назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [ 14 ] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60]


14

де есть признак бедности и подчинения, оно становится несовместимым с престижным положением в обществе. Таким образом, привычки прилежания и бережливости не получают ностоянноп поддержки со стороны денежного соперничества, широко распространенного в обществе. Наоборот, этот вид соперничества вовсе не содействует участию в производительном труде. Труд неизбежно стал бы позорным, будучи свидетельством бедности, если бы даже он не стал считаться неблагопристойным занятием уже при той древней традиции, что была унаследована от более ранней культурной стадии. Старинны!! обычай хищнической культуры заключается в том, что производительных усилий следует остерегаться как недостойных для здоровых телом людей, и этот обычах! укрепляется, а отнюдь не отбрасывается при переходе от хищнического к квазимиролюбивому образу жизни.

Если бы институт праздного класса ие возник сразу же с появлением частной собственности, уже в силу бесславия, иринисываемого занятости в нр01!зводительиом труде, он появился бы в любом случае в качестве одного из первых последствий обладания собственностью. И нужно заметить, что, хотя праздный класс существовал в принципе со времен зарождения хищническо!! хчультуры, с переходом от Х!1щнической к следующей за ней денеж-Hoii стадии культуры институт праздного класса наполняется новым смыслом. Именно с этого времени и впредь он и является «праздным классом» как на де.че, так и в теории. К этому моменту институт праздного класса восходит в своем законченном виде.

В течение собственно хищнической стадии различие между праздным классом и трудящимися слоями является до некоторой степени лишь формальным. Здоровые мужчины ревностно чуждаются всего, что в их представлении является рабской повинностью, однако на самом деле их деятельность ощутимым образом способствует поддержанию я;изни группы. Последующая стадия квазимирного производства обычно характеризуется установившейся системой рабского труда, стадами скота, слоем подневольных табунщиков и пастухов; производство продвинуто настолько, что общество уже больше не зависит от средств к существованию, добываемых охотой или каким-либо другим видом деятельности, которую люжно безусловно отнести к разряду доблестной. С этого момента и далее отличительной чертой: в жизни праздного клас-

са является демонстративное освобождение от всяких полезных занятий.

Обычные, характерные занятия нраздиого класса в этой зрелой фазе его исторического развития являются почти такими же но форме, как и в его раннюю нору. Этими занятиями являются управление, войны, спорт и развлечения и отиравленне обрядов благочестия. Лица, чрезмерно вдающиеся в тонкости теоретических рассуждений, могут настаивать на том, что эти занятия все же являются, косвенным и несущественным образом, «нроизводитель-нымп». Однако следует заметить, и это имеет решающее значение для рассматриваемого вопроса, что основным мотивом участия праздного класса в этих занятиях, несомненно, не является увеличение состояния посредством производительных усилий. На этой, как и иа любой дру-roi"i, стадии paзвит1!я общества правление иво11ны, по крайней мере отчасти, осуществляются для денежной прибыли тех, кто в них участвует, но это - прибыль, получаемая почетным способом: захватом и обращением в свою пользу. Эти занятия носят характер хищнического, а ие производительного промысла. Нечто подобное можно сказать и об охоте, но с одним отличием. Когда общество выходит из собственно охотинческой стадии, в охоте начинают выделяться два различных занятия. С одной стороны, это занятие, осуществляемое главным образом ради прибыли, и элемент доблести в нем практически отсутствует либо, во всяком случае, но присутствует в достаточной степени, чтобы на это занятие не падала тень прибыльного промысла. С другой стороны, охота - это также развлечение, ноиросту проявление хищнического побуждения. В качестве такового она не представляет собой никакого ощутимого денежного стимула, однако содержит более или менее явный элемент доблести. Именно это последнее обстоятельство избавляет охоту от неблаговидности, хоторой обладают ремесла, поэтому она достойна поощрения и весьма хорохно вписывается в образ жизни развитого праздного класса.

Воздержание от труда теперь является не только почетным ххли похвальным делом, но становится тем, что необходимо для благонристойиости. Собствеххность как основа иочтеиности является самым простым и настоятельным требованием на иротяжепии ранних стадий иа-коилеиия состояния. Воздержание от труда г1)адиционно свидетельствует о состоятельности и, следовательно, явля-



ется общепризнанным показателем положения в общест--ве; и это неотступное требование того, чтобы богатство вознаграждалось, ведет к еще более сильному настоянию на праздности. Nota notae est nota rei ipsias. Согласно установленным законам человеческого бытия, праздность, являясь общепризнанным свидетельством обладания богатством, закрепляется в образе мыслей людей как нечто, что само по себе обладает значительными достоинствами и существенно облагораживает, тогда как производитель-» ный труд в то же самое время и по той же причине в двойном смысле становится недостойным. В довершение всего труд не только позорен в глазах общества, но и морально невозможен для благородных, рожденных свободными людей и несовместим с достойной лпзнью.

Этот запрет на труд имеет значение для дальнейшей производственной дифференциации классов. Когда растет плотность населения и хищническая группа превращается в оседлую общность, законные власти и обычаи, регулирующие систему собственности, получают бо.тьший простор и согласованность в своих действиях. Вскоре затем практически становится невозможным накапливать богатство простым захватом и, что логично п последовательно, одинаково невозможным приобретать богатство путем производственной деятельности людям неимущим, но гордым. И.м открыта другая возможность - жизнь в нужде или пицете. Везде, где срабатывает критерий демонстративной праздности, появляется второстепенный и в некотором смысле незаконнорожденный праздный слой - крайне бедный и кое-как перебивающийся в нужде и неудобстве, но морально не способный снизойти до прибыльных занятий. Опустившийся господин или дама, видавшая лучшие времена, - явление весьма частое и в наши дни. Это распространяющееся повсюду чувство унижения собственного достоинства при самой незначительной физической работе знакомо пе только всем цивилизованным народам, но и народам менее развитого уровня денежной культуры. У лиц с повышенной чувствительностью, которым в течение долгого времени прививаются аристократические манеры, чувство постыдности физического труда может стать столь сильным, что в критической ситуации и при необходимости выбора голос инстинкта самосохранения будет оставаться без внимания. Так, например, рассказывают о некоторых полинезийских во-ждях, которые под давлением хороших манер предпочитали голо-

дать, но не подносить пищу ко рту собственными руками. Правда, но крайней мере отчасти, такое поведение могло произойти из-за чрезмерной святости или табу, связываемых с личностью вождя. Это табу сообщалось через прикосновение пальцев и делало все, чего касался вождь, негодным в качестве пищи человеку. Однако табу само является цроизводным понятием от представления о не-достойности труда или несовместимости труда с нринци-памн морали; так что истолкованное в этом смысле поведение полинезийских вождей вернее следует канону почтенной праздности, чем может показаться вначале. Лучшим примером, плп по крайней мере более очевидным, является случай с одним из королей Франции, который простился с жизнью из-за чрезмерной моральной стойкости нрп соблюдении правил хорошего топа. В отсутствие должностного лица, в обязанности которого входило передвижение кресла господина, король безропотно сидел перед камином, позволяя своей королевской персоне поджариться настолько, что его уже нельзя было спасти. Однако, поступая таким образом, ои спасал свое Наихристианское высочество от осквернения низкими усилиями.

Главное, верь - нечестиво душу предпочесть стыду, И из-за жизни погубить основы бытия. Уже отмечалось, что слово «праздный», в том смысле, в каком оно здесь употребляется, пе означает лень или неподвп?кпость. Оно означает непроизводительное потребление времени. Время потребляется непроизводительно, во-первых, вследствие представления о недостонности производительной работы и, во-вторых, как свидетельство возможности в денежном отношении позволить себе жизнь в безделье. Однако праздный господин не проводит всю свою жизнь па глазах у зрителей, которых нужно впечатлять сим зрелищем почтенного досуга, по идеальному замыслу эту жизнь и составляющего. На некоторое время его жизнь по необходимости удаляется от взоров, и об этом личном времени, которое проводится не на публике, праздный господии должен ради своего доброго имени уметь дать убедительный отчет. Ему следует найти какое-нибудь средство для очевидного доказательства досуга, проводимого не на виду у зрителей. Это можно сделать только косвенно, посредством осязаеД1ЫХ, неэфемерных результатов досуга, проведенного таким образом, - аналогично уже знакомо!! демонстрац!!!! осязаемых плодов



труда, выполняемого для праздного госнодниа работаю-ш;ими у него ремесленниками и слугами.

Непреходящим свидетельством производительного труда выступает его материальны?! продукт - обычно какой-нибудь предмет потребления. Доблестная деятельность также призвана обеспечить какой-либо осязаеиьи"! результат, который может служить для демонстрации в виде трофея или добычи. На более поздней стадии развития обхцества входит в обычай придумывать себе какие-нибудь отличительные знаки и регалии почета, которые-будут служить традиционно иризнаиными доказательствами доблест!! и в то же самое время уа<азывать иа качество или степень доблести, символом KOTopofi они выступают. По мере того как возрастает плотность населения и человеческие отношения становятся сложнее и многообразнее, все элементы лшзни подвергаются пересмотру и отбору; в этом процессе использование трофеев развивается в систему рангов, титулов, степеней и знаков отличия, типичными примерами которых являются геральдические-изображения, медали и почетные украхиения.

С экономической точки зрения праздность, рассматриваемая как вид занятости, находится в тесном родстве с доблестной деятельностью; а достпже1!ия, сво1"1ственпые праздно!! жизни i! хран1!мые в качестве ее вне!1шпх критериев, 1!меют много общего с трофеями такой деятельности. Однако праздность в более узком смысле в отличие от доблестной деятельности, а также от всякого мнимо производительного употребления сил на что-нибудь но-существу бесполезное никакого материального результата обычно не оставляет. Поэтому кр!!терии былых свершении при праздио!! жизни обычно принимают форму «нематериальных» ценностей. Такими нематериальными св!1детельствами былой нразд1!0сти являются квазинаучная 1!л!т квазихудожествениая образованность, а также осведомленность о процессах и событиях, не имеющих непосредственного отношения it продвпжеи1!ю вперед человеческого общества. Так, к примеру, в наше время имеются знания о мертвых языках и оккультных науках, иравои!геаии11, синтакс!1се и иросодин, о разл1!чиого рода семейном музицировании и самодеятельном искусстве, о-том, как следует сегодня одеваться, обставлять жилье и какой иметь выезд, об играх и развлечениях, а также о-любимых питомцах, таких, как собаю! и скаковые лошади. Во всех этих отраслях знаний изначальным мотавом,

из которого и происходило вначале приобретение знаний и благодаря которому они когда-то вошли в моду, могло €ыть что-то совершено отличное от желания показать, что время было проведено не в производственном занятии; однако, если бы эта образованность не оправдывалась в качестве прочного свидетельства непроизводительных затрат времени, она не смогла бы существовать, сохраняя за co6ofi положение трад1!ционной образованности праздного класса.

В известном смысле можно эту образованность отнести к учености. Помимо и кроме нее есть еще ряд общественных явлеи!!!!, которые ностепенно переходят из облает!! учености в область физического навыка и ремесла. Такое промежуточное положение занимает то, что известно как восиитаииость и умение держать себя, вежливое обхождение, этикет, а также вообще соблюдение ир1!личи1"1 и церемоний. Явления такого рода более навязчиво и иеиосред-«твеино предстают общему вниманию и потому утверждаются все шире и настоятельнее в качестве необходимого свидетельства почтенной стеиепи праздности. Необходимо отметить, что все это соблюдение церемоний, которое попадает иод общу!о рубрику хороших манер, занимает более важное место в оценке люде?! на той стадии культуры, когда в качестве нр1!знака ночте1!!1ости !!аибольшую популярность приобретает демонстративная праздность, чем на более поздних стадиях общественного развития. Варвар квазнм1!рио!"1 стадии производства заметно более б.лаговоспптанны11 человек в том, что касается собл!Оде-ния декорума, че.м любой из людей, кроме разве что самых изысканных в другой, более поздний век. Действительно, общеизвестно или но крайней мере так нрштято теперь считать, что хорошие манеры портятся но мере того, как общество отходит от патриархально!! стадии. Немало господ старо?! выугчк!! вынуждены были высказывать cbO!i сожаления но поводу невоспитанных манер !т недостаточной обходительности, наблюдающихся даже среди высших слоев в современных зтромышлеиных обществах; а распад церемониального кодекса - или что иначе называется вульгаризац1ш жизни - среди собственно промышленных слоев предстает взору всех тонко чувствующих лиц как одна из глав1!ых аномалий цивил!!зации поздних времен. Распад, который этот кодекс иретерневает у какого-нибудь деятельного парода, свидетельствует - никаких осужден1!п! - в пользу того факта, что декорум

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [ 14 ] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60]