назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [ 96 ] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


96

понимание политики благосостояния противоречило идеям США восстановления мировой экономики (включая Европу) на основе открытости и золотом эталоне. Более того, после обнародования в марте 1947 г. "доктрины Трумэна" холодная война приняла беспрецедентный размах. В этом контексте недоверие американцев к политике левой ориентации, проводимой европейскими правительствами, усилило убеждения президента Трумэна в необходимости предпринять новые инициативы, чтобы помочь американской внешней политике добиться признания в Европе.

Выражением последней и стало принятие 1 июля 1948 г. плана Маршалла*. В результате удалось добиться быстрых результатов в области восстановления европейского производства, реконструкции инфраструктуры и стабилизации цен. Что же касалось внутриевропейских расчетов и восстановления многосторонних связей, здесь прогресс в первые два года развивался крайне медленно. Ситуация изменилась к лучшему лишь в 1950 г. после создания Европейского платежного союза. Однако значение плана Маршалла не исчерпьшалось той несомненно важной ролью, которую последний сыграл в процессе возрождения Европы. Гораздо важней был его вклад в пересмотр тех принципов, которые определяли становление послевоенного экономического порядка. Громадное влияние плана и более чем скромная роль МВФ подготовили почву для изменения принципов мировой экономической политики. В результате сформировалась международная открытая рыночная система, находящаяся под покровительством США, а не наднационального органа управления, как это предполагалась вначале. Такая модель в гораздо большей степени отражала реалии того времени, так как существование наднациональной власти предполагало наличие некоторого равновесия между главными западными государствами, чего в действительности в первые послевоенные годы не имело места.

ДЕВАЛЬВАЦИЯ ФУНТА СТЕРЛИНГОВ: НОВЫЙ ШАГ к МНОГОСТОРОННОСТИ

Мировая открытая и многосторонняя экономика, созданная системой фиксированных обменных курсов де-факто предполагала существование глобального равновесия между различными валютами. Однако способ, по которому в 1946 г. были определены паритеты последних, не давал этому существованию никаких гарантий, а скорее, наоборот, лишал их. Учитывая огромный объем импорта, необходимого в процессе реконструкции, большинство правительств выбрало вариант переоцененного паритета, что допускалось МВФ. В краткосрочной перспективе такое решение выглядело разумным. Различные государства хотели импортировать с минимальными для себя издержками. При необходимости правительства могли легко сократить нежелательные объемы своего импорта, применяя определенные ограничения в системе международных платежей, что позволялось им делать Фондом до 1952 г. Цены на экспортную продукцию не имели значения ввиду отсутствия после войны конкуренции на мировых рынках. Каждое государство было убеждено, что после нескольких лет их собственная экономика могла бы все в большей степени удовлетворять внутренние запросы. Под влиянием падения цен, рассуждали они, соответственно исчезнет эффект переоценки национальной валюты, для чего не требуется никакого официального вмешательства.

К сожалению, дело приняло совершенно иной оборот. До 1949 г. относительная стабильность обменных курсов достигалась лишь за счет строгих ограничений в монетарной сфере, что скрьшало подчас наличие здесь глубокого неравновесия. В действительности после войны правительства были не в состоянии с равным успехом справиться с инфляцией. То же относилось и к успехам в процессе экономического восстановления. Существовавшие и ранее различия в покупательной способности разных стран еще больше усилились**. В 1948 г. это уже началось сказы-

! о Герман Ван дер Bee289



ваться на экспорте в отдельных странах. Некоторые государства (ФРГ - в июне

1948г., Япония - в апреле 1949 г.) провели фундаментальные денежные реформы. Другие - стабилизировали собственные валюты, прибегнув к ревальвации или девальвации своих денежных единиц по отношению к доллару. Большинство принятых мер ставили задачей пресечь давление со стороны внутренней экономики, но они оказали побочный негативный эффект. Так, принятые Италией и Францией решения (в 1947 и 1948 гг. соответственно) о введении свободного обменного курса к доллару (параллельно официально установленному) привели к появлению кросс-курсов с разрушительными последствиями. Так, официальный курс британской валюты по отношению к американской составлял один фунт стерлингов за четыре доллара. Но в пересчете на лиры на свободном итальянском рынке кросс-курс уже менял соотношение на 2,60 долл. Вследствие этого экспортные товары в США из стран стерлинговой зоны следовали транзитом через Италию. Аналогичные ситуации возникали и в том случае, когда правительства устанавливали множественные курсы. В 1949 г. 18 стран-членов МВФ (12 из которых представляли Южную Америку) прибегали к подобной практике*. Манипуляции международной денежной системой в интересах внутреннего развития приняли крайние формы. Некоторые государства, обладавшие значительными неконвертируемыми стерлинговыми активами, начали сбывать их на черном долларовом рынке по курсу, ниже официально установленного паритета. Такие операции были особенно характерны для стран Среднего Востока, нефтяная выручка которых составлялась из фунтов стерлингов. Некоторые посредники, получившие эти фунты по выгодному курсу, использовали их для закупки продукции в стерлинговой зоне, которую затем перепродавали по более низким ценам в долларовой зоне.

В данной ситуации США поняли, что задача плана Маршалла по восстановлению многосторонних обменов не будет выполнена без нового общего выравнивания курса валют, которое позволило бы скорректировать недооценку доллара и швейцарского франка по отношению к фунту и устранить неравновесие других валют*. Официально такая инициатива должна была исходить от МВФ. Однако в действительности ничего подобного не произошло. Наднациональная роль Фонда настолько ослабла, что США вынуждены были заставить его действовать, организовав в начале 1949 г. переговоры с европейскими государствами по проблемам обменных курсов и создав для этого временный комитет (ad hoc)". В период кризиса фунта стерлингов в августе и сентябре 1949 г. департамент Казначейства США, вынужденный добиваться более реалистичных курсов, самостоятельно предпринял главные шаги. МВФ начал действовать лишь после подталкивания со стороны его европейских членов, на которых, в свою очередь, оказывали давление (Соединенные Штаты. Смысл операции заключался в 35%-ной девальвации фунта по отношению к доллару, что и произошло 18 сентября 1949 г. Новый паритет составил 2,80 долл. за один фунт. На расчеты по новому курсу перешли все государства стерлинговой зоны, за исключением Пакистана. Операция вызвала цепную реакцию в Западной Европе, обойдя лишь Швейцарию. К девальвации прибегли и некоторые страны, расположенные за пределами континента и не принадлежавшие к стерлинговой зоне (табл. 30).

Действительной причиной этой серии девальваций являлась рецессия 1948-

1949гг. в США. Она привела к значительному сокращению экспорта сырья из стерлинговой зоны в долларовую и к общему понижению цен на него. Негативного эффекта, сказавшегося на и без того нестабильном состоянии резервов стерлинговой зоны, было достаточно, чтобы вызвать здесь панику.

В своем годовом докладе за 1948 г. МВФ уже подчеркивал существование напряжений между различными валютами. Однако он не предлагал (хотя это позволял ему Устав) изменить обменные курсы. "Комитет ad hoc", в свою очередь, представил доклад, где советовал провести срочное изменение паритетов.



Таблица 30. Девальвация различных валют по отношению к доллару США, 18-31 декабря 1949 г.

(I долл. США = 100)

Страны

Сфаны

Стерлинговая зона (исключая

Пакистан)

Бельгия/Люксембург

Европейские государства

Португалия

Австрия

Италия

Греция

Швейцария

Да1шя

Другие государсгва

Финляндия

Аргентина

Нидерланды

Египет

Норвегия

Канада

Швеция

Япония

Франция

Источник: BRI. Vingtieme rapport annuel.

В результате страны вынуждены были пойти на корректировку курсов своих валют. Наблюдатели того времени, подобные Ральфу Джорджу Хотри (Ralph George Hawtrey), сочли британское решение преждевременным и предполагали, что обесценение фунта является временной мерой и не носит структурного характера. Другая критика основывалась на разрушительных последствиях девальвации для долларовых доходов в стерлинговой зоне. Экспорт из последней в зону доллара должен был немедленно увеличиться почти на треть, чтобы удержать на прежнем уровне "додевальционные" доходы. Противники реформы обращали внимание на недостаточность оснований для решения, преследующего целью драконовское сокращение импорта из долларовой зоны посредством инструмента девальвации курса. Они считали, что британское правительство и без того располагало достаточным арсеналом средств. В их глазах главным итогом реформы бьшо повышение цен на необходимую импортную продукцию и как следствие этого, удорожаште стоимости жизни. Последнее замечание, однако, было не вполне корректным. Оно было применимо к самой Великобритании, но в других государствах стерлинговой зоны с более либеральной регламентацией импорта из долларовой зоны (прежде всего Австралии и Новой Зеландии), последний резко сократился, что привело к уменьшению давления на Счет выравнивания обменных курсов.

С другой точки зрения проведенная девальвация обладала рядом достоинств. Так, был положен конец спекулятивному давлению на фунт стерлингов. Многие иностранцы, предвидя девальвацию, отложили проведение импортных операций из стерлинговой зоны, экспортеры же, в свою очередь, не конвертировали сразу в фунты свои доходы в долларах или других валютах. Такое спекулятивное поведение теперь не имело оснований. Кросс-курсы, источник финансовых расстройств, также исчезли.

В долгосрочной перспективе корректировка курсов также имела положительные последствия. Более обоснованная структура обменных курсов, установленная в 1949 г., придала большую эластичность предложению со стороны экспорто-способной европейской промышленности и заложила основы для восстановления процесса мировой торговли в 50-х годах. Устранение недооценки доллара вызвало приток частных капиталов из США и тем самым способствовало пополнению долларовых запасов. Начало в 1950 г. корейского конфликта и последовавшая затем гонка вооружений временно нарушили достигнутое в результате девальвации равновесие. Увеличение объемов продаж сырья и рост цен на него на мировых рынках резко усилили резервные позиции фунта стерлингов, так что в какой-то

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [ 96 ] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]