Вследствие такого усиленного нежелания перемен, а также в результате сплоченности социальных институтов каждое нововведение, прокладывая себе путь, требует больших затрат нервной энергии, чем было бы необходимо в противном случае. Дело не только в том, что перемены в установившемся образе мысли внушают неприязнь. Процесс перестройки обгцепринятого представления о жизни требует известных умственных усилий - усилий более или менее длительных, - чтобы сориентироваться и не растеряться в изменившихся обстоятельствах. Этот процесс делает необходимым определенный расход сил и предполагает для его успешного осугцествления приложение дополнительных усилий сверх тех, что поглогцаются в ежедневной борьбе за средства существования. Отсюда следует, что недоедание и чрезмерно тяжелая физическая работа мешают прогрессу ничуть не меньшим образом, чем роскошная жизнь, которая исключает всякое недовольство уже тем, что не дает к нему ни малейшего повода. Люди нищенски бедные и те, чьи силы поглощает повседневная борьба за пропитание, консервативны потому, что пе могут позволить себе позаботиться о послезавтрашнем дне; точно так же, как очень богатые люди консервативны потому, что у них мало оснований быть недовольными той ситуацией, какая имеется на сегодняшний день.
Пз этого утверждения очевидно, что институт праздного класса способствует тому, чтобы низы стали консервативными, лишая их, насколько возможно, средств к существованию и уменьшая таким образом их потребление, а следовательно, и потенциальную энергию до такой степени, что они становятся неспособными к напряжению, требующемуся, чтобы научиться новому образу мысли и усвоить его как прпвычку. Скопление богатства на верхних ступенях социально-денежной лестницы предполагает лишения па более низких ступенях. Хотя это утверждение банально, но значительные лишения среди массы народа, где бы это ни имело место, являются серьезным препятствием нововведению.
Такое тормозящее действие неравного распределения богатства подкрепляется косвенным действием, стремя-щпмся к тому же результату. Как мы уже видели, предписывающий пример, который подается праздным классом в укреплении канонов почтености, питает обычай демонстративного потребления. Широкое распространение
демонстративного потребления в качестве одного из элементов нормы приличия среди всех слоев общества нель-зя, конечно, всецело усматривать в примере, который подает праздный класс. Требования благопристойности в атом вопросе очень существенны и настоятельны, так что даже среди классов, чье денежное полояение достаточно крепко, чтобы допустить значительное потребление товаров сверх прожиточного минимума, остаток средств, имеющийся в распоряжении после удовлетворения наиболее настоятельных материальных потребностей, весьма часто отвлекается на демонстративное потребление, а не на дополнительные материальные или духовные б.лага. Более того, имеющиеся в наличии излишки энергии также, скорее всего, тратятся на приобретение товаров для демонстративного потребления или демонстративного накопления. В итоге требования денежной почтенности имеют тенденцию (1) оставить лннгь схудный прожиточный минимум для сферы недемонстративного потребления и (2) поглотить всякий избыток энергии, которая может иметься в распоряжении после обеспечения чисто физических жизненных нужд. В результате укрепляется общая консервативная позиция. Институт праздного класса задерживает развитие общества непосредственно (1) но пнерции, свойственной самому классу; (2) собственным примером давая установку на демонстративное расточение н консервативность; а также косвенно (3) через посредство той систел1Ы неравиого распределения благосостояния и средств к существованию, на которой покоится сам институт.
Pi этому следует добавить, что у праздного класса есть п материальная заинтересованность в том, чтобы все оставалось так, как есть. При обстоятельствах, получающих широкое распространение в какой-либо конкретный момент времени, этот класс оказывается в привилегированном положении, и при всяком отходе от существующего порядка можно ожидать нанесения ущерба именно ему, а не наоборот. Позицию праздного класса как просто выражающую влияние его классового интереса поэтому вполне нужно было бы оставить в покое. Корыстпый мотив, заключающийся в материальной запптересованности, занимает свое место в качестве донолпения сильных инстинктивных пристрастий класса, таким образом делая его влияние еще более копсервативпым, чем это могло бы быть в противнол! случае.
Все это, конечно, не суть восхваления или осуждения функции праздного класса как экспоненты, как носителя консервативности или регресса в социальном устройстве. Его тормозящее действие может быть благотворным или наоборот. Является ли оно благотворным или неблаготворным в каждом конкретном случае - это вопрос казуистики, а не общей теории. Может быть, и есть доля истины в позиции (как вопросе политики), так часто выражаемой представителями копсервативного слоя, считающими, что без такого существенного и последовательного противления введению нового, какое оказывают консервативные зажиточные классы, социальное новаторство и эксперимент быстро привели бы общество в неприемлемое и невыносимое состояние, единственным возможным исходом которого была бы реакция недовольства, грозящая катастрофой. Тем не менее все это не имеет прямого отношения к предмету обсуждения.
Однако - оставляя в стороне всякое осул;депие и вопрос относительно необходимости такого сдерживания безрассудных социальных пововведений - праздный класс неизбежно и последовательно тормозит процесс приспособления к окружающей среде, который называется продвижением общества или социальным развитием. Позицию, характерную для праздного класса, меняно кратко выразить в афоризме: «Все, что ни есть, все правильно», тогда как закон естественного отбора в приложении к социальным институтам подводит к аксиоме: «Все, что ни есть, все неправильно». Не то чтобы современные институты были совершенно неподходящи для современного общества, но они всегда и неизбежно в той или иной стенени не соответствуют ему по своему назначению. Они являются результатом до некоторой стенени неполного приспособления системы общественной жизни к экономической ситуации, существовавшей в какой-то момент развития в прошлом; и поэтому погрешность в степени их ириспособленпости несколько больше того промежутка, который отделяет настоящую ситуацию от прошло!!. «Правильно» и «неправильно» употребля!отся здесь, не выражая, конечно, никаких соображений по поводу- того, чему должно или чему не должно быть. Эт!! слова употребляются просто с эволюционной (нейтральной но отношению к морали) точки зрешя с намерен!1ем обозначить совмест!1мость или !!есовместимость с результативным эволюционным процессом. Институт праздного класса в
силу классового интереса, инстинкта, а также наставлением !! лич1!ым примером стремится увековечить существующее несоответствие социальны.х и!!ститутов и даже благоприятствует возврату к несколько более архаичному образу жизни общества, к системе, которая наход!1лась бы в еще большом !!есоответствии с потреб!10стям!1 общества в существующей ситуации, нежели общепризнанная уста-рев!пая с!1стема, yiiacледованная от недавнего прошлого.
Однако теперь, когда все сказано но части сохранения старых добрых порядков, вернемся к тому остающемуся справедливым факту, что 1!нституты изменяются и развиваются. Происходит совокупное развитие обычаев и образа мысли, приспособление и отбор принимаемых обществом условностей и способов существования. Кое-что следует сказать о функции праздного класса в деле !!а-правления этого развития, а также в его тормол;ен!!и, од-!!:ако здесь мало что мож!!0 дооав!1ть о его связи с раз15и-тием и!1стнтутов, кроме как то, что касается институтов, яв-пяющихся непосредственно эконом!1ческими и прежде всего экономическими по своему характеру. Эти институты - экономическую структуру общества - можно грубо обособить в два класса, или категории, согласно тому, какой из двух разл11Ч!!ых целей экономического развития обн(ества они служат.
Следуя классической терминолог!1и, можно сказать, что это либо институты приобретения, либо институты !!ро1!зводства; или, возвращаясь вновь к терм!!нам, упо-треблявш!!мся в разл1!Чной СВЯ31! в начальных главах, это институты финансовые либо производствен1!ые; или же еще в других терминах они являются институтами, отвечающими либо завистн!1ческому, либо независтническому интересу. Одна категория имеет отноше1!ие к «б1!знесу», другая - к промышленности, понимая это слово в его техническом смысле *. Последняя категория !!е воспринимается иногда в качестве и!!ст1!тутов, боль!ией частью но той причине, что они не касаются непосредственно правящего класса, а поэтому редко являются предметом законодательства пли зрелого общественного договора. Когда же им уделяется внима!1ие, то подход к ним осуществляется с финансовой стороны, или с позиции бизнеса, причем в паше время это та сторона или тот аспект эко-
* Уточнение автора вызвано полисемией английского слова industry, имеющего значение «трудолюбие». - Яриле. перев.
номической жизни, которая главным образом и занимает умы люде!!, в особенности являясь предметом размышлений верхних слоев. В делах эконод!11ческих эти слон мало заинтересованы в чем-либо, кроме бизнеса, тогда ка!х на них главным образом и возлагается обязанность обдумывать положение дел в обществе.
Отношение праздного (т. е. имущего непроизводственного) класса к экономическому процессу является денежным отношением - отношением стяжательства, а не производства, эксплуатации, а не полезности. Косве!1ньш образом его экономическая функция может, конечно, иметь крайне важное значение для процесса эконом!1ческо!г жизни общества, и мы отнюдь не намерены приуменьшать экономичес!<у!о роль имущего класса или «капитанов индустрии». Наша цель просто разъяснить, Kai-ioBa природа отношения, в котором находятся эти классы к процессу производства и экономическим институтам. Их функция является по своему характеру паразитическо!"!, а их интерес заключается в том, чтобы обращать все, что только можно, себе на пользу, удерживая все, что попадается под руку. Обычап мира б!1знеса сложились под наиравляющ!1м и !1збирательным дехгетвием законов хищничества или паразитизма. Это обычаи собственничества, производные, более или менее отдаленные, от древней хищническо!! !хультуры. Однако современной экономической ситуации эти финансовые институты никак не соответствуют, ибо он!1 сложились в экономических условиях прошлого, условиях, несколько отличающихся от настоящего момента. Они не соответствуют своему назначению, как могли бы соответствовать, даже но своей эффективности в денежном плане. Изменение производственных условий требует измененной системы приобретения; и финансовые слон имеют известную заинтересованность в приспособлении ф!1нансовых институтов 1х тому, чтобы те давали наилуч-Ш!1Й результат в нр!1обретении ими частной прибыли, способствующей продолжению производственного процесса, в ходе которого эта пр!1быль возникает. Отсюда более !1ли менее последовательное стремление праздного класса направлять развитие институтов по тому пути, который бы отвечал денежным целям, формирующим эконом!1ческую жизнь праздного класса.
Влияние денежного интереса и привычной денежной ис!1холог1!и на разв!1тие институтов в!1дно в тех законодательных актах и принятых в обществе соглашениях,
которые направлены на защиту собственности, приведение в исполнение договоров, удобство осуществления финансовых операций, закренление имущественных прав. Сюда относятся нереме!!Ы в законодательстве, касающиеся банкротства и ликвидации имущества, ограниченной ответственност!!, банковских и валютных операций, коа-лици!"1 рабочих или работодателей, трестов и картеле!!. Оснащение общества такого рода институтами имеет огромное неносредствен!!ое значение только для имуицтх классов и находится в прямой зависимости от размера собственности; иначе говоря, в прямой зависимости от того, насколько эт!1 слои общества вп!1сываются в категорию праздного класса. Однако косвенно эти соглашенпя в сфере бизнеса имеют самое серьезное значение для про-десса производства и для образа жизни общества. И финансовые слои, направляя в этом отношении развитие пнститутов, служат какому-то назначению, имеющему для общества самое важное значение не только в coxpaueniin принято!"! системы общественной жизни, но также придавая определенную форму собственно производственному лроцессу.
Ближайшей целью такой финансово-институциональ-nofi системы и ее улучшения является усиление возможности мирной и организованной эксплуатации, но ее дей-лвие в отдаленной нерснективе распространяется гораздо дальше этой непосредственной цели. Мало того, что требующее меньших усилш"! руководство бизнесом предоставляет возможность для более cnoKoiiHOro тече!1ия про!13вод-ства и в1!епроизводственной жизни; устранен!1е в результате этого беспорядков и осложнений, требующих проявления проницательности и умения разбираться в повседневных делах, способствует тому, что участие самого денежного класса становится излишним. Без «капитана» можно обойтись, коль скоро денежные сделки сводятся к формальности. Такой итог, безусловно, возможен пока Л1!шь в неопределенном будущем. Сложившиеся в современных институтах усовершетгствования, выгодные для денежного интереса, имеют тенденцию к замене еще в одной обла-отп «капитана» на «бездушную» акционерную корпорацию и та1шм образом способствуют тому, чтобы без важ-neiimei"! функции праздного класса, функции обладания собственностью, можно было обойтись. Косвенным образом, следовательно, то нанравление, которое придает раз-В!!Т!1ю экономическ!1х институтов влияние ираздного класса, имеет очень большое ироизводственное значен!1е.