слуги, чья обязанность заключается в личном услужении, включая выполнение обязанностей но хозяйству, ностененно оказываются в стороне от производительных работ, выполняемых с целью иолучеиня прибыли.
Этот процесс иостененного отстранения от обычного вида производственных занятий, как правило, начинается с освобождения жены или главной из жен. После того как общество иерентло к оседлому образу жизни, захват жен у вражеских племен как обычный источник обеспечения себя рабами становится практически невозможен. Там, где достигнут такой прогресс культуры, главная жена обыкновенно илюет благородное происхождение и этот факт будет ускорять ее освобождение от простой, ипзкой работы. Здесь невозможно рассмотреть то, каким образом зарождается понятие благородной крови, а также какое место это иоиятие занимает в развитии института брака. В целях иаитего изложения достаточно будет сказать, что благородная кровь - это кровь, облагороженная длительным соприкосновением с иакоилениым богатством либо высокими привилегиями. В браке пользуется иредиочте-иием женщина с такими предками - и благодаря получающемуся в результате союзу с ее родственниками, обладающими властью либо состоянием, и потому что, как представляется, высокое достоинство, которое было связано с немалыми ценностями и больнюй властью, череч кровь передается потомкам. Женщина будет невольницей своего мужа, как до ириобретения мужем была невольницей отца, однако в то же время в ней течет благородная отцовская кровь; отсюда и возникает некоторая моральная несообразность в том, что женщина выполняет унизительную работу таких же, как она, служанок. При всем том подчинении, в котором женщина меняет находиться у своего господина, ири всем ее более низком иоложении но отиоитеиию к мужским представителям того слоя общества, который ей определен рождением, свою роль сыграет иринцин, заключающийся в том, что благородство передается но наследству, и этот ирипции возвысит ее над простым рабом; а как только этот прииции приобретет силу закона, он будет действовать, наделяя ее в некоторой мере той прерогативой нраздности, которая является главным признаком благородства. При содействии этого иринцина наследуемости благородства жены все больите освобождаются от труда, если это позволяет состояние их обладателей, до тех нор, пока освобождение ие охватывает как
занятия ремеслом, так и унизительное ирислуншвание. По мере того как продолжается развитие производства и собственность оказывается сосредоточенной в руках сравнительно малого числа людей, степень состоятельности среди высших слоев повышается. Та же тенденция к освобождению от ремесла, а с течением времени - от низких занятий в хозяйстве будет проявлять себя в отношении прочих жен, если такие имеются, а также в отношении всех иеиосредственно обслуживающих особу своего господина. Это освобождение происходит тем позднее, чем отдаленнее связь, в которой находится слуга по отношению к особе своего хозяина.
Развитию особого разряда личных слуг, когда это позволяет денежное положение хозяина, способствует также тот факт, что личному услужению начинает придаваться весьма серьезное значение. Особа господина, будучи воплощением достоинства и чести, имеет наиважнейшее значение. И для его иочтеииого положения в обществе, и для его самоуважения делом одного момента должно быть появление по его зову слуг с различной специализацией, обслуживание которыми его персоны ие отвлекается от этой главной их обязанности никакими побочными занятиями. Эта специализированная прислуга полезна больше для показа, чем для действительного несения службы. Поскольку же она содержится ие просто демонстрации ради, она доставляет удовлетворение своему хозяину главным образом тем, что дает простор для проявления его склонности к господству. Правда, содержание иостояиио увеличивающегося аппарата домашней прислуги может потребовать добавочного труда, но, так как прислуга обычно увеличивается с тем, чтобы служить в качестве средства создания доброго имени, а ие удобства, такое ограничение ие будет очень веским. Во всех этих аспектах наибольшей иолезиости прислуги служит увеличение ее численности и более высокая специализация. Происходит, следовательно, иостояииое ириумиожеиие и разделение положения и обязанностей домашней и личной прислуги наряду с сопутствующим этому иостеиеииым отстранением слуг от производительного труда. Благодаря тому, что такая прислуга является свидетельством платежеспособности, наблюдается иостояииая тенденция включать в обязанности прислуги все меньшее число функций, так что эти обязанности в результате превращаются в чистую условность. Особенно это справедливо в отношении тех слуг,
которые заняты самым явным и непосредственным обслуживанием хозяина, так что их полезность заключается теперь большей частью в их демонстративном отстранении от производительного труда, а также в том, что это отстранение представляет собой доказательство господской власти и богатства.
После того, как достаточное распространение получает практика использования особого корпуса слуг, чтобы таким образом являть публике свою демонстративную праздность, в тех службах, где счуги должны выставляться напоказ, предпочтение начинает отдаваться мужчинам. Мужчины, особенно здоровые, красивые лицом парни, каким подобает быть слугам у дверей и прочим лакеям, явно более впечатляющи, да и обходятся дороже, чем женщины. Они лучше подходят для такой работы, так как выказывают большее расточение времени и сил. Следовательно, в экономическом укладе праздного класса работающая жена-хозяйка времен раннего патриархата со своей свитой усердных служанок вскоре уступает место неработающей госпоже ж лакею.
Во всех сферах и областях общественной жизни, на любой ступени экономического развития праздность в жпзни госпожи и лакея от полноправной праздности благородного господина отличается тем, что за ней закрепляется характер занятия довольно нелегкого. В большой мере оно принимает форму старательных забот но обслуживанию господина, либо забот о содержании и улучшении обстановки в доме; поэтому праздностью оно является лишь в том смысле, что представители этого слоя не выполняют илп выполняют незначительную производительную работу, а не в том, что они избегают всего, что выглядит как труд. Зачастую обязанности, выполняемые госпожой илп домашней прислугой, изрядно трудны и но своему назначению нередко считаются крайне необходимыми для блага всего дома. Поскольку эти службы дают .материальный эффект и способствуют благу господина ила прочих живущих в доме, их следует считать производительной работой. Лишь занятия, которые не входят в вышеперечисленные, следует отнести к проявлениям праздности.
Однако во многом эти службы, относимые в сегодняшней новседневной жизни к заботам о доме, а также многие из «удобств», требующиеся культурному человеку для благополучного существования, носят характер церемонищ
Следовательно, их нужно должным образом отнести к проявлению нраздности в том смысле, в каком здесь употребляется этот термин.Хотя эти службы могут быть главным образом или всецело церемониальными но своему характеру, тем не менее иногда они являются настоятельно необходимыми условиями личного блага. Однако, даже если они лишаются таких свойств, они все же остаются настоятельно необходимыми, так как потребность в них воспитывалась в нас под традиционным страхом нечистоты или неблагопристойности. При их отсутствии мы испытываем чувство неудобства, но не потому, что это прямо приводит к физическому неудобству; чувство вкуса, не привыкшего различать, что считается дурным и что считается хорошим, не будет оскорблено и при их отсутствии. В той мере, в какой сказанное снраведливо, труд, затрачиваемый на выполнение таких служб, следует относить к нраздности, и, если только они выполняются не экономически независимым главой хозяйства, их следует относить к подставной нраздности.
Подобная праздность хозяек дома и лакеев, называясь заботами о доме, может зачастую превращаться в утомительную тяготу - особенно в окружении достойных соперников, когда борьба за почтенность дома принимает напряженную форму. Так нередко бывает в современной жизни. В этих случаях службу, включающую выполнение обязанностей домашней прислугой, можно было бы справедливым образом назвать расточительными усилиями, а не подставной праздностью. Однако последний термин имеет то преимущество, что указывает на происхождение и развитие функций прислуги, а также дает точное указание на реальную экономическую основу их полезности, ибо эти занятия полезны главным образом как способ придания денежной почтенности хозяину дома или членам его семьи на том основании, что в лоддержку этой почтенности демонстративным образом расточается оире-деленное количество времени и сил.
Таким образом, возникает побочный, или производный, праздный слой. Его функция - представлять праздность подставным образом, ради почета первичного, законнорожденного праздного класса. Этот подставной праздный слой отличается от собственно праздного класса но характерному признаку - свойственному ему образу жизни. Праздность слоя господ - это проявление предрасположения, но крайней мер», показного, избегать труд, эта нразд-
ность, как полагают сами господа, приумножает их благополучие и заполняет жизнь; а праздность слоя слуг, освобожденных от производительного труда, является в некотором роде вынужденной и обычно не направлена или направлена не в первую очередь на их собственное благо. Праздность слуги - это не его собственная праздность. Покуда он является в полном смысле слугой, не будучи в то же самое время представителем низшего слоя собственно праздного класса, его праздность протекает обычно иод видом специализированной службы, отвечаюней тому, чтобы способствовать проявлению жизни своего господина во всей ее полноте. Свидетельство такого отношения подчиненности очевидным образом присутствует в поведении и образе жизни слуги. Подобное часто справедливо и в отношении жены хозяина дома на протяжении продолжительной экономической стадии, в пределах которой жена все еш;е является прежде всего служанкой, т. е. пока остается в силе семья с мужчиной во главе. С тем чтобы отвечать требованиям образа жизни праздного класса, слуга не только должен выказывать подчиненность своего положения, но и демонстрировать специальную выучку и навык подчинения. Жена или слуга долишы не только выполнять определенные функции, но и выказывать подчиненное положение; столь же настоятельным требованием является то, что они должны обнаруживать приобретенные навыки в тактике подчинения - сообразно с усвоенными канонами демонстративной нраздности. Даже сегодня именно эта способность, это приобретенное искусство внешних проявлений подчиненного положения составляет главный элемент полезности наших высоко оплачиваемых слуг, равно как и одно из главных украшений благовоспитанной хозяйки дома.
Хороший слуга должен знать свое место - это первое необходимое качество, и его наличие должно быть заметно. Пе достаточно, чтобы он умел выполнять те или иные нужные физические операции, он обязан, помимо всего прочего, уметь выполнять их по должной форме. Можно было бы сказать, что домашнее услужение является не физической, а духовной функцией. Постепенно вырастает разработанная спстема приличий, специфическим образом регулнруюгцая способ должного представления подставной праздности слуг. Всякий отход от этих формальных канонов должен вызывать резкое осуждение не только потому, что он выказывает недостаток в физической результатив-
ности или же потому, что говорит об отсутствии рабского расположения, темперамента, но и потому, что при бли-жапгием рассмотрении свидетельствует об отсутствии специальной подготовки. Специальная подготовка в личном услужении стоит сил и времени, и там, где она явно присутствует в достаточно высокой степени, она доказывает, что слуга, ее имеющий, не занят производительным трудом и никогда не был к нему привычен. Специальная подготовка - prima jacie свидетельство 17одсгавной праздности, распространяющееся не только на настоящий момент, но имеющее обратную силу. Так что услужение со специальной подготовкой имеет ту полезность, что не только удовлетворяет инстинктивную расположенность господина к доброму, искусному мастерству, его наклонность к демонстративному господству над телга, чьи жизни подчинены его собственной, но и ту, что оно делает очевидным гораздо большее потребление человеческого труда, чем демонстрировалось бы просто текущей праздностью в исполнении слуги, не получившего специально!! подготовки. Слуга, разливающий вино за столом благородного господина, или лакей, открывающий дверцу его экипажа, будет наносить серьезный урон, если 0!i исполняет CBOI! обязанности rai неуклюже, что наводит на мысль о том, что, быть может, он больше привык пахать землю плп пасти овец. Такая неуклюжая работа будет означать, что господин не в состоянии обеспечить себя слугами, ирошед-шими специальную выучку; другими словами, это будет предполагать его неспособность платить за потребление времени, сил i! наставленш"!, требующихся для того, чтобы
подготовить слугу для специальной службы в уСЛ0В1!ЯХ
жесткого кодекса внешних приличий. Если в 1!сполнении слуго1т своих функций обнаруживается недостаток средств со стороны его господина, это исполнение не достигает фактически самого основного своего назначения, i!6o главная польза от прислуги - это то, что она представляет собой доказательство платежеспособности хозяина.
Может сложиться такое представление, что под только что сказанным имелось в виду, будто ущерб от неподготовленного слуги заключается в прямом намеке на его недорогую сто!1Л!ость или бесполезность. Это, конечно, !ie так. Существующая связь гораздо более опосредованна. Здесь ироисходит то, что вообще часто имеет место. Все, что поначалу представляется нам оправданным на той или иной основе, вскоре становится для нас нривлекательным