назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [ 94 ] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


94

валюту, он мог применить к последней оговорку "редкой валюты". В этом случае другие страны-члены Фонда должны были ограничить свои расчеты в валюте, названной "редкой", и с помощью дискриминационных мер способствовать сокращению экспорта из страны, обладавшей избыточным платежным балансом.

Реализация задач внутреннего экономического развития в условиях относительно стабильных обменных курсов и либерализованных международных норм неизбежно вела к возникновению проблем платежного баланса. Чтобы способствовать борьбе с ними, Бреттон-Вудское соглашение имело несколько механизмов представления краткофочной или феднесрочной помощи. Такие государства могли обращаться к золотым или валютным резервам, содержавшимся на Главном счете (Compte general) МВФ.

Эти резервы состояли из обязательных вкладов членов организации. На момент создания Фонда их было 44, а в 1988 г. - уже 131. Каждая из сфан-участниц вносила вступительный пай, величина которого определялась величиной ВНП и ее относительной долей в мировой торговле. Конкретная сумма оговаривалась в момент вступления. 25% вносилось в виде золота или конвертируемой в него валютой, остальные 75% - в валюте национальной. Учитывая тот факт, что величина взноса определяла количество голосов, принадлежавших участнику, последние имели в основе структуру асиммефичных полномочий. Так, США и Великобритания обладали правом вето". Каждые пять лет система квот-взносов могла изменяться". Впоследствии, за счет увеличения количества своих взносов право вето получили и сфаны ЕЭС.

Система же займов действовала следующим образом. Когда у того или иного государства образовывался дефицит платежного баланса, оно могло просить у МВФ скупить определенное количество иносфанной валюты. Последний переводил ее в свой резерв, государство же расплачивалось своей денежной единицей. С точки зрения МВФ эта операция была эквивалентна займу. Использование последнего конфолировалось Фондом, фок задолженности определялся пятью годами. В зависимости от состояния своих резервов МВФ выбирал валюту, которую сфана-должник могла получить с Генерального счета. При этом, безусловно, учитьшались ее пожелания. В течение 12 месяцев сумма таких займов каждого из государств не могла превышать 25% своего первоначального взноса. В целом сфана могла получить займы лишь пятью частями, соответствующими 25% взноса. Другими словами, МВФ не мог владеть валютой страны на сумму выше 200% от ее первоначального взноса (75% от квоты-взноса и плюс 125% от депозитов, внесенных за пять частей по 25%)*. Займы на первые 25% ("золотые"), как правило, не оговаривались никакими условиями. Последующие четыре ("кредитные") займа подлежали конфолю, условия которого постепенно ужесточались. Когда авуары МВФ в валюте сфаны-члена уменьшались до очень низкого уровня, последняя имела дополнительную возможность сделать специальный заем. Таким образом, она обеспечивала Фонд определенным количеством собственной валюты. Это должно было продолжаться до тех пор, пока авуары Фонда в этой валюте не достигали 75% величины первоначального взноса данного государства. Эти кредиты квалифицировались как "суперзолотые". Предоставляемые автоматически, они не имели определенного фока возврата.

Офаниченный первоначальный объем ресурсов МВФ и существование специфической процедуры управления займами не были случайными. Эти препятствия специально чинились американскими, а затем и другими руководителями МВФ, чтобы побудить государства использовать все внутренние механизмы борьбы с дефицитом платежного баланса, прежде чем обращаться за помощью к МВФ. Такая позиция офажала не только ортодоксальные концепции американского



правительства, но и давление со стороны международных банковских кругов*. Бреттон-Вудское соглашение, таким образом, вступало в противоречие с самим собой. Малая возможность для маневра при использовании гибкости курсов вынудила страны иметь значительные внешние финансовые ресурсы для преодоления даже временных проблем с платежным балансом. Те же возможности, которые им предоставлялись, были строго ограничены.

Возникала и другая проблема, а именно наличие пропасти между нормативной идеальной системой, разработанной в Бреттон-Вудсе, и хаосом, который переживал мир в 1945 г. Кризис 30-х годов, а затем война вызвали усиление ограничений в сфере торговли и платежей, и ни одна из стран не могла фазу пойти на их отмену. Поэтому-то, Гаванская хартия не была ратифицирована, а Международная торговая организация никогда не увидела свет.

При отсутствии мировой либеральной экономической системы МВФ, не имея возможности выполнять функции кредитного института, стремился заполнить лакуну, образовавшуюся из-за провала МТО. В первое десятилетие своего существования МВФ занимался пропагандой и распространением принципов ГАТТ". И только благодаря прогрессу в области либерализации торговли Фонд смог приступить к реализации функций, отведенных ему первоначально. Отношения, которые он теперь поддерживал со своими членами, обеспечили МВФ необходимый форум, на котором обсуждались международные монетарные проблемы и предложения по оказанию технической помощи развивающимся странам.

2. АМЕРИКАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИРОВОГО ПОРЯДКА

ПОПЫТКИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ ФУНТА СТЕРЛИНГОВ

Смерть президента Рузвельта в апреле 1945 г. вызвала глубокие изменения во внешней политике США. Дирижистская философия "Нового курса", которая под влиянием Г. Моргентау и Департамента Казначейства в значительной степени определяла внешнюю политику президента, уступила место концепциям государственного департамента, ориентированным на свободу торговли. Как только идея многосторонней и открытой мировой экономики, руководимой США, стала основой правительственной стратегии, в повестку дня встала необходимость изменения монетарной политики*. Новые руководители были сторонниками мировой системы, основанной на золотом паритете, так как последний, по их мнению, был единственной возможностью восстановить законы рыночной экономики. В этом отношении Бреттон-Вудское соглашение не давало достаточных гарантий: оно делало слишком относительным принцип стабильности финансов и не предусматривало наличия механизмов, способных заставить страны с дефицитом платежного баланса пойти на строгие ограничительные меры внутриэконовлического характера, чтобы восстановить равновесие.

Поэтому в период президентского правления Трумэна американское правительство искало возможности направить процесс восстановления мировой монетарной системы в русло своих либеральных концепций. С этой целью внимание

Американские банки, занимающиеся международной деятельностью, протестовали против предложений со стороны самого Фонда по облегчению доступа к кредитам и мобилизовали оппозицию этим предложениям в конгрессе. Они опасались, что правительства, таким образом, смогут слишком просто получить займы у Фонда. Банки предлагали в качестве запасного решения "План ключевой валюты" ("Key Currency Plan") Джона Вильямса (John И. Williams), профессора Гарвардского университета. И если механизм упрощения доступа к кредитам практически исчез из предложений МВФ, это произошло, по мнению многих наблюдателей, в результате кампании в пользу плана Вильямса, руководимой банками (Hirsh F., OppenheimerP. Managed Money. P. 624; Block F.L. Orins of International Economic Disorder. P. 52-55).



привлекалось к уже упомянутому плану "ключевой валюты" ("Key Currency Plan") экономиста из Гарварда Джона Вильямса. Доллар и фунт стерлингов как стабильные и конвертируемые валюты настолько доминировали в мировой монетарной системе, что американское и британское правительства вместо действительной финансовой помощи могли бы обеспечить остальному миру монетарную стабильность и экономический либерализм. Существование МВФ в этих условиях становилось бы излишним. Эти новые идеи государственного департамента основывались на системе прочных ключевых валют. В 1945 г. это условие полностью выполнялось применительно к доллару, но было абсолютно неприменимо к вышедшему из войны ослабленным фунту стерлингу. Помимо этого, Великобритания имела задолженность не только перед США, но и перед собственными колониями, доминионами и другими государствами, которые хранили долговые обязательства последней в форме пассивов стерлинговых балансов. США увидели в этой ситуации уникальную возможность интегрировать, в обмен на значительную помощь, Великобританию и всю стерлинговую зону в свой проект построения открытой мировой экономики. С окончанием второй мировой войны, последовавшим за капитуляцией Японии, был прекращен ленд-лиз. Великобритания была вынужденаспешно отправить Кейнса в Вашингтон для ведения переговоров о новом крупном займе. Условия, предложенные американским правительством, могли удовлетворить лишь финансовые круги Лондона, так как позволяли фунту вернуться к активной роли в системе международных финансовых отношений. Консервативные круги проявили большую подозрительность. Они отдавали отчет в том, что позиции Великобритании в мире ослаблены и хотели ограничить международную роль британской валюты закрытой зоной фунта стерлингов, где последний еще мог играть доминирующую роль. Еще большее недоверие к этой идее питала лейбористская партия, пришедшая к власти в июле 1945 г., желавшая поставить монетарную политику на службу внутренним интересам: обеспечению полной занятости и повышению общественного благосостояния. Такое понимание целей монетарной политики шло в разрез с американскими концепциями.

Однако после войны соотношение сил было таково, что лейбористское правительство оказалось вынуждено пойти на уступки. Соглашение об англоамериканском займе было подписано 6 декабря 1945 г. Одно из его положений предусматривало отмену установленного при создании МВФ разрешения, по которому Великобритания могла ограничивать международные платежи в течение пятилетнего переходного периода. Что же касается текущих расчетов, то Великобритания обязьшалась восстановить конвертируемость фунта с 15 июля 1947 г., через год после предоставления американского займа. Чтобы преуспеть в этом мероприятии, необходимо бьшо также решить проблему пассивов стерлинговых балансов, величина которых достигла значительной суммы. Речь, к тому же, велась о вопросе весьма деликатном, так как главные держатели этих средств (Индия, Египет и Аргентина) являлись развивающимися странами, а некоторые состояли в Сообществе. В тексте Соглашения британское правительство обозначило свое намерение, через консультации со всеми заинтересованными сторонами, аннулировать /з своих пассивов этих остатков и провести конверсию 90% оставшейся суммы, переоформив ее в долгосрочную задолженность. Что касалось либерализации торговли, американские условия были более благоприятными. Поскольку США не желали идти ни на какие уступки в области импортных тарифов, Великобритании было разрешено сохранить свою Систему имперских преференций.

Первоначально в ходе парламентских дебатов британские парламентарии заняли крайне враждебную позицию, но аргументы правительства и Кейнса бьши достаточно убедительны, чтобы добиться ратификации этого документа. Конечно, теперь Великобритания лишалась важных гарантий, полученных ею по Бреттон-Вудскому соглашению, но все это компенсировалось займом в 5 млрд долл., предос-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [ 94 ] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]