назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [ 36 ] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60]


36

ГЛАВА IX

СОХРАНЕНИЕ АРХАИЧЕСКИХ ЧЕРТ

Институт праздного класса оказывает свое действие не только на строепие общества, но также на характер отдельного его члена. Как только проявление какой-то конкретной склоппости или выражение определенной точки зрения получает признапие, становясь официальной нормой или образцом в общественной жизни, эта точка зрения начинает влиять на характер члеиов общества, принявшего ее в качестве нормы. Она будет до некоторой степени формировать их образ мысли, подчиняя себе развитие человеческих способностей и паклопносте!! и выступая фактором отбора. Частично такое влияние проис-.ходит из-за вынужденной адаптации при воспитании и обучении, частично - путем устранения в процессе отбора неприспособленных индивидов и генеалогических линий. Тот человеческий материал, который ие годится для существования по тем способам, которые навязываются общепринятой системой жизни, подвергается как иодав-лепию, так и до некоторой степени элиминации *. Принципы денежного соперничества и освобождения от производства, таким образом, возводятся в каноны жизнп общества и становятся достаточно важными факторами принуждения в той ситуации, к которой людям приходится приспосабливаться.

Два общих принципа, принцип демонстративного расточения и принцип освобождения от производства, воздействуют на развитие общества и тем, что направляют образ мысли, определяя таким образом развитие институтов, и

* Под термином «элиминация» вслед за К. А. Тимирязевым и Л. Морганом (L. Morgan) следует понимать ту сторону дарвиновской борьбы за существование, которая заключается в действии вредных влияний окружения на добывание средств к существованию и на размножение, что приводит к известному угнетению индивида (или нескольких поколений, т. е. генеалогической линии), к повышенной смертности. В широком смысле слова «элимина-ция>> - устранение от жизни. - Прим. перев.

тем, что сохраняют при отборе отдельные свойства человеческой натуры, способствующие ведению жизни по замыслу праздного класса, определяя таким путем реальный характер общества. Непосредственная тенденция воздействия института праздного класса на формирование человеческого характера направлена на сохранение пережитков и обращение вспять духовного развития. Это воздействие на характер общества является по своей природе закрепощением духовпого развития. В современной культуре особенно институт праздного класса обладает, в общем и целом, тенденцией к консервативности. Сущность этого утверждеиия достаточно знакома, однако многим оно может показаться чем-то новым в его настоящем приложении. Поэтому даже с риском скучного повторения и изложения банальностей, возможно, не будет неуместным краткое рассмотрение его логических оснований.

Социальная эволюция - это процесс отбора и приспособления темперамента и образа мышления, происходя-щап под пажимом обстоятельств, складывающихся при жизни в сообществе. Приспособление образа мышления людей - это развитие социальных институтов. Но наряду с развитием институтов происходила более существенная по своему характеру перемена. При изменившихся потребностях, диктуемых складывавшейся ситуацией, изменялись не только сами привычки людей - эти изменившиеся обстоятельства вызывали соответствующую пере-• мену в человеческой природе. При изменении условий жизни изменяется человеческий материал, из которого состоит общество. Такое изменение человеческой природы считается современпыми этнологами процессом отбора среди нескольких относительно стабильных и распространенных этнических типов или этнических элементов. Люди имеют тенденцию более пли менее точно воссоздавать пли воспроизводить в потомство тот или иной из постоянных типов человеческой природы, закрепленных в чертах их характера; такое восироизведепие происходит в близком соответствии с ситуацией в прошлом, которая отличается от сегодняшней. Существует несколько таких относительно стабильных этнических типов, входящих в состав населения в странах западноевропейской культуры. При воспроизведении наций эти этнические типы сохраняются сегодня не в твердых п неизменных формах единого, точного и им только присущего образца, но в виде большего пли меньшего числа вариантов. Известная



изменчивость * этнических типов имела место в результате процесса продолжительного отбора, которому подвергались некоторые типы и их комбинации на протяженпн всех этапов развития культуры.

Этому неизбежному видоизменению самих типов, происходившему благодаря довольно длтгтельному процессу отбора, не уделялось достаточного внимания авторами, обсуждавшими выживание этнических элементов. Наше изложение касается двух основных разновидностей человеческой природы, но.лучающихся в результате того сравнительно недавнего процесса отбора и адаптации, который име.л место среди этнических типов, объединенных рамками западноевропейской культуры. При этом основной интерес представляет собой возможное влияние современной ситуацпн на дальнейшую изменчивость по одному или другому из двух различных направлений, проявившихся в этих разновидностях.

Позицию, занимаемую в этом вопросе этнологией, можно резюмировать кратко; и список типов и их вариантов, а также вопросы, связанные с их выживанием и атавистическими явлениями, дабы избежать всяких, кроме разве что самых необходимых, подробностей, представлены здесь со схематической скупостью и упрои],еиностью, которые были бы недопустимы для всякой другой цели. Человек наших производственных общностей имеет тенденцию воспроизводиться близко к тому или другому из-трех основных этнических типов: долихоблонду, брахицефалу и средиземноморскому типу, - оставляя без внимания мелкие и лежащие за пределами нашей культуры элементы. Однако в пределах каждого из этих основных этнических типов наб.людается тенденция возврата к одному или другому пз по меньшей мере двух основных направлений изменчивости: миролюбивому, пли дохпщ-ническому, варианту и хищническому. В каждом случае первый из этих двух вариантов ближе к своему типу в том виде, в каком тин существовал на самой ранней стадии жизни в сообществе, судя по имеющимся свидетельствам, археологическим и.ли основанным на психологии; TaKoii вариант выступает атавистическим представителем типа. Первый вариант понимается как представитель -

* Изменчивость (variation) и наследственность выступают в теории Дарвина как две стороны выражения преемственности форм в процессе воспроизведения вида. - Прим. перев.

предков существующего цивилизованного человека, относящихся к миро.тюбивой фазе дикарства, которая предшествовала хртщнической культуре, системе, основанной на статусе, и развитию денежного соперничества. Второй, пли хищнический, вариант гинов берется в качестве пережитка не столь давней модификации основных этнических типов и пх комбинаций - модификацш! основных этих тппов, происходившей главным образом при отборе и адаптации, в жестких условиях хищнической культуры и соперничества на современной стадии развтгтия общества, или на стадии собственно денежной культуры.

По общепризнанным законам наследственности, могут встречаться пережитки более или менее далеких фаз развития в прошлом. В обычном, среднем случае, даже еслп тип изменяется, его отличительные признаки передаются почти в том же виде, в каком они бы.ти в недавнем прошлом - которое можно назвать «унаследованным настоящим». Для целей настоящего рассмотрения можно считать, что «унаследованное настоящее» представлено позд-Heii хищнической и квазимиролюбивой культурой.

Современный человек имеет тенденцию воспроизводиться близко именно к этому варианту человека, характерному д.ля недавней - еще существующей в наследственности-хищнической или квазихпщнической культуры. Это утверждение требует уточнения в том, что касается потомков зависимых или угнетенных классов времен варварства, однако необходимое уточнение, вероятно, пе так важно, как могло бы показаться на первый взгляд. Если рассматривать население как целое, то представляется, что этот хищнический, сопернический вариант не достиг широкого распространения или высокой стабильности. Другими словами, свойства человеческой природы, унаследованные западным человеком, вовсе не являются единообразными в отношении различных склонностей п способностей, их сферы действия и относительной силы. Человек «унаследованного настоящего» немного архаичен в том смысле, что он не соответствует самым последним требованиям, выдвигаемым жизнью в сообществе. И тот тин, к которому главным образом, вероятно, возвращается иод действием закона изменчивости современный человек, - это тин несколько более архаичной природы. С другой стороны, если судтхть по атавистическим признакам, проявляющимся у тех .лиц, которые отличаются от общераспространенного хищнического типа темперамента, до-



хищнический вариант обладает, видимо, большей стабильностью и более равномерным распределением или удельным весом составляющих данный темперамент элементов.

Такое расхождение свойств человеческой природы при наследовании, как то, что существует между начальными и более поздними вариантами того этпического типа, который достаточно точно воспроизводится в конкретном индивиде, затемняется аналогичным расхождением между двумя-тремя основными этническими типами, которые составляют население западных стран. Считается, что практически каждый человек из населения этих стран представляет собой гибрид широко расиространепных этнических элементов, которые могут быть представлены в нем в самых различных проиорщях, в результате чего наблюдается тенденция возврата к тому или иному из составляющих этнических типов. Эти этнические типы отличаются друг от друга по темпераменту в какой-то степени подобно тому, как отличаются друг от друга хищнический и дохищнический варианты любого этнического типа; причем долихоблонд обнаруживает больше свойств, характерных для хищнического темперамента, - или но крайней мере большую расположенность к применению силы, - чем брахицефал; сравнительно мало хищнических качеств у средиземноморского тина. Когда в развитии институтов или действенного общественного мнения в данном обществе обнаруживается расхождение с хищнической природой человека, нельзя, следовательно, сказать с уверенностью, что такое расхождение указывает па возрождение дохищнического варианта. Атавистический возврат к этому варианту может быть обусловлен все большим преобладанием того пли иного из «низких» этнических элементов. П все же, хотя и нет достаточно убедительных доказательств тому, что различия в темпераментах, оказывающих действие на состояние современных сообществ, обусловлены не только отбором среди устойчивых этнических типов, этот отбор, видимо, является в некоторой ощутимо!! мере отборол! между их хищническими и м!!ролюбивыми вариэнтами.

Такое представление о современном этапе эволюции человека не является единстве1!но возмож1!Ь!м для данного обсуноден1!Я. Общие выводы, достигнутые с использова!!!!-ем таких представлен!1Й об отборе и адаптации, в сущности, остались бы справедливыми, если бы термины и понятия были заменены прежними терминами Дарв!!на и

Спе!1сера. При данных обстоятельствах в употреблении терминов допустима известная свобода. Слово «тип» употребляется вольно и обозначает разновид!!Ость темперамента, которую этнологи, ВОЗМОЖНО, носчитали бы лишь трив!1альным вариантом, а не выраженным этническим типом. Во всех случаях, когда более подробные различия представляются для рассмотрения существен!!ыми, стрем-лен!1е провести такие различия будет явствовать из контекста.

Современные эт!шческие типы являются, стало быть, вариантами первобытных расовых типов. Пройдя через школу варварства, 0!!и претерпели изме1!еиие !i достигли известной усто11Ч!1вости в их !13ме1!енном виде. Современный человек - это варварский, либо плебейски!!, л1!бо ар1!стократ!1ческ1!Й вариант представленных в нем этнических элементов. Но этот варварский вариант не достиг HaTiBHcmeii стенен!! гомогенности или стабильности. Культура варварства - хищническая и квазимиролюб1!вая стадии развит1!я общества, - !!есмотря на ее большую абсолютную протяженность во времени, не была ни достаточно продолжительно!!, ни достаточно неизменной но своему характеру, чтобы придать этому варианту полную устойчивость. С известной частото!! происходят отклонения от человеческой натуры варварского склада, и в наши дни эти случаи изменчивости становятся заметнее, потохму что условия Ж!!31!И соврембнпого общества уже больше не направлены па последовательное подавление всяких отходов от того, что является нормой для культуры варварства. Хищн1!ческий темперамент проявляется не во всех аспектах нчизни современного общества, ц менее всего - в современном производстве.

Отступления от унаследованных от варварства свойств характера у современного человека очень часто носят характер во.чврата к еще более рапнему варианту типа. Этот ранний вариант представлен тедшераме!1том, характеризующим первобытную фазу миролюбивого варварства. Обстоятельства Ж!!ЗШ1!! направление усилий, господ-ствовав!иие до пришествия культуры варварства, сфордми-ровал!! .характер человека !i закрепил!! в нем некие существенные черты. И именно к этим древним, родовым чертам совреме11!1ые люди склонны возвращаться В1!0вь в ТОЛ! случае, !адгда человеческая натура «унаследованного настоящего» подвергается изме!!чивости. Услов!1я, в которых жили ЛЮД1! на самых ран!1пх, первобытных стадиях:

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [ 36 ] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60]