назад Оглавление вперед


[Старт] [ 1 ] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60]


1

как один из «ближайших и важнейших предшественников кейнсианства»

В буржуазной литературе Т. Веблену отводится видная роль в развитии американгкой буржуазной политэкономии. Особенно высоко расценивается роль Т. Веблепа в создании ее институционального направления. Действи-тельпо, в его работах были впервые сформулированы важнейшие положения институционализма. Именно идеи Т. Веблена в значительной степени определили и дальнейшую эволюцию этого наиравления. Анализ его работ, необходим для выявления идейных корней современного институционализма и для всесторонней критики этого течения буржуазной политэкономии.

Главный идеолог американского институционализма Торстейн Веблен - автор ряда фундаментальных экономических и социологических трудов. Наибольший интерес представляют следуюш;ие его работы: «Теория иразд-ного класса. Институциональная экономика», «Теория делового иредиринимательства», «Инстинкт мастерства и уровень развития технологии ироизводства», «Крупные предприниматели и простой человек», «Инженеры и система ценностей», «Абсентеистская собственность и иред-принимательство в новое время. Американский вариант» . В два сборника, «В мире происходяш;их перемен» и «Место науки в современно!! цивилизации и другие очерки» (издан посмертно), вошли основные статьи Веблена, написанные в разные годы его творчества . У. Митчелл, ученик и исследователь Т. Веблена, подготовил в последние годы жизни учителя подборку извлечений из его книг и статей

Политическая экономия. Экономическая энциклопедяя, т. 2. М., 1975, с. 28.

2 Т. V е Ы е п. The Theory of the Leisure Class: An Economic Study of Institutions. New York, 1(934. С этого издания сделан предлагаемый читателю перевод. Первое издание было осуществлено в феврале 1899 г. The Theory of Business Enterprise. New York. 1904; The Instinct of Workmanship and the State of the Industrial Arts. New York, 1914; The Vested Interests and the Common Man. New York, 191i9; The Engineers and the Price System. New York. 1912; The Absentee Ownership and Business Enterprise in Recent Times. The Case of America. 1923.

T. V e Ы e n. The Place of Science in Modern Civilisation and Other Essays. New York, lOlS; Essays in Our Changing Order. New York, 11934.

* What Veblen Taught: Selected Writings of Thorstein Veble n. Ed. by W. Mitchell. New York, 1936.

Основные работы Веблена неоднократно переиздавались в США. Его биография наиболее подробно излагается в книге Дж Дбрфмана «Торстейн Веблен и его Америка» . Отметим, что до настоящего времени ни одна из работ Т. Веблена еще не была переведена на русский язык.

Родители Веблена, Томас Веблен и его жена Кэри, эмигрировали из Норвегии в США в конце 40-х годов прошлого столетия. Некоторое время Томас Веблен был фабричным рабочим, истом - илстниксм, а наксиив сиреде-ленную сумму денег, купил ферму и сбсснсвался в нср-вежсксм поселении Като. На этой ферме 30 июля 1857 г. и родился шестой ребенок в семье Торстейн, Бунде Веблен.

Образ жизни семьи Вебленов полностью подчинялся традициям норвежских земледельцев: бревенчатый дом с примыкающей пристройкой для скота, домашнее изготовление основных продуктов питания (кофе и сахар - не-доетупн!1я роскошь!), простая одежда, тоже сдеиакиая дома.

В 1865 г., когда Торстейну было восемь лет, семья переехала в местечко Уиллинг, где отец Веблепа первым в округе купил для своей фермы молотилку, посадил фруктовый сад, занялся пчеловодством.

В 1874 г., в возрасте семнадцати лет, Торстейн поступает в Карлтонский колледж в Нортфилде. Колледж был религиозного направления, восиптывал миссионеров. Чтобы не платить за содержание детей, отец Торстейна купил маленький участок, примыкавший к территории колледжа, построил на нем домик, куда регулярно доставлялась провизия с фермы. Такое обособление, домотканая одежда и отсутствие городских манер в поведении вызвали презрительное отношение к детям Вебленов со стороны одноклассников. В колледже Т. Веблен провел шесть лет. Преподаватели его не любили за высокомерие и замкнутость. Исключение составлял профессор политэкономии Джон Кларк, который уделял своему ученику большое внимание и рекомендовал ему заниматься научными исследованиями. Иа рефератов Веблена, написанных в период обучения в колледже, следует отметить два: экономический ирогпоз «Цена на пшеницу в пятилетней пер-

1934.

J. Dor f man. Thorstein Veblen and His America. New York,



спективе» и трактат по философии Дж. Милля. В колледже начался роман с его будущей женой Эллен Рольф, племянницей президента колледжа. У Торстейна п Эллен было безусловное духовное родство, общность интеллектуальных интересов.

Веблен закончил колледж на год раньше срока, сдав экзамены экстерном. В 1880 г. после окончания колледжа Т. Веблен получил место учителя в штате Мэдисон, нС/ через год учебное заведение закрылось, он оказался без работы и поселился на ферме у отца. Спустя год он поступает вместе со своим старшим братом Эндрю в Университет Гопкинса, где изучает философию н нолитпческую экономию. Вскоре после пс-стунления в универсптет им была написана работа «Теория обложения земельными налогами у Дж. Ст. Мплля». В Университете Гопкпнса Веблен проучился лишь неполный семестр, так как но получил ожидаемую стипендию. Его отец берет для него заем в банке, и он поступает в Йельскпй университет. Существование Веблена в этот период самое скромное, на одежду нет денег, долги...

В течение двух с половиной лет пребывания Веблена в Йельском университете он занимается учением об эволюции, участвует в диспутах вокруг этого учения и пишет диссертацию «Этические основания доктрины воздаяния». Диссертация базировалась на работах Спенсера п Канта. В 1884 г. был объявлен конкурс на лучшую работу по «пстории н теории распределения национального бюджета среди американских штатов». Остро нуждающийся в деньгах Веблен пишет такую работу и получает премию. В том же, 1884 г. Веблен получает за свою диссертацию ученую степень доктора философии и начинает поиски работы. Хотя у него имелись серьезная поддержка (письменные рекомендацпи проф. Кларка и проф. Йельского университета Портера), степень доктора философии, а также статьи в философских журналах, работы он не нашел. Преподаватели философии набирались из числа богословов. Для норвежца, п притом подозреваемого в нри-вержепности теории эволюции, нигде не нашлось места. Веблен был вынужден опять вернуться на ферму к отцу. Там он подрабатывал литературным поденщиком в газетах и журналах, писал, по его словам, «опытные статьи», которые нигде не публиковались, занимался даже изобретательством в области сельскохозяйственной техники.

В 1888 г. состоялась свадьба Веблена с Эллен Рольф. После свадьбы они поселились на ферме отца Эллен, где Веблен занимался теорией единого налогообложения и сделал перевод исландской саги, которой он заинтересовался в связп с описанием позднеязыческих и раннехристианских обычаев среди германских народностей. Вообще он занимался в этот период жизни германской филологией, классическими языками и историей, увлекался ботаникой.

После очередных неудачных поныток получить место Веблен, уже в возрасте тридцати трех лет, был принят в Корнельский университет «для работы по соисканию ученой степени». Отделением экономики университета ведал Дж. Л. Лафлин, последователь Дж. Ст. Милля. Панеча-танная в ежеквартальном экономическом журнале статья «Некоторые оставляемые без внпманпя вопросы теории социализма» обеспечила Веблену научную стипендию в размере 400 долл.

Осенью 1891 г. Лафлин был назначен заведующим кафедрой экономики в открывшемся Чикагском университете и устроил там Веблена с весьма скромным окладом 520 долл в год. Чикагский университет, в официальном названии которого значилось «основан Джоном Д. Рокфеллером», сразу стал заведением ультраконсервативным. В университете царила атмосфера «диктаторства пре.зи-дента» (ректора). Все реакционные и консервативные черты системы высшего образования, обрисованные Веб-леном в «Теорпп праздного класса» п позже, в 1918 г., в работе «Высшее образование в Америке», былп широко представлены в Чпкагском университете.

В годы пребывания в Чикаго Веблен печатается в «Джорнэл оф нолитикл экономи», одном из тринадцати периодических изданий, открывшихся при университете. Веблен не входил в нрофессорско-нренодавательский штат университета, а числился сотрудником для чтения лекций но экономике, на должности, которая была третьей от конца в тринадцатистуненчатом табеле о рангах в Чикагском университете. Вскоре на его плечи была переложена вся работа по редактированию «Джорнэл оф нолитикл экономи». Одновременно он переводит с немецкого для серии «Экономические исследования» работы по финансовой науке. Блестящее знание Вебленом немецкого языка вызывало удивление однокурсников еще в годы его учебы в Йельском университете.



в 1895 г., когда Веблену минуло уже 39 лет, его финансовые дела немного поиравляются. Он начинает работать над книгой «Теория ираздпого класса». Веблен пишет своему другу мисс Харди в ноябре 1895 г., что первой книгой в списке запланированных работ стоит «Теория праздного класса» и он начинает «ионемногу за нее браться»: «Отвожу для нее час-другой в день, приходится несколько пренебрегать для этого занятиями... По мере продвижения или, вернее, при иоиытке продвинуться все больше оказываюсь окруженным неслыханными экономическими доктринами, мною выдумываемыми, имеющими более или менее отдаленное отпошение к главной теме; поэтому наиисав, что составит в отредактированном виде странхщ, наверное, 50 или 60, я еще не дошел до рассмотрения доктрины демонстративного расточительства, которая, конечно же, должна составить, по существу, ядро 9Toii работы».

Чикагская дехствптельность того времени, картина резкого контраста трущоб и дворцов, давала обильную пищу для работы над этой книгой. Летом 1896 г. Веблен побывал в Европе, где также собирал материал для гото-вящехтся книги. В течение двух последующих лет он углубленно изучает Маркса, Дарвина, Спенсера; помимо статей в редактируемом журнале, печатается также в «Куотерли днорнэ.л оф экономи» и в социологическом журнале. Но главное внимание он уделяет «Теории празд-пого класса», неоднократно переписывая целые главы. Книга выходит в свет в феврале 1899 г.

К десятилетию Чикагского университета Веблен и Лафлин в юбилейной публикации изложили свои теории современпого кредита и его роли в предпринимательстве. Центральный тезис работы Веблена состоял в следующем: «Кредит нужен только современному конкурирующему бизнесу, но никак не современному производству». Эта работа почти без изменений вошла впоследствии в книгу Веблена «Теория делового предпринимательства», которая вышла летом 1904 г. Как раз в это время Веблен среди прочих курсов читал в Чикагском университете курс ио организации делового предпринимательства. Он публикует статью «Первые опыты в организации трестов», где утверждает, что кориорации в пиратстве и торговле рабами являются предшественниками современных трестов.

Книгой «Теория делового иредиринимательства» как

бы заканчивается цикл развития воиросов, изложенных в ряде его статей и в книге «Теория праздного класса»: истоки частной собственности, иротиворечие между иро-изводством и бизнесом, паразитическое истребление праздных классов, преимущества машинной техники. Однако «Теория делового иредиринимательства» не вызвала такого интереса, как его первая книга, «Теория праздного класса». Некоторые отзывы были резко отрицательными. Так, обозреватель журнала «Нейшн» писал, что «Теория делового предпринимательства» приложима «лишь к некоторым, пользующимся иечальпой славой аспектам современной финансовой деятельности; она несостоятельна в ее предиоложении, что эти аспекты характерны для современного предпринимательства... Веблен не видит нормальных, здоровых сторон производства».

Вместе с тем иопулярность Веблена росла. Его биограф Дорфман пишет, что известность автора двух крупных книг, «Теории ираздного класса» и «Теории делового предпринимательства», распространялась на гораздо более широкие круги, чем «элита экономистов и социологов», Студенты, которым он читал лекции, шептались в коридоре: «Вон идет доктор Веблен, который знает двадцать шесть языков».

В этот период Веблен ведет не только большую научную, но и иедагогическую работу. По словам Дорфмана, Веб лены жили просто, на 400-600 долл. в год. Лишь в 1903 г. заработок Веблена поднялся до тысячи долларов в год. Лекции занимали четыре дня в неделю. Жил Веблен рядом с университетом, вставал в девять утра, в десять начинались лекции, а иосле обеда его можно было видеть в факультетской библиотеке. Писать он начинал не раньше восьми вечера, а заканчивал часа в два ночи, В его комнате всего только и было что стол с лампой, несколько простых стульев да коробки вдоль стен, заменявшие книжные иолкп. По свидетельству студентов, читаемые Вебленом курсы носили всеобъемлющий характер, охватывали очень широкий круг проблем из самых различных областей. Самый известный курс его лекций - -«Экономические факторы в цивилизации».

С августа 1906 г. Веблен назначается адъюнкт-профессором в Стэнфордском университете. За период с 1906 по 1910 г. СП пишет ряд статей иреимущественно по экономическим вопросам. В их числе «Социалистическая экономика Карла Маркса и его последователей», «Место на-

[Старт] [ 1 ] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60]