стран, которые не принадлежали ни к долларовой, ни к стерлинговой зоне. Трансферабельность как таковая была либерализована**, а разделение между текущими платежами и движением капиталов - упразднено. В то же время оживился лондонский золотой рынок. Резиденты стран, не входивших в стерлинговую зону, могли теперь легально покупать здесь зблото в обмен на доллары в тех количествах, которые разрешало к продаже британское правительство*. Вне пределов самой стерлинговой зоны свободный рьшок развился уже настолько, что фунты из стран зоны с трансферабельными счетами обменивались на доллары по курсу ниже официального паритета. В результате после либерализационных мер, предпринятых в марте 1954 г.,этот курс понемногу вырос и к декабрю того же года оказался лишь слегка ниже официального (точнее, 2,70 долл. за фунт вместо 2,80 долл.) В феврале 1955 г. Счет стабилизации обменных курсов, который выполнял функцию центральной кассы для золота и иностранных валют, в особенности долларов, получил от правительства право в случае необходимости проводить интервенции для обеспечения стабильности на свободном рынке. Отньше разрьш между свободным и офшщальным рьшком не превышал 1%, так что фунты из зоны стран с трансферабельными счетами стали де-факто конвертируемыми (официально так же обстояло дело с фунтами из зоны американских счетов).
Аналогичный процесс развивался в 50-х годах и в странах ЕПС. Ограничения на торговлю быстро исчезали под давлением ОЕЭС, в то время как обменные потоки увеличивали объем многосторонних платежей внутри Союза. Одновременно страны Западной Европы успешно пополняли свои золотые и долларовые резервы, которые выросли с 8,4 млрд долл. в конце 1949 г. до 17,2 млрд долл. в 1956 г.* Улучшение резервных позиций Европы позволило ужесточить режим ежемесячных платежей в золоте или долларах в рамках ЕПС и продолжить либерализацию торговли. Эти более строгие условия бьши включены в соглашения, подписанные в середине 1954 и 1955 гг. С 1 июля 1954 г. минимум 50% всего месячного дефицита должен был быть покрыт в золоте или долларах и лишь на остаток распространялось действие механизмов кредитования. А с 1 августа 1955 г. такое соотношение уже составляло 75%. Одновременно были подписаны двусторонние соглашения между государствами, чьи долги и, соответственно, требования достигли чрезмерных сумм: система ЕПС не применялась к тем позициям, которые могли быть консолидированы (в золоте или долларах).
Страхи перед тем, что кредитные механизмы ЕПС будут способствовать развитию инфляционного процесса, оказались необоснованными. В действительности же в процессе ежемесячных платежей страны гораздо больше использовали многосторонние платежи, чем кредитные механизмы: в период с 1950 по 1956 г. 75% общего объема дефицитов и излишков стало объектом компенсаций; остальные 25% на треть погашались кредитами, а остальная сумма - в долларах или золоте. Помимо этого, ЕПС облегчала развитие зоны слабых валют. Автоматическая помощь предоставляемая странам с дефицитом, могла оказывать дискриминационное влияние на отношения со странами, не являющимися членами ОЕЭС, так как способствовала либерализации в самой зоне.
Этот элемент имел очень ограниченное значение, так как ЕПС носила характер временного института, в задачи которой входило ускорить процесс многосторонних расчетов в мировом измерении". Действительно, 5 августа 1955 г. во время подписания нового европейского соглашения стороны обязались устранить этот институт и продолжать сотрудничество в монетарной сфере, как только будет
Отныне Великобритания довольствовалась требованием у стран зоны с трансферабельными счетами согласия на то. чтобы третьи государства осуществляли свои текущие платежи в фунтах стерлингах.
"* До этого такие операции проводились лишь на международных свободных рынках, таких, как например, Танжер.
принято официальное решение о восстановлении конвертируемости**. Последнее не заставило себя долго ждать. В 1953 г. банки, представляющие восемь стран-членов ЕПС, могли самостоятельно проводить арбитражные операции по текущим и срочным курсам и избегать, таким образом, более сложной процедуры многосторонней компенсации в рамках ЕПС"*. С марта 1954 г. значительно облегчилась возможность перевода фунта, поскольку он стал де-факто, конвертируемым в странах зоны с трансферабельными счетами. В конце 1958 г. 14 членов ЕПС (8-27 декабря***, а 6 остальных - сразу вслед за ними"*) потребовали устранения этой организации, введения общей конвертируемости и применения положений европейского монетарного Соглашения 1955 г. В начале 1959 г. конвертируемость, опирающаяся на эталон "золото-доллар", официально вступила в силу для всех членов ЕПС. 15 других стран одновременно приняли то же решение. Это предусматривало отмену контроля за курсами, остававшемуся в силе применительно к международным текущим платежам. Две крупные монетарные зоны западного мира (сильная - долларовая и слабая - стерлинговая, а также ЕПС) слились, чтобы составить огромную территорию, обеспеченную системой многосторонних платежей, опирающуюся на свободный обмен продукцией и общую конвертируемость в режиме фиксированных паритетов".
КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ в РАМКАХ ЗОЛОТОГО ДОЛЛАРОВОГО ЭТАЛОНА
В 50-х годах на стадии перехода к конвертируемости валют МВФ играл второстепенную роль. Тем не менее 13 февраля 1952 г. в преддверии прекращения дег ствия плана Маршалла бьша создана система подтверждающих соглашений. В силу ее положений, страны, испытывавшие временные трудности, могли прибегнуть к займам на некоторую сумму у МВФ на определенный период вне зависимости от общего состояния их задолженности. Требовалось, однако, вьшолнение некоторых условий, а заявки рассматривались конкретно по каждой стране. Первоначально такая система подтверждающих соглашений осталась невостребованной. В начале 50-х годов суммы, выдаваемые МВФ, бьши обычно слишком незначительными для того, чтобы использовать их для урегулирования международных расчетов. Ситуация изменилась осенью 1956 г., когда разразился суэцкий кризис. Англия и Франция по соглашению с МВФ получили в декабре этого года займы. Таким образом, политика вмешательства МВФ усилилась, и последний начал играть более активную роль (см. табл. 29).
В противоположность МВФ США уже внесли значительный вклад в восстановление общей конвертируемости, рассматривая ее как жизненно важный элемент для построения мировой экономики, открытой и стабильной, поставленной под их контроль. С другой стороны, бьшо необходимо внимательно следить за развитием общего объема мировой денежной массы. Вот почему американское прави-
Соглашение предвидело создание европейского фонда с капиталом 600 млн долл. для предоставления краткосрочных кредитов странам, испытьшающим временные трудности с платежным балансом, и организацию системы многосторонних платежей, предусматривающую компенсации в случае, если онн не могли проходить через мировые обменные рынки. Последнее соглашение осталось мертвой буквой. См,: TewB. Op. cit. P. 161-162).
Речь идет о Бельгии, Люксембурге, Дании, Франции, ФРГ, Голландии, Швейцарии и Великобритании. В декабре 1953 г. в нх число вошла Норвегия, а в декабре 1955 г. - Италия (Triffin R. Op. cit. P. 212, 213).
** Это были Бельгия, Люксембург, Франция, ФРГ, Италия, Голландия, Швейцария, Великобритания и Ирландия. Часто говорят о шести странах, так как к тому времени уже существовал денежный (и экономический) союз (UEBL) между Бельгией н Люксембургом, а Ирландия имела тесные связи с Великобританией.
* Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария.
тельство, как мы уже в этом убедились, старалось ограничить величину кредитов, выдаваемых МВФ, преследуя цель всеобщего распространения золотого эталона. Тем не менее американцы понимали, что слишком строгая политика будет вынуждать некоторые государства поддерживать двусторонние соглашения и отказываться от многосторонности. В этих условиях американское правительство было склонно предоставлять займы в долларах, а также поощрять частный сектор инвестировать капиталы за границу, несмотря на то, что последнее обстоятельство могло бы оказать негативные последствия на состояние занятости в экономике самих Соединенных Штатов"*. Конечно, в 50-х годах торговый дефицит стран ОЕЭС перед США был огромным, но его рост замедлился, а общая величина даже несколько сократилась. Еще более важным было развитие общего платежного баланса США (табл. 31). Из-за "невидимого импорта" и военных расходов американцев страны ОЕЭС накопили значительные излишки в рамках торговли с США, что вызвало прилив золота и долларов. С 1949 по 1959 г. дефицит США перед остальным миром увеличивался в среднем на 600 млн долл. ежегодно. Золотые резервы и запасы валюты, конвертируемой в ценный металл, в Западной Европе и Японии быстро увеличивались. С 1952 по 1959 г. они почти удвоились, достигнув 22 млрд долл. из 57 млрд всего мира.
Постепенное перераспределение мировых резервов золота и конвертируемой в золото валюты в решающей степени способствовали успеху достижения в декабре 1958 г. общей конвертируемости. Другие меры, принятые Соединенными Штатами для экономического восстановления Европы и Японии (в особенности ФРГ), также позволили поддерживать равновесие новой мировой экономической системы. В этом отношении девальвация французского франка на 17,55% в 1958 г., сопровождаемая успешной дефляционной политикой пришедшего к власти де Голля, также стала важным элементом, который необходимо учесть*.
Несмотря на неблагоприятное развитие платежного баланса США, мир пребывал в уверенности, что он испытьшает нехватку долларов. В 1957 г. Дональд МакДугалл даже опубликовал исследование, в котором нехватка долларов фигурировала как главное препятствие развитию и поддержке многосторонней мировой системы. Доверие к доллару и демонстрации американской гегемонии привели к поглощению золотого эталона эталоном "золото-доллар". Все фиксированные паритеты были выражены по отношению к доллару, уже конвертируемому в золото, курс которого не менялся с 1934 г. В этой системе доллар играл роль главной мировой резервной валюты.
Фунт сохранил статус резервной валюты в стерлинговой зоне, но слабость его позиций привела к уменьшению хранимых в этой валюте запасов. Влияние же США на МВФ было настолько серьезным, что увеличение мировой наличности через этот канал было возможно только с "позволения" этой страны, чего достигнуть было не так-то просто. Неудивительно, что между 1949 и 1959 гг. в ощей сумме мировых резервов, составлявших 8,5 млрд долл., около 7,5 млрд представляли долларовое обязательства США перед центральными банками других стран*. В этих условиях мировая экономическая система, обеспеченная наличием фиксированных обменных курсов и системой конвертируемых валют, отвечала пожеланиям Соединенных Штатов. В действительности последние представляли для Запада центральный банк, который контролировал монетарную политику в мировом масштабе пофедством конфоля за денежной массой.
* в своем докладе, сделанном в январе 1954 г. перед президентом и конгрессом, Комиссия Рэндэлла" ("Randall Commission"), занимавшаяся вопросами внешней экономической политики, обратила внимание на проблему нехватки долларов. Она рекомендовала правительству поощрять частный американский сектор инвестировать средсгва за границу.
Франция уже проводила девальвацию в 1957 г. В общем итоге курс франка снизился иа 29% по отношению к доллару (FurNiss E.S., Jr. France Troubled Ally. P. 406-17).