, составлен из крайне агрессивных выражений, заимствованных пз терминологии, используемой для обозначения приемов ведения войны. За исключением тех случаев, когда он выбирается как необходимое средство тайной связи, жаргон в каком угодно занятии нужно, вероятно, понимать как свидетельство того, что рассматриваемое занятпе оказывается по существу игрой.
Еще одной характерной чертой, которой спорт и охота отличаются от дуэли и ей подобных нарушений обществен-иого спокойствия, является та особенность, что они допускают приписывание им мотивов, отличных от порывов доблести и жестокости. Если при этом имеются какие-либо другие мотивы, то, вероятно, в любом конкретном случае они будут несущественны, но тот факт, что увлечение охотой и спортом нередко нрпппсывается другим ирнчипам, подтверждает их присутствие на втором плане. Охотники и рыболовы имеют привычку в качестве побуждений, объясняющих проведение досуга излюбленным ими способом, приписывать себе любовь к природе, потребность в развлечении и тому подобное. Такие мотивы, конечно, нередко присутствуют, составляя часть той привлекательности, которой обладает образ жизнп рыболова-охотника, однако они пе могут являться главными. Эти официально признаваемые потребности могли бы легче и полнее удовлетворяться, не сопровождаясь систематическим приложением усилий к лишению жизни тех созданий, которые составляют существенную часть той самой так любимой охотниками «природы». Нужно признать, что самы.м заметным следствием деятельности охотников является поддержание природы в состоянии хронического опусто-
шения путем отстрела всего живого, что они только в сн-лах уничтогкпть.
И все-таки остается основание для заявления спортслге-на, что присуществующей систелю условностей его потребность в отдыхе и контакте с природой лучше всего можно удовлетворить именно выбираемым им способом. Определенные каноны хорошего воспитания навязаны предписывающим примером хищного праздного класса в прошлом и были с приложением известных усилий сохранены в употреблении современными представителями этого класса; и эти каноны не позволят ему, не подвергаясь осуждению, пытаться вступать в контакт с природой па каких-то других условиях. Охота и спорт, будучи занятиями, доставляющими почет, переданными по наследству культурохт хищничества в качестве наиблагопристойнейшего досуга на каждый день, стали едтхственной формой деятельностн, осуществляемой под открытым небом в полном согласии с требованиями декорума. Среди непосредственных побуждений к охоте с ружьем и рыбной ловле, далее, может быть потребность в развлечении и отдыхе вне дома. Более отдаленной причиной, ставящей в качестве необходимого условия стремление к этим целям непременно в виде систематического кровопролития, является предписание, нарушить которое нельзя без риска потерять репутацию и вследствие этого нанести ущерб своему самодовольству.
До какой-то степени аналогичным образом обстоит де,ло с другими видами спорта. Из этих других видов самый лучший пример - атлетические состязания. Здесь, безусловно, также налицо обычай, предписывающий то, какие формы деятельности, физической тренировки п отдыха являются иозволительными по кодексу прави.л достойного уважения существования. Те, кто имеет пристрастие к за-нятиям атлетикой или восторгается ею, выдвхпают заяв.ле-нпе, что такие занятия предоставляют наиболее доступное средство отдыха и «физической культуры». А моральную поддержку этому заявлению дает предписывающий обычай. Дело в том, что каноны приличного существования исключают из уклада жизни праздного класса всякую деятельность, которую нельзя отнести к разряду демонстративной праздностп. И вследствие этого они имеют тенденцию исключить ее посредством предписания из уклада жизни всей общности. В то же время бесцельное физическое напряжение является нестерпимо противным и скучным. Как было замечено в другой связи, в таких слу-