назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [ 3 ] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60]


3

свой прогноз о будущем капиталистического общества. Доказывая необходимость устранения от управления производством представителей финансового капитала, он находит естественным заменить их техническими специалистами. Ради прибыли «капитаны финансов» умышленно дезорганизуют производственный процесс, что приводит к увеличению безработицы, к отсталости производства и его неправильно!! организации. Игнорирование финансовыми магнатами насущных потребностей производства и преследование личных интересов фактически способствует созданию хаоса. Веблен считает, что вопросы производственной политики разумно оставить на усмотрение тех, -«которыми не управляет коммерческая предвзятость» Веблен считает, что необходимо создать компактную организацию, задачей которой являлось бы устранепие про-изводственпого хаоса, расточительства, отсталости, которые несет бизнес. Автор рецензии на его книгу Макс Истманн писал в «Лпберейтор»: «Будь Веблен инженером-консультантом его сатанинского величества, он бы и тогда не смог с более трезвой и мастерской точностью указать на больные места современной социальной и экономической системы» .

Однако тот же Макс Истмани, всегда восхищавшийся Всблепом, снраведливо отмечает, что предлагаемый Вебленом «совет технических сиециалистов» можно считать абстракцией, интересно!"! в качестве умственного упражнения, по не разрешающей проблемы «определения и организации двинущей силы, достаточной для изменения самого хода истории».

В июне 1922 г. Веблен публикует в журнале «Фр1!-мен» свою самую резкую статью в отношении существующего строя. В ней он говорит, что после первой мировой Boiinbi и победы революции в России беспрецедентны!! размах приобрела борьба американского капитализма с прогрессивным!! силами внутри страны и за ее пределами. Веблен нодводит читателя к выводу о том, что капитализм отныне обречен на ман1!Ю преследования, вечный страх за свое существование. Вся страна напоминает психиатрическую !<лпнпку, говорит автор, и это - надолго.

В том же, 1922 г. в школе ироизошли резкие перемены. Источники финансирования иссякли, и школа лишилась материально!! поддержки. Трое профессоров из «большой четверки» ушли в другие университеты. Веблен, чувствуя себя крайне уставшим, оставался на прежнем месте. Он мечтал о серьезном научном обосновании роли инженеров в обществе; по его подсчетам, нужно было примерно 40 тыс. долл. для проведеттия необходимо!! исследовательской работы. Но денег у него не было, а те, кто смог бы его фина!!спровать, отнюдь не были заинтересованы в такого рода работе.

В 1923 г. выходит в свет его последняя книга, «Абсентеистская собственность и деловое иредпринимательство в новое время». В очередно!! раз Веблен читает свой курс «Экономичестте факторы в цивилизации» вес!10Й 1923 г.. и на этол! заканчивается его преподавательская деятельность. Последней прижизненной публикацие!"! была статья «Экономическая наука в обозримом будущем» (1925). Физические силы Веблена иссякали, и новых работ он уже не писал. Однако он сохран1!Л пристальный интерес к событиям в мире и особенно нанряженно следил за ходом Всеобщей британско!! забастовки 1927 г. Веблен ожидал, что эта забастовка приведет необратимым изменениям, и был крайне разочарован ее крахом. По его словам, он потерял веру в «возможность установления нового строя мирным путем».

В субботу 3 августа 1929 г. Веблена не стало. Как пишет Дж. Дорфман, за полгода до смерти Веблен сказал своей соседке миссис Р. Фишер: «Естественно, все время будет развиваться что-то новое, но пока я не вижу лучшего курса, чем тот, что предлагается коммунистами»

В на1!денных после смерти Веблена бумагах было высказано пожелание: «...чтобы в случае моей смерти мое тело было сожжено как можно более дешевым i! целесообразным способом без обрядов и церемоний какого бы то ни было рода; чтобы мой прах был брошен в море или в какую-нибудь достаточно большую реку, впадающую в Море...» 2 Прах Веблена был развеян над Тихим океаном.

Recen?Times!p?96:"* Ownership and Business Enterprise in J. D 0 r f m a n. Op. cit, p. 460.

J. D 0 г f m a n. Op. cit., p. 500.„, , т aj

" T. В e Ы e n. Essays in Our Changing Order. Ed. by Leon Ard-"ooni. New York, 1934, p. V./. ; : ;



Предлагаемая читателю книга Торстейна Веблена «Теория праздного класса», как уже было сказано, является его первой монографией. Автор был тогда еще безвестным преподавателем Чикагского университета. Подготовлялась и вышла книга в конце XIX столетия, когда, по словам В. И. Ленина, Америка становилась «...одной из первых стран по глубине пропасти между горсткой обнаглевших, захлебывающихся в грязи и в роскоши миллиардеров, с одной стороны, и миллионами трудящихся, вечно живущих на границе нищеты, с другой»

Вступление США в период империализма ознаменовалось образованием мощной финансовой олигархии, для которой было характерно чудовпщное но своим масштабам расточительство денежных средств на неслыханную роскошь. На ранней стадии развития капитализма, когда размеры производства были сравнительно небольшими и норма прибавочной стоимости была относптельно невелика, каииталисты-преднриниматели в США, как п в европейских странах, для осуществления накопления капитала ограничивали размеры своего потребления. Характерно, что вплоть до последней трети прошлого века среди американских предпринимателей получило распространение квакерство - религиозное течение, главным требованием которого были бере;кливость, скромный жизненный уклад, воздержание. В период же монополистического капитализма в условиях концентрации производства, огромных размеров капиталов, находящихся в распоряжении финансовой олигархии, присвоения монопольно высокой прибыли и широкого развития кредита создалась полная возможность для крупной буржуазии обеспечить высокую норму производственного накопления и при расточительном потреблении. Расточительство становится общепринятым для представителей финансовой олигархии и как важное средство доказательства платенеснособности данного капиталиста, как условие получения большого кредита. На фоне этих явлений и была написана книга о демонстративном расточительстве господствующих классов. Картину фантастического расточительства усугублял паразитизм крупной буржуазии. Она все больше утрачивала функцию неносредственного управления нроизводством. Рос слой рантье, капитал-собственность отделялся от капитала-функции. Именно расточительство и парази-

В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 37, с. 49.-

тизм праздных классов - главный идейный стержен1> книги Веблена, ее основа и лейтмотив.

Актуальность тематики, резкое осуждение праздных классов вызвали большой интерес к книге Веблена. Про-грессивная научная общественность США встретила книгу восторженно. Но оценки «Теории праздного класса» носили резко противоположный характер в разных идеологических лагерях. Так, член Социалистической нартип США Роберт Ривес писал, что «Теория праздного класса» - это серьезный вклад в развитие общественной мысли. «В этой знаменующей эпоху книге Веблен, революционный иконоборец, разносит все условности буржуазного общества... Социалист не монет не выражать удовольствия, не ликовать, понимая, что эта бомба изготовлена служащим Рокфеллера в Чикагском университете» . Профессор экономики Пристонского университета Уинтроп Даниэлз писал в журнале «Атлэнтпк мансли» в рецензии на книгу «Теория праздного класса»: «Веблен обладает сверхъестественной способностью нроникновения в сущность патологических сторон буржуазного общества и предпринимательства, безжалостно ступая по язвам, которые вскрывает скальпель его критики». Прогрессивный профессор-социолог Л. Уорд назвал «Теорию праздного класса» одной из самых блистательных книг, изданных Б стране. Одновременно появились и резко отрицательные рецензии. Так, журнал «HeiimH» в своем обозрении писал, что «Теория пра.здного класса» - это пародия на экономику, неснраведлпвая клевета на нравственные принципы предирпнимательства.

«Теория праздного класса» принесла Веблену шумную популярность. Но словам Дорфмана, в течение всего нескольких месяцев после выхода хниги статьи Веблена оказались везде, в журналах «Нейшн», «Данпэл», «Нью ринаблик», газеты сообщали о каждом слове, слетавшем с его губ. «Его читали все, кто претендовал на право называться интеллектуалом. Вебленизм сиял во всем блеске» 2. В первое десятилетие после опубликования «Теория праздного класса» переиздавалась четыре раза. Известный американский экономист Стюарт Чейз, автор книги «Трагедия расточительства», писал, что «Теория праздного класса» вошла в классику социально-экопо.мической ли-

Цит. по: J. D О Г f m а П. Ор. cit., р. 328. 2 J. D о г f m а п. Ор. cit., р. 423.



тературы и, вероятно, останется самой популярной из книг Веблепа.

«Теория праздного класса» включает 14 глав. Основные положения книги изложены в первых восьми главах, а в остальных шести они раскрываются на примерах экономики, религии, образа жизни, нравственных ценностей, системы высшего образования, спорта. Часть глав посвящена истории возникновения праздных классов, усиления их господства, генезису их демонстративного расточительного потребления. В зтом нашел свое выражение характерный для Веблена конкретно-историчесюит подход к анализу социальных и экономических явлений. Но по существу, даже эти главы, как и вся книга, обращены к современной Веблену эпохе - началу империализма, когда, по определению В. И. Ленина, капитализм становится паразитическим, загнивающим, умирающим.

Требование исторического подхода в экономической науке явилось одним из важнейших положепт"! Веблена (он возвращался к этой идее почти в каждой CBoeii работе). Веблен писал, что экономическая наука должна быть «...исследованием живой истории материально! цивилизации». По его мнению, необходимо было осуществить изучение различных зкономических и общественных институтов в их развитии, от момента их возникновения и до современности. Представляется бесспорным, что Веблен в онределепной мере сумел реализовать исторический подход в своих работах. Он много занимался историей человеческого общества, анализировал возникновение частной собственности, классов, государства, стремился обнаружить в прошлом истоки тех противоречий, которые, по его мнению, демонстрировал современный ему капитализм. Хорошо известно, что классики марксизма-ленинизма считали принцип историзма неотъемлемым свойством экономической пауки. Еще в своей рецензии на книгу А. Богданова В. И. Ленин всячески подчеркивал основные достоинства исторического изложения . Последовательное проведение идеи развития, изменения явилось сильной стороной теории Веблена.

Одновременно концепция развития Веблена имела серьезные недостатки. Он указывал, что в процессе развития возникают противоречия между институтами и внешней средой. По его словам: «Институты - это резуль-

См.: В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 4. с. 36.

тат процессов, ироисходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени» (с. 02). По мысли Веблепа, несоответствие между уя>е сложившимися институтами и изменившимися условиями, внешней средой и делает необходимым изменение существующих институтов, смену устаревших институтов новыми. При этом пресловутое изменение институтов происходпт .якобы в соответствии с законом естественного отбора. Веблен писал: «Жизнь человека в обществе точно так же, как жизнь других видов, - это борьба за существование, а следовательно, это процесс отбора и приспособления. Эволюция общественного устройства явилась процессом естественного отбора социальных институтов. Продолжающееся развитие институтов человеческого общества и природы человека, как и достигнутый в этом плапе прогресс, мо;кно в общих чертах свести к естественному отбору наиболее ириспособ-ленного образа мысли и процессу вынужденного приспособления индивидов к окружению, ностепенно изменяющемуся с развитием общества и социальных институтов, в условиях которых протекает человеческая низнь» (с. 200). Таким образом, в трактовке Веблена общественно-экономическое развитие («эволюция соцпальпого устройства») предстает как реализация процесса «естественного отбора» разнообразных институтов.

С одной стороны, отдельные положения Веблена в какой-то мере соответствуют реальной действительности. Так, Веблен правильио указывал иа существование противоречия между старым и новым в общественном развитии, признавал временный характер различных институтов. Но с другой - рассмотренное Вебленом противоречие (между институтами и внешней средой, старым и новым) чересчур общее, поэтому схема развития предстает достаточно туманной... Обе стороны отмеченного Вебленом противоречия определены нечетко и слабо связаны с процессом общественного производства. Как известно, истинным движущим противоречием общественно-экономического развития является противоречие между производительными силами и производственными отношениями; развитие этого внутреннего противоречия и лежит в основе истории человеческого общества.

В определенной степени в своем анализе механизма развития Веблен абсолютизирует закон естественного от-

[Старт] [1] [2] [ 3 ] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60]