назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [ 95 ] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


95

тавленным США и Канадой. Помимо этого, американское правительство обязывалось теперь способствовать восстановлению прочной международной денежной системы, а Великобритания была заинтересована в поддержке этой инициативы".

Чтобы облегчить себе переход к конвертируемости фунта, британское правительство разделило весь мир на зоны, который составили четыре категории стран. В первую входили государства стерлинговых счетов, во вторую - долларовых, в третью - страны с переводными счетами, и наконец, в четвертую - все остальные. Государства с переводными счетами, в противоположность долларовой зоне, принимали фунт в качестве единственной основной или резервной валюты, который обязывались поддерживать. Напротив, все текущие платежи в фунтах из этой, а также из стерлинговой зоны в пользу стран долларовой зоны могли быть по требованию конвертированы в золото или доллары. Правительство старалось добиться, чтобы страны с переводными счетами не переводили бы немедленно свои стерлинговые балансы в американскую зону, а использовали, насколько возможно, фунт в качестве резервной валюты. Помимо этого, последние продолжали принимать в случае необходимости текущие переводы в фунтах из третьих государств, поступлением которых они финансировали импорт из стран стерлинговой зоны и, по возможности, из третьих стран. Что же касалось тех обязательств в фунтах, срок по которым еще не наступил и величина которых в июле 1947 г. составила порядка 10 млрд долл., состоящих большей частью из бонов британского казначейства, никакого долгофочного решения по ним не предусматривалось. Только половина этой суммы могла быть объектом специальных соглашений, позволяющих на короткий фок блокировать их.

Однако всех перечисленных мер оказалось недостаточно для обеспечения гармоничного перехода к конвертируемости. Официальным заявлением о конвертируемости 15 июля 1947 г. ускорялось использование фунта в расчетах между американской и переводной зонами с последующей конвертацией в золото или доллары. Эта косвенная конвертация фунта в переводной зоне стала причиной серьезных проблем для британских долларовых и золотых резервов. Месяцем позднее, 20 августа 1947 г., Великобритания после консультаций с США вынуждена была вновь временно приостановить конвертируемость своей валюты. В стерлинговой зоне повторно были наложены серьезные ограничения на прямую конвертацию при переводах средств в зону долларовых счетов. Косвенная конвертация при платежах в переводную зону полностью запрещалась. Тем самым Великобритания возвращалась к ситуации, когда в течение пятилетнего периода она имела право ограничивать свои международные расчеты, полученные ею по Бреттон-Вудскому соглашению. В то же время были предприняты меры по улучшению системы переводов в фунтах в самой стерлинговой зоне, внутри зоны переводных счетов, в группе стран, не входящих в ту или иную зону расчетов (по двусторонним соглашениям), а также между этими тремя зонами. Помимо этого, была решена проблема блокирования части стерлинговых пассивов*. В итоге провал в 1947 г. попытки введения конвертируемости фунта сильно затруднил реализацию планов президента Трумэна по восстановлению международной монетарной системы.

МВФ ДЕЙСТВУЕТ

Англо-американское соглашение о займе не было единственной стратегией, использованной США для нейтрализации "неолиберальных" положений Бреттон-Вудского соглашения. Были предприняты и другие, как прямые так и косвенные, попытки подобного рода. На первом собрании Фонда в марте 1946 г. в Саваннахе (штат Джорджия, США) Кейнс не смог получить то, на что рассчитывал. Уайт, который сотрудничал с ним в подготовке Бреттон-Вудских соглашений и также являлся сторонником дирижистского подхода, не был избран на пост генерального



директора МВФ. Предпочтение было отдано более ортодоксально настроенному бельгийцу Камиллу Гутту Помимо этого, место официального пребывания Фонда был определен не Нью-Йорк, а Вашингтон, где он находился под постоянным наблюдением американского правительства. Исполнительные директора Фонда, тесно сотрудничавшие с правительствами, которые они представляли, были приняты на постоянную, а не на частичную работу. В противном случае персонал не мог бы занять четких, независимых позиций, имевших наднациональную основу.

18 декабря 1946 г. МВФ объявил о новых паритетах для большинства своих членов. Эти паритеты, выдвинутые правительствами, опирались на обменные курсы того времени. МВФ предложил национальные паритеты для достижения международного равновесия, но он не имел возможности заставить принять их странами-членами*. Фонд утратил инициативу в сфере обменных курсов и в последующие годы играл пассивную роль. Произошла постепенная замена относительной стабильности, предусмотренной первоначально, принципом стабильности абсолютной.

Что же касалось предоставления кредитов странам-членам, компетенция МВФ оказалась гораздо меньшей, чем та, которую Кейнс предполагал отвести своему Компенсационному союзу. Да и оставшиеся возможности были урезаны под давлением американцев. Под предлогом недостатка ресурсов и возможного риска инфляции размеры таких кредитов были крайне ограниченными. Помимо этого, возможности обращаться за помощью к МВФ лишились государства, получившие ее в рамках плана Маршалла (на весь период действия последнего)". Условия же деятельности самого Фонда ужесточались: возможность получения кредита затруднялась, а сроки его возврата сокращались. Новая политика Соединенных Штатов рассеяла надежды Уайта и Кейнса. В этом» же контексте надо рассматривать низкий уровень ресурсов Фонда. Таким образом, МВФ был обречен играть весьма незначительную роль в международной монетарной системе в период первого послевоенного десятилетия. В этот период его вклад в решение проблем платежного баланса в мире был очень ограниченным (табл. 29)**. С другой стороны, под бдительным оком США и во взаимодействии с ГАТТ он выступал за устранение всевозможных торговых и монетарных дискриминаций в отношениях между своими членами, как мы это уже видели выше. Получилось, что деятельность МВФ соответствовала американскому послевоенному видению мира, которое опиралось на идеи "Паке Американа" в системе рьшочных отношений.

В тот период, когда роль МВФ была далеко не слишком влиятельной в деле предоставления кредитов, страны мира испытывали серьезные трудности с состоянием своих платежных балансов. Несмотря на финансовую и материальную помощь со стороны США, спрос на американские товары и доллары продолжал расти. Лишь благодаря поставкам из Нового Света Европе удалось справиться с проблемой нехватки оборудования, угля, продовольствия и пр. Избыток американского экспорта достиг в 1946 г. 6,5 млрд долл., а эксперты предвидели его увеличение до 10 млрд в 1947 г. Перед войной Европа компенсировала дефицит своего торгового баланса положительным сальдо "неосязаемых доходов", основную часть которых составляли прибыли от фрахта и туризма. Но в первые послевоенные годы последний также был дефицитным. В течение этих двух лет необходимо было финансировать импорт за счет оплаты золотом или долларами, что поглотило четверть европейских резервов". В этих условиях было бы утопией полагать, что многосторонняя либеральная мировая экономическая система сможет

**С 1 марта 1947 г. по 30 апреля 1949 г. период, получивший название "фазы долларового спроса" (phase of dollar demand), так как 88% всех мировых платежей осуществлялось в этой валюте, он еще вел весьма активную деятельность, но с 1 мая 1949 г. по осень 1956 г. последняя была столь незначительной, что этот период получил название "пенсионной фазы" (phase of retirement). После этого наступила "фаза активности" (phase of activity) (Scammel W.M. International Monetary Policy. P. 152-158).



Таблица 29. Помощь платежному балансу, предоставленная МВФ в 1947-1971 гг. {в млн долл. США)

Займы стран-членов у Фонда

Соглашения подтверждения (суммы, необходимые в конце года)

в долл. США

в других валютах

всего

1947

1117

1960

1656

2478

1415

1567

1743

1668

1950

2151

2433

1289

1448

1804

2746

3552

1341

1530

2871

1970

1250

1839

1890

1900

Источник: FMI. Statistiques fmancieres intemationales, juillet 1972. P. 12.

сформироваться самостоятельно. Провал попытки восстановления конвертируемости фунта в июле - августе 1947 г. усилил это убеждение. Возможное решение заключалось лишь в активном и динамическом подходе со стороны США. Таковы были основы для реализации плана Маршалла, рассмотренном в гл. 9.

Сыграли свою роль и политические факторы. В первые послевоенные годы европейский политический барометр был, бесспорно, ориентирован налево. Между представителями христиан и социал-демократов наметилось согласие по вопросу необходимости проведения серии социальных реформ, призванных обеспечить благосостояние всем слоям населения. В этом отношении необходимо помнить, что многие лидеры левых активно участвовали в годы войны в движении Сопротивления и пользовались, в результате, огромной популярностью. С политическими, финансовыми и промышленными лидерами правых так дело обстояло далеко не всегда. Многие из них заняли пассивную и выжидательную позиции, а некоторые даже пошли на открытое сотрудничество с врагом. Благодаря давлению левых в Европе оказалось возможным создание системы смешанной экономики. Иными словами, абсолютный приоритет получили задачи внутреннего развития: обеспечение полной занятости и общественного благосостояния. Национальные правительства все активнее вмешивались в экономический процесс для их реализации, пренебрегая иной раз идеями международной солидарности. Такое дирижистское

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [ 95 ] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]