могло бы быть, если бы не наставления и пример праздного класса. В качестве одного канала, и канала важного, по которому происходит такое «переливание» аристократических взглядов на жизнь, а следовательно, до некоторой степени архаичных черт характера, можно упомянуть класс домашней прислуги. У нее понятия о том, что хорошо и красиво, сформировались в контакте с классом хозяев, и она, таким образом, приносит их в среду своих низ-корожденпых собратьев, распространяя таким путем высокие идеалы по всему обндеству без той потери времени, которую в противном случае могло бы потребовать это распространение. Смысл поговорки «Каков хозяин, таков слуга» имеет большее значение для скорого принятия массами целого ряда элементов культуры верхов, чем это обыкновенно принимается во внимание.
Есть и еще одна область явлений, уменьшающих различия между классами в отношении сохранения денежных достоинств. Денежная борьба порождает «класс недоедающих», имеющий значительные размеры. Недопотребление заключается в нехватке необходимого для существования или для приличного расходования. В обоих случаях результатом является острая вынужденная борьба за средства для покрытия повседневных потребностей, будь это потребности физические или высшие. Напряженное самоутверждение на фоне неравенства отнимает все силы индивида; он направляет все свои усилия па достижение исключительно одних только своих завистнических целей и постепенно становится все более эгоистичным. Черты трудолюбия, оказавшись, таким образом, без применения, имеют тенденцию к устареванию. Косвенным образом, следовательно, навязывая низам систему денежной благопристойности и лишая их, насколько только можно, средств к жизни, институт праздного класса активно содействует сохранепию денежных черт характера в массе населения. Результатом этого является ассимиляция нижележащих слоев общества с тем типом человеческой природы, который иервопачальпо свойствен только верхам.
Поэтому кажется, что пет большой разницы в темпераменте между верхними и нижними слоями общества, но представляется также, что такое различие отсутствует большей частью благодаря предписывающему примеру праздного класса и всеобщему принятию тех же общих принципов демонстративного расточительства и денежно-
го соперничества, на которых основывается институт праздного класса. Этот институт способствует спнжепию эффективности общественного производства и препятствует приспособлению человеческого характера к требованиям, выдвигаемым современным производством. Он в консервативном плане воздействует на получающие широкое распространение или дающие положительные результаты свойства человеческого характера (1) непосредственной передачей архаичных черт через наследование внутри класса и всякий раз, когда кровь праздного класса сливается с неблагородно!! кровью, и (2) сохраняя и укрепляя традиции архаичной системы и такпм образом предостав-1 ляя большую возмож!!ость ДЛЯ выживания варварских § черт также и за пределами кровных связей праздного класса.
1 Если и были предприняты какие-то усилия, то весьма I незначительные в направлении сбора и обработки данных, имеющих особое значение для решен1!Я вопроса о том, какие черты среди населения современных стран сохраняются, а какие подвергаются элиминации. Поэтому мало существеппых факторов хможно предлол<1!ть читателю в поддержку принятой здесь позиции, помимо беглого обзора тех явлений повседневной жизни, что лежат !та поверхности. Такое перечислен!1е фактов едва ли молет не оказаться банальным и утомительным, но, несмотря на все это, даже в том скудном очерке, в виде которого здесь предпринимается попытка изложения нашей позиции, оно представляется необходхгмым для полноты этого изложе-иия. Мож!то поэтому заранее прос1!ть читателя о снисходительном отношении к последующ!!м главам, в которых предлагаются фрагменты такого рода перечис.че1!ия.
ГЛАВА X
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРЕЖИТКИ ДОБЛЕСТИ
Праздный класс живет скорее рядом с производственной общностью, чем в ней самой. Его отношения с промышленным производством являются в большей степени отношениямп денежного, чем производственного рода. Допуск в праздный класс открывается проявлением денежных способностей - способностей к приобретению, а не к полезной работе. Поэто1[у происходит непрерывное отсеивание людей, составляющих праздный класс, и отбор этот происходит на основанпи пригодности для денежного поприща. Но образ жизни праздного класса, большей частью унаследованный от прошлого, воплощает в себе многие обычап и идеалы периода раннего варварства. Этот архаичный, варварский образ жизни, теряя до некоторой степени свою силу, навязывается также низшим слоям. В свою очередь стиль жизни, общепринятых условностех! в процессе отбора и воснитания формирует составляющих общество 1ШДИВИД0В, и его действие направлено главным образом на сохранение характерных черт, привычек и идеалов, относящихся к началу века варварства, - эпохе доблести и хищничества.
Самым определенным и непосредственным выражением тех архаичных свойств, которые характерны для человека на хищнической стадии, является собственно склонность к~ сражению. В тех случаях, когда хищническая деятельность является коллективной, эта склонность нередко называется воинственным духом или в последнее время патриотизмом. Нет нужды проявлять настойчивость, чтобы доказать справедливость утверждения, что в цивилизованных странах Европы наследственный праздный класс наделен этим воинственным духом в большей степени, чем средние слои. В самом деле, праздный класс претендует на доблесть как предмет своей гордости, и, конечно, не без оснований. Война - занятие почетное, а воинская до-
блесть в глазах большей части людей заслуживает выдающегося почета; и само это восхищение военной доблестью является ручательством того, что поклонник войны обладает хищническим темпераментом. Боевой энтузиазм и хищнический склад характера, показателем которого он является, находит самое широкое распространение среди верхних слоев общества, особенно среди наследственного праздного класса. Кроме того, официальным серьезным занятием праздной верхушки является управленпе обществом; по своему происхождению и но тому содержанию, которым оио наполнялось в процессе своего развития, это занятие является также хищническим.
Единственной социальной группой, которая вообще могла бы носиорить с праздным классом в чести привычного обладания воинствующим расположением духа, является социальная группа правонарушителей из низов. В обычные времена значительная часть основной массы социальных групп, занятых в производстве, относительно безразлична к военным интересам. Когда она не возбуждена, эта основная масса рядовых людей, составляющая действенную силу производственной общности, пргтает отвращение ко всему другому сражению, кроме оборонительного; в действительности она несколько запоздало реагирует даже на побужденпе к принятию оборонительной позиции. В более цивилизованных общностях, или, вернее, в общностях, которые достигли высокого уровня развития промышленного производства, дух военной агрессии, можно сказать, устарел среди простого народа. Из этого не следует, что средп производственных слоев находится малое число индивидов, в ком воинственный дух заявляет о себе навязчивым образом. Это не говорит также о том, что нельзя на время разжечь воинственный пыл в основной массе народа при стимуле, обладающем особой побудительной силой, таком, какой в наши дни люжпо В1[деть в действии в ряде стран Европы и на настоящий модшпт - в Америке. Однако за исключением нерподов временного возбуждения и за исключением индивидов, которые наделены архаичным темпераментом хищнического типа, вместе с подобным образом одаренной массой индивидов среди высших классов и низов общества инертность большей части любой современной цивилизованной общности в этом отношенип, вероятно, так велика, что делает войну, кро.л1е случаев действительного вторжения, практически неосуществимой. Привычки и способности рядовых людей направлены на
развертывание деятельности в сферах менее «живописных», нежели война.
Это различие между классами по темпераменту существует, быть может, частично благодаря различию в наследовании благоириобретепных черт в отдельных социальных группах, но, видимо, оно также соответствует в какой-то мере различиям в происхожденип той или иной этнической группы. Различие между классами в этом отношении менее заметно в тех странах, население которых относительно однородно в этническом плане, чем в странах, где существует более широкое расхождение между этническими элементами, составляющими отдельные слои общества. Б той же связи можно заметить, что в странах с широкими этническими различиями более позднее пополнение праздного класса, вообще говоря, обнаруживает меньше воинственного духа, чем современные представители аристократии, имеющей древнюю родословную. Эти nouveaiix arrives выдвинулись из общей массы населения за последнее время и обязаны своим выдвижением в праздный класс проявлению характерных черт и склонностей, которые уже нельзя отнести к разряду доблести в древнем смысле.
Кроме собственно военной деятельности, выражением той же повышенной готовности к бою оказывается также институт дуэли, и дуэль является установлением праздного класса. По существу дуэль - это более или менее намеренное обращение к сражению как к последнему средству урегулирования расхождения во мнениях. В цивилизоваи-ных общностях она только там распространена как обычное явление, где есть наследственный праздный класс, и почти только в его среде. Исключения составляют (1) военные и морские офицеры, которые обыкновенно являются членами праздного класса и в то же самое время специально обучены хищническому образу мышления, и (2) правонарушители из низов, которые но наследственности или по \ воспитанию или по тому и другому вместе подобным образом расположены и привычны к хищничеству. К драке как к универсальному разрешению расхождений во мнениях обычно обращаются только благовоспитанные господа да хулиганы. Простой человек обыкновенно станет драться тогда, когда подавлению более сложной реакции на стимулы, вызывающие раздражение, будет содействовать преходящий гнев или алкогольное возбуждение. Он возвращается тогда назад, к более простым, менее видоизмененным
формам инстинкта самоутверждения, иначе говоря, в нем временно и бессознательно проявляются атавистические признаки архаичного образа мышления.
Этот ийститут дуэли как способ окончательного улаживания споров и разрешения серьезных сомнений в первенстве постепенно переходит в песпровоцированпую частную драку из чувства долга, понимаемого как обязательство перед обществом, налагаемое добрым именем. В качестве нраздносветского обычая такого рода мы имеем, в частности, немецкую студенческую дуэль, этот эксцентричный пережиток воинственного рыцарства. В низшем или фальшивом праздном классе правонарушителей во всех странах существует подобное, хотя менее официальное, обязательство: хулиган должен утвердить свою мужествеп-пость в ничем не вызванной схватке с его товарищами. И, распространяясь по всем сословиям общества, подобная практика находит широкое распространение среди подростков данной общности. Изо дня в день мальчик обычно усваивает до мелочей, как располагаются он и его товарищи в играх по степени их относр1тельной способности драться; и в сообществе подростков обычно пе будет прочного уважения к тому, кто, как исключение, не станет или не сможет драться, когда его позовут.
Все это особенно применимо к подросткам, достигшим определенного, несколько размытого порога зрелости. В период раннего детства и в годы тщательной опеки, когда ребенок в повседневной жизни еще по привычке на каждом шагу ищет контакта с матерью, его темперамент обычно не соответствует такому описанию. Во время этого раннего периода агрессивность и враждебность проявляются мало. Переход от миролюбивого характера к .хищническому и в чрезвычайных случаях злостному озорству происходит у мальчика постепенно и в одних случаях завершается более полно, в других - менее полно. На ранней стадии развития ребенка, будь то лшльчик или девочка, обнаруживается меньше инициативы в агрессивном самоутверждении и склонности к обособлению своей личности и своих интересов от домашнего окружения, в котором ои живет, ребенок обнарулнтвает больше чувствительности к упрекам, застенчивости, робости, а также нуждается в дружелюбном человеческом отношении. В обычного рода случаях такой зарождающийся темперамент переходит путем постепенного, но довольно скорого отживания инфантильных черт в темперамент собственно мальчишеский, хо-